Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:27, курс лекций

Описание

Тема 1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство
Тема 2. Бюджетная система СССР
Тема 3. Функции государственного бюджета
...
Тема 40. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Тема 41. Исполнение бюджета

Работа состоит из  1 файл

lektsii_po_bs.doc

— 661.50 Кб (Скачать документ)

• индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;

• общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

• на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);

• сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.);

2) свод расходов (фонд  зарплаты, материальные затраты,  фонд производственного и социального  развития, фонд материального поощрения,  другие фонды);

3) свод доходов (финансирование  из бюджета, дополнительные платные  услуги населению, оказание услуг  по договорам с организациями,  прочие поступления);

4) производственные показатели  учреждения;

5) расчеты и обоснования  расходов и доходов.

Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.

Составление смет бюджетных  учреждений позволяет решать следующие  задачи:

• обеспечение бюджетных  учреждений государственным финансированием;

• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

• контроль за эффективным  и экономным расходованием средств.

В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при  составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения  бюджетных учреждений должен содействовать  переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен Законом  РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).

Согласно этим актам  Правительством России должны быть разработаны  и утверждены Советом Федерации  и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.

 

 

Тема 23. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

Наука — сфера деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний и эффект. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.

Система наук условно  делится на 1) естественные, 2) общественные и 3) технические.

В ходе развития наука  превратилась в производительную силу, оказывает влияние на все сферы общества. В условиях развития научно-технической революции сложилась система "Наука — техника — производство", в которой науке принадлежит ведущая роль.

  В сумму расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу включены:

1) проведение фундаментальных  исследований;

2) разработка перспективных  технологий, разработка приоритетных  направлений научно-технического  прогресса; 

3) выполнение НИОКР.

Предусмотрено также  проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ: "Развитие новых направлений элементной базы информационных технологий", "Развитие новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности", "Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего", "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.); Федеральная программа "Жилище", "Исследования Арктики и Антарктики", другие НИОКР.

Финансируется из бюджета  государственная поддержка академий наук:

• Российской академии наук;

• Российской академии сельскохозяйственных наук;

• Российской академии медицинских  наук;

• Российской академии образования;

• Российской академии архитектуры  и строительства;

• Российской академии художеств;

• поддержка отделений  академий наук.

 

 

Тема 24. Бюджетные расходы на поддержку

отраслей промышленности, энергетики, строительства

Промышленность, энергетика и строительство — ведущие  и крупные отрасли экономики  промышленно развитой страны.

Промышленное производство и энергетика составляют сердцевину любой экономики. В процессе производства с использованием энергетики создается экономический продукт путем преобразования экономических ресурсов. Без производства не может быть производственного потребления средств производства и услуг.

После Октябрьской революции  промышленность в России в 1918—1920 гг. была национализирована. Так была восстановлена  историческая справедливость: что создано  трудом народа, стало принадлежать народу. В результате национализации предприятий промышленности, транспорта, связи, банков было сосредоточено производство на государственных предприятиях и созданы условия для бурного развития общественного производства.

Энергетика — область экономики страны, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. Важнейшая часть энергетики — электроэнергетика. Все пред-

приятия страны в той  или иной мере используют электрическую  энергию. На использовании электрической  энергии работают машины, оборудование, технологические линии в производственных цехах производственных предприятий.

Развитие промышленности, как и других отраслей народного  хозяйства, определяется темпами и  масштабами капитального строительства, которое осуществляет воспроизводство (увеличение) и совершенствование основных фондов на базе капитальных вложений.

   Основные фонды — важнейшая часть материально-технической базы промышленности и других отраслей экономики. Они являются важнейшим условием повышения производительности труда в промышленности, увеличения выпуска продукции и повышения ее качества.

Капитальное строительство  осуществляется путем:

а) создания новых промышленных предприятий и сооружений;

б) реконструкции, расширения и совершенствования действующих  предприятий. Кроме того, с помощью капитального строительства осуществляется реновация (- обновление, процесс возмещения выбывающих в результате износа основных фондов новыми – необходимое условие простого воспроизводства) изношенных основных фондов.

В бюджетные расходы на промышленность, энергетику и строительство включены расходы на:

• государственную поддержку  угольной промышленности;

• научно-техническое  и проектное обеспечение предприятий  промышленности;

• мероприятия по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли;

• конверсию оборонной  промышленности;

• государственную поддержку  отраслей промышленности;

• государственную поддержку  народных художественных промыслов;

• реализацию программы "Использование спутниковых навигационных  систем для геодезического обеспечения территории России";

• государственные капитальные  вложения на безвозвратной основе;

• государственную поддержку  строительства;

• Федеральную программу "Модернизация транспортной системы  России" (до 2010 г.);

• Подпрограмму "Гражданская авиация";

• Подпрограмму "Морской  транспорт";

• Программу "Безопасность дорожного движения";

• Федеральную целевую  программу "Развитие органов Федерального казначейства на 2000 — 2004 годы";

• Федеральную целевую  программу "Жилище" на 2002—2010 годы" и др.

Тема 25. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства

Сельское хозяйство — одна из главных отраслей материального производства. Его назначение — возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных для получения продукции растениеводства и животноводства. Сельское хозяйство включает также различные виды первичной переработки растительных продуктов и животного сырья.

Сельскохозяйственное  производство имеет характерные особенности, которые отчетливо выражаются в сезонном характере сельскохозяйственного производства и особенностях использования природных ресурсов, а также зависимость от природно-климатических условий. В силу этой специфики сельскохозяйственного производства оно нуждается в поддержке.

Средств, выделенных из бюджетной системы на поддержку сельского хозяйства, явно недостаточно. В зарубежных странах на поддержку сельского хозяйства выделяются средства из бюджета в несколько раз больше по сравнению с тем, что выделяется в Российской Федерации.

В Российской Федерации сельское хозяйство имеет многоукладный характер: имеются государственные предприятия, кооперативные (колхозы), фермерские (частные) хозяйства, акционерные общества.

Отдача от земель, на которых  находятся акционерные хозяйства  и крестьянские (фермерские) хозяйства, очень низкая. У них очень плохая инвестиционная деятельность.

Задача заключается  в том, чтобы найти пути эффективного использования бюджетных средств  и улучшить весь производственный процесс  в сельском хозяйстве, поднять у  работников сельского хозяйства интерес к труду и самоуправлению.

Наиболее характерные  преимущества производственного кооператива  заключаются в следующем:

1. Прибыль производственного  кооператива распределяется между  его членами не пропорционально  их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. Поэтому производственный кооператив охарактеризован в Гражданском кодексе РФ как артель.

2. Законодательством  не ограничивается число членов  производственного кооператива,  что дает физическим лицам  возможность организовать производственные кооперативы необходимого размера.

3. Равные права всех  членов в управлении производственным  кооперативом (поскольку каждый  из них имеет только один  голос) повышает заинтересованность  кооперативов в успешной деятельности  своей организации, стимулирует их личную инициативу.

Одно из преимуществ  состоит далее в том, что производственные кооперативы не обязаны отдавать кредиторам высоколиквидное имущество  — зерно, мясо и другое имущество, отнесенное к неделимым фондам.

В производственном кооперативе каждый член имеет один голос. Члены кооператива избирают правление и председателя. В акционерном же обществе голосуют акции. Кто сумел в свое время приобрести больше акций (честным и нечестным путем), тот и имеет вес при решении вопросов на собрании. Другие же члены акционерного общества с одной—двумя акциями практически не имеют решающего значения.

Высшим органом управления производственного кооператива  является собрание его членов. В  кооперативе с числом членов более  пятидесяти может быть создан наблюдательный совет для контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительным органом кооператива является правление и (или) его председатель.

Они осуществляют текущее  руководство деятельностью кооператива  и подотчетны общему собранию.

Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из него. В этом случае ему выплачивается стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом. Члены кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива.

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"