Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:27, курс лекций
Тема 1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство
Тема 2. Бюджетная система СССР
Тема 3. Функции государственного бюджета
...
Тема 40. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Тема 41. Исполнение бюджета
• индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;
• общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
• на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);
• сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.);
2) свод расходов (фонд
зарплаты, материальные затраты,
фонд производственного и
3) свод доходов (финансирование
из бюджета, дополнительные
4) производственные показатели учреждения;
5) расчеты и обоснования расходов и доходов.
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:
• обеспечение бюджетных
учреждений государственным
• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
• контроль за эффективным
и экономным расходованием
В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений.
Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).
Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.
Тема 23. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
Наука — сфера деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний и эффект. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.
Система наук условно делится на 1) естественные, 2) общественные и 3) технические.
В ходе развития наука превратилась в производительную силу, оказывает влияние на все сферы общества. В условиях развития научно-технической революции сложилась система "Наука — техника — производство", в которой науке принадлежит ведущая роль.
В сумму расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу включены:
1) проведение фундаментальных исследований;
2) разработка перспективных
технологий, разработка приоритетных
направлений научно-
3) выполнение НИОКР.
Предусмотрено также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ: "Развитие новых направлений элементной базы информационных технологий", "Развитие новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности", "Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего", "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.); Федеральная программа "Жилище", "Исследования Арктики и Антарктики", другие НИОКР.
Финансируется из бюджета государственная поддержка академий наук:
• Российской академии наук;
• Российской академии сельскохозяйственных наук;
• Российской академии медицинских наук;
• Российской академии образования;
• Российской академии архитектуры и строительства;
• Российской академии художеств;
• поддержка отделений академий наук.
Тема 24. Бюджетные расходы на поддержку
отраслей промышленности, энергетики, строительства
Промышленность, энергетика и строительство — ведущие и крупные отрасли экономики промышленно развитой страны.
Промышленное производство и энергетика составляют сердцевину любой экономики. В процессе производства с использованием энергетики создается экономический продукт путем преобразования экономических ресурсов. Без производства не может быть производственного потребления средств производства и услуг.
После Октябрьской революции промышленность в России в 1918—1920 гг. была национализирована. Так была восстановлена историческая справедливость: что создано трудом народа, стало принадлежать народу. В результате национализации предприятий промышленности, транспорта, связи, банков было сосредоточено производство на государственных предприятиях и созданы условия для бурного развития общественного производства.
Энергетика — область экономики страны, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. Важнейшая часть энергетики — электроэнергетика. Все пред-
приятия страны в той или иной мере используют электрическую энергию. На использовании электрической энергии работают машины, оборудование, технологические линии в производственных цехах производственных предприятий.
Развитие промышленности, как и других отраслей народного хозяйства, определяется темпами и масштабами капитального строительства, которое осуществляет воспроизводство (увеличение) и совершенствование основных фондов на базе капитальных вложений.
Основные фонды — важнейшая часть материально-технической базы промышленности и других отраслей экономики. Они являются важнейшим условием повышения производительности труда в промышленности, увеличения выпуска продукции и повышения ее качества.
Капитальное строительство осуществляется путем:
а) создания новых промышленных предприятий и сооружений;
б) реконструкции, расширения
и совершенствования
В бюджетные расходы на промышленность, энергетику и строительство включены расходы на:
• государственную поддержку угольной промышленности;
• научно-техническое
и проектное обеспечение
• мероприятия по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли;
• конверсию оборонной промышленности;
• государственную поддержку отраслей промышленности;
• государственную поддержку народных художественных промыслов;
• реализацию программы
"Использование спутниковых
• государственные капитальные вложения на безвозвратной основе;
• государственную поддержку строительства;
• Федеральную программу "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.);
• Подпрограмму "Гражданская авиация";
• Подпрограмму "Морской транспорт";
• Программу "Безопасность дорожного движения";
• Федеральную целевую программу "Развитие органов Федерального казначейства на 2000 — 2004 годы";
• Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002—2010 годы" и др.
Тема 25. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства
Сельское хозяйство — одна из главных отраслей материального производства. Его назначение — возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных для получения продукции растениеводства и животноводства. Сельское хозяйство включает также различные виды первичной переработки растительных продуктов и животного сырья.
Сельскохозяйственное производство имеет характерные особенности, которые отчетливо выражаются в сезонном характере сельскохозяйственного производства и особенностях использования природных ресурсов, а также зависимость от природно-климатических условий. В силу этой специфики сельскохозяйственного производства оно нуждается в поддержке.
Средств, выделенных из бюджетной системы на поддержку сельского хозяйства, явно недостаточно. В зарубежных странах на поддержку сельского хозяйства выделяются средства из бюджета в несколько раз больше по сравнению с тем, что выделяется в Российской Федерации.
В Российской Федерации сельское хозяйство имеет многоукладный характер: имеются государственные предприятия, кооперативные (колхозы), фермерские (частные) хозяйства, акционерные общества.
Отдача от земель, на которых
находятся акционерные
Задача заключается
в том, чтобы найти пути эффективного
использования бюджетных
Наиболее характерные преимущества производственного кооператива заключаются в следующем:
1. Прибыль производственного
кооператива распределяется
2. Законодательством
не ограничивается число
3. Равные права всех
членов в управлении
Одно из преимуществ состоит далее в том, что производственные кооперативы не обязаны отдавать кредиторам высоколиквидное имущество — зерно, мясо и другое имущество, отнесенное к неделимым фондам.
В производственном кооперативе каждый член имеет один голос. Члены кооператива избирают правление и председателя. В акционерном же обществе голосуют акции. Кто сумел в свое время приобрести больше акций (честным и нечестным путем), тот и имеет вес при решении вопросов на собрании. Другие же члены акционерного общества с одной—двумя акциями практически не имеют решающего значения.
Высшим органом управления производственного кооператива является собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет для контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительным органом кооператива является правление и (или) его председатель.
Они осуществляют текущее
руководство деятельностью
Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из него. В этом случае ему выплачивается стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом. Члены кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива.