Контрольная работа по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:18, контрольная работа

Описание

Целями данной контрольной работы являются:
-изучение налоговой политики РФ ее развития и совершенствования.
-рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
-рассмотрение эффективности налоговой политики в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

контрольная доходы бюджета налоговая политика.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Переход России к рынку актуализировал проблему взаимоотношений государства и  экономики. Социально-экономические  проблемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства  в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процессов  из всего комплекса финансовых инструментов является налоговая политика.

           Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно  связанная с взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.

     Понятие налоговой политики выходит за рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую политику, государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному росту одних отраслей экономики по сравнению с другими, влияет на инвестиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результативность принимаемых  экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.

     Целями  данной контрольной работы являются:

-изучение налоговой политики РФ ее развития и совершенствования.

-рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.

-рассмотрение эффективности налоговой политики в Российской Федерации.

     Как будет рассмотрено ниже, налоговая политика государства является отражением проводимой экономической политики. При этом имеет она  относительно самостоятельное значение, поскольку от результатов проводимой налоговой политики государства в значительной степени зависит и то, какие изменения вынужденно вносить государство в свою экономическую политику.  

 

      1.НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ

     1.1.Налоговая политика государства

           Реализация налоговой  политики осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

           При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели: фискальную; экономическую; социальную; экологическую; контрольную; международную.

           Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.

           Первый тип –  политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов.  Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

           Второй тип –  политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает  объем социальных гарантий.

           Третий тип –  налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.

           При развитой экономике  все типы налоговой политики успешно  сочетаются. В РФ с начала экономических реформ (1992 г.)  стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего произошло падение темпов роста производства в отраслях экономики, увеличился масштаб уклонения от уплаты налогов, рост задолженности и взаимные неплатежи субъектов предпринимательства.

     В целях преодоления негативных последствий  воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал Налоговый Кодекс Российской Федерации. Налоговые преобразования, предусмотренные им, направлены на реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы, - снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков.

     Принятие  и введение в действие НК РФ позволили существенным образом систематизировать действовавшие нормы и положения,  регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

     Если  для законодательства начала 1990-х  гг. было характерно практически полное отсутствие регламентации налоговых органов, их взаимоотношений с налогоплательщиками, то НК РФ, вступивший в силу с 1999 г., четко регламентирует действия налоговых органов во многих стандартных ситуациях, возникающих при сборе налогов. Фактически он включает не только собственно налоговый, но и по аналогии с Гражданским процессуальным и Уголовно - процессуальным кодексами Налогово-процессуальный кодекс. Именно эти «процессуальные» элементы и оказывают определяющее влияние на технологию сбора налогов в условиях действия НК РФ.

     НК  РФ упорядочивает систему ответственности  за нарушение налогового законодательства, дифференцирует её в зависимости  от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки состава налоговых правонарушений.

     Целью изменений налоговой системы, предусмотренных  НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния её граждан.

     С принятием и введением в действие НК РФ в России начался новый этап налоговой реформы. НК РФ устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов, а также других обязательных платежей. Полномочия всех уровней власти и местного самоуправления по установлению, изменению или отмене налогов и сборов реализуются в пределах установленного перечня и в соответствии с общими принципами налогообложения.

     В специальном налоговом послании Президента РФ, направленном 23 мая 2000 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, были изложены основные направления налоговой реформы на ближайшую перспективу. В частности, в нем предлагались:

-снижение налогового бремени посредством отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, прежде всего тех, которые уплачиваются с выручки от реализации товаров (работ, услуг), ограничение налогообложения фонда оплаты труда (до 35-36%), а также изменение подхода к определению налоговой базы при взимании налога на прибыль;

-выравнивание условий налогообложения, которое может быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот,  устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам;

-упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

     На  первом этапе налоговой реформы (2000-2001 гг.) были отменены налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий. Для обеспечения социальной справедливости налогообложения предполагалось введение единой ставки налога на доходы физических лиц, существенно увеличив не облагаемый налогом минимум дохода.

     На  втором этапе (2002 – 2003 гг.) в целях  обеспечения нейтральности налогообложения  снижена ставка по налогу на прибыль организации и одновременно отменены существующие льготы, а также изменена методика формирования налоговой базы по указанном налогу (гл. 25 НК РФ).

           Реформирована система  налогообложения природных ресурсов, в частности введен налог на добычу полезных ископаемых (гл.26 НК РФ) взамен регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.

           Взвешенная налоговая  политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.

     До  недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получают развитие информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени учитывать интересы налогоплательщиков. 

1.2.Цели и принципы налоговой политики.

           При анализе налоговой  политики необходимо различать такие  понятия, как субъекты налоговой  политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

           Субъектами налоговой  политики выступают федерация, субъекты Федерации (республики, области, округа, автономии, входящие в федерацию и т.д.) и муниципалитеты (города, районы и т.д.) В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения – Москва и     Санкт - Петербург, а также структуры местного самоуправления – города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым  законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, её субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

       Результативность налоговой политики в  значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в её основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
  • дискретность или непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
  • степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
  • методы формирования налоговой базы.

       Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики их кризисного состояния.

       Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых государство стремится достичь, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как:

-изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;

-замена одних способов или форм налогообложения другими;

-изменение сферы распространения всей системы налогообложения;

-введение или отмена налоговых льгот и преференций;

-введение дифференцированной системы налоговых ставок.

                 Цели налоговой политики не являются чем-то статичным и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшим из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.  В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих целей:

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджету"