Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:05, аттестационная работа
Затяжной экономический кризис в России, в значительной степени снизивший заинтересованность реального производственного сектора в инновациях, одновременно обострил проблему эффективного использования выделяемых государством и отдельными предприятиями финансовых ресурсов при формировании и отборе инновационных проектов. Известно, что качество формирования отечественных инновационных проектов и подготовки на их основе инвестиционных проектов по освоению нововведений крайне невысока. Оно определяется используемой информационной технологией и квалификацией аналитиков при подготовке проектов.
Введение……………………………………………………………….……....….….3
1.Понятие и основные элементы инновационного проекта……………….........5
2.Сущность экономической эффективности и ее роль в инновационной деятельности…………………………………………………………………….…..7
3.Классификация методов определения экономической эффективности и их краткая характеристика……………………………………………………….…….9
4.Определение экономической эффективности в инновационном процессе..15
4.1. Коммерческая эффективность и методы их определения……………...…15
4.2 Бюджетная эффективность и методы их определения…………………….16
4.3. Народохозяйственная эффективность и методы их определения……….16
5.Учет факторов влияющих на повышение эффективности инновационного проекта………………………………………………………………………….…..17
6. Опыт повышения эффективности инновационного процесса на предприятии ОАО «Бетон»…………………………………………………………..……………19
Заключение……………………………………………………………………….…28
Список литературы……………………………………………………………..…..30
«Метод индекса рентабельности» (RI). Данный метод позволяет проводить ранжирование различных проектов в порядке убывающей рентабельности. Рентабельность инвестиций может быть измерена двумя способами:
- с учетом фактора времени, т.е. дисконтированием членов потока платежей;
- бухгалтерский учет;
В обоих случаях доход сопоставляется с размером инвестиций. Индекс рентабельности представляет собой отношение суммы всех дисконтированных денежных доходов инвестиций к сумме всех дисконтированных денежных расходов.
Расчет индекса рентабельности при разовом вложении средств:
PI= =:IC
PI=
Другими словами здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная. По сути, индекс рентабельности показывает величину получаемого дохода на каждый рубль инвестиций. Отсюда видно, что проект будет эффективным при значении индекса рентабельности, превышающем 1. Если PI равен или меньше 1, то проект следует отклонить.
Расчет индекса рентабельности при последовательном инвестировании финансовых ресурсов в течении нескольких лет:
PI= =:
Индекс рентабельности имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.
«Метод внутренней нормы доходности» (IRR). Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой процентную ставку, при которой истая современная стоимость инвестиционного проекта равно нулю. Реализация любого инвестиционного проекта требует привлечения финансовых ресурсов из любых источников, за которые всегда необходимо платить:
- за заемные средства платят проценты;
- за привлеченный капитал – дивиденды, вознаграждения;
Т.е. предприятие несет некоторые обоснованные расходы, связанные с осуществлением инвестиционного проекта.
Относительный уровень обоснованных расходов является ценой за использованный авансированный капитал (CC). Экономический смысл этого показателя заключается в том, что предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателей CC, если:
IRR>CC, проект следует принять
IRR<CC, проект следует отклонить
IRR=CC, проект не прибыльный, не убыточный
Практическое применение этого метода сводиться к последовательной интеграции, с помощью которой находится ставка дисконтирования, обеспечивающая равенство между суммами дисконтированных доходов и инвестиций. Для этого с помощью расчетов и таблиц выбираются два значения коэффициента дисконтирования:
r1<r2
Таким образом, чтобы в интервале (r1,r2) функция NPV= f(r)меняла свое значение с «+» на «-» или наоборот.
IRR=r1+*(r2-r1)
r1 – значение процентной
ставки в дисконтном множителе,
r2 - значение процентной ставки в дисконтном множителе, при котором f(r2)<0, f(r2)>0.
Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала, поэтому наилучший результат достигается в случае, когда длина интервала минимальна (равна 1%) , т.е. r1 и r2 ближайшие друг к другу значения коэффициента дисконтирования.
За рубежом расчет нормы рентабельности часто приминают в качестве первого шага количественного анализа инвестиций и для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%.
Другими словами, норма рентабельности определяется как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта (NPV), рассчитанного за экономический срок жизни инноваций.
Данный показатель преимущественно
используется при необходимости
выбора между несколькими
Отсюда становится понятным, что если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение нормы рентабельности указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. Показатель внутренней нормы доходности имеет другие названия: норма рентабельности, внутренняя норма прибыли, норма затрат инвестиций.
«Период окупаемости» (PP). Период окупаемости PP является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. Он представляет собой временной интервал, за пределами которого, чистая текущая стоимость (NPV) становится положительной величиной, т.е. окупаемость достигается в периоде, когда накопленная положительная текущая стоимость становится ровной отрицательной текущей стоимости всех вложений.
Другими словами, период окупаемости – это число лет, необходимых для возмещения вложенных инвестиций. Срок окупаемости определяется в двух вариантах:
- на основе дисконтированных членов потока платежей (nok), т.е. с учетом фактора времени;
- без дисконтирования (ny)
Величина nok характеризует число лет, которые необходимо для того, чтобы сумма дисконтированных на момент окончания инвестиций чистых доходов была ровна размеру инвестиций. Второй показатель ny не учитывает фактор времени, т.е. равные суммы дохода, получаемые в разное время, рассматриваются как равноценные.
ny=
ny – упрощенный показатель срока окупаемости
IC – сумма инвестиций
CF – средний ежегодный чистый доход
Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем более длителен срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.
Ни один из перечисленных методов сама по себе не является достаточным для принятия проекта. Каждый из методов анализа инновационных проектов дает возможность рассмотреть лишь какие-то из характеристик расчетного периода, выяснить важные моменты и подробности. Поэтому для комплексной оценки проекта необходимо использовать все эти методы в совокупности. [6]
4.Определение экономической эффективности в инновационном процессе
В основе проектного подхода к инновационной деятельности предприятия лежит принцип денежных потоков (cash flow). Особенностью является его прогнозный и долгосрочный характер, поэтому в применяемом подходе к анализу учитывается фактор времени и фактор риска. При этом эффективность определяется на основании методических рекомендаций по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования.
Методическими рекомендациями по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпром РФ, установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта: коммерческая (финансовая); бюджетная; народохозяйственная.
4.1. Коммерческая эффективность и методы их определения
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-шаге (Эt) выступает поток реальных денег. В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Разность между ними Фi(t):
Фi(t)= Пi(t)- Оi(t), где i=1,2,3. Приток реальных денег Фi(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инновационной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета): Фi(t)= [П1(t)- О1(t)]+ [П2(t)- О2(t)]= Ф1(t)- Ф’(t)
4.2 Бюджетная эффективность и методы их определения
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального и местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный эффект. Бюджетный эффект (Bt) для t-шага осуществления проекта определяется как превышение дохода соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта: Bt= Dt- Pt
Интегральный бюджетный эффект B рассчитывается по формуле как сумма дисконтированнных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами (Pинт).
4.3. Народохозяйственная эффективность и методы их определения
Показатели народохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации), отраслей и организаций. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
- Конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.д.), создаваемые участниками в ходе осуществления проекта;
- Социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия все участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
- Прямые финансовые результаты
- Кредиты и займы иностранных государств, , банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.;
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты: обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консерваторию и ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций. Социальные, экологические, политические иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или государственной поддержке проектов. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. [5]
5.Учет факторов влияющих на повышение эффективности инновационного проекта
Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода времени , зависит от ряда взаимозависимых факторов. Среди факторов, влияющих на повышение эффективности инновационного процесса, выделяют следующие:
• Инновационный потенциал организации (материально-техническая база, финансовые ресурсы, творческий потенциал, организационно-управленческие ресурсы): это показатель, который характеризует способность компании к осуществлению процессов нововведений. Это базовый критерий, определяющий результативность процесса создания и использования инноваций;
• Направление инновационной деятельности (уровень риска, экономическая эффективность, возможности предприятия, рыночная конъюнктура): успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от правильного направления разработки. Первоначальный выбор определяет весь ход последующей инновационной деятельности (примеры неудач : запрет развития генетики, кибернетики в СССР, на западе создание персональных компьютеров). Направление инновационной деятельности зависит от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений:
- сохранение позиций на рынке
- завоевание новых сегментов рынка
- структурные преобразования предприятия
- инновационный потенциал организации
- действия конкурентов
- темпы развития рынков
• Скорость осуществления инновационного процесса (скорость перехода одного этапа к другому, одновременное осуществление разных стадий, величина инновационного лага): ее характеризует показатель инновационный лаг – это временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли). От величины данного показателя зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и нововведении новинки, фирма стремится монополизировать рынок, получить максимальную прибыль от коммерциализации нововведения. Время, в течении которого предприятие – инноватор удерживает монопольно, определяется скоростью реагирования конкурентов. Таким образом, чем быстрее компания разработает новшество и введет его на рынок, тем быстрее окупит капиталовложение и опередит конкурента.
• Маркетинговая стратегия (конъюнктурные исследования на протяжении разработки, определение ценовой, сбытовой политики перед коммерциализацией новшества, выявление неудовлетворенной потребности (свободной рыночной ниши) на начальном этапе): маркетинговые исследования играют большую роль при проведении процесса нововведений, т.к. позволяют уменьшить риск отражения нововведений на рынке. Она осуществляются на различных стадиях. На этапе зарождения инновационной идеи выделяют задачи маркетинговых исследований:
Информация о работе Экономическая эффективность инновационного проекта