Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:27, курс лекций

Описание

Тема 1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство
Тема 2. Бюджетная система СССР
Тема 3. Функции государственного бюджета
...
Тема 40. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Тема 41. Исполнение бюджета

Работа состоит из  1 файл

lektsii_po_bs.doc

— 661.50 Кб (Скачать документ)

Эти средства направляются министерствам в качестве дополнительного финансирования расходов.

Тема 34. Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета

Пенсионный фонд — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.

Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия  по старости (по возрасту);

2) трудовая пенсия  по инвалидности;

3) трудовая пенсия  по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих  частей: базовой части; страховой части; накопительной части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

• мужчины, достигшие  возраста 60 лет;

• женщины, достигшие  возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют  следующие виды: пенсия за выслугу  лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Установлены следующие  размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:

• координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного  фонда в федеральном округе;

• взаимодействие с полномочным  представителем Президента Российской Федерации;

• координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

• взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной  власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и  обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Денежные средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

• страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

• страховых взносов  иных категорий граждан;

• ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;

• добровольных взносов  физических и юридических лиц.

С 1 января 2001 г. введен Единый социальный налог, зачисляемый в  государственные внебюджетные фонды. Согласно этому Единому социальному налогу (страховому взносу) установлен страховой взнос в Пенсионный фонд:

а) для предприятий  и организаций — в размере 28%, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

б) для сельскохозяйственных предприятий, в том числе иностранных  граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, а также для частных лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

Организации начисляют  и уплачивают обязательные страховые  взносы в Пенсионный фонд в процентах  от заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров.

Предприятия и организации  уплачивают страховые взносы один раз  в месяц и в сроки, установленные  для получения заработной платы.

Организации и предприятия  инвалидов и пенсионеров освобождаются  от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ.

При недостатке поступлений  средств в Пенсионный фонд Банк России может предоставить кредит для обеспечения  своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения  в конце года.

Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

В обязанности Правительства  РФ входит выделение для Пенсионного  фонда РФ валютных средств, необходимых  для приобретения вычислительной техники.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.

Средства Пенсионного  фонда РФ используются на:

• выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

• оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

• финансовое обеспечение  текущей деятельности ПФ и его органов;

• прочие расходы.

Размеры поступлений  средств в Пенсионный фонд РФ и  расходов средств отражаются в бюджете  Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда утверждается в форме Закона Федеральным Собранием РФ.

Среди поступлений в  доходную часть бюджета Пенсионного  фонда России подавляющую долю составляют страховые взносы (до 78%).

В расходной части  бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 90% (с доставкой и пересылкой пенсий).

С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в  силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 г.)

Целями индивидуального  учета являются:

• создание условий для  назначения пенсий в соответствии с  результатами труда каждого застрахованного  лица;

• обеспечение достоверности  сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

• создание условий для  контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает  индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Каждому застрахованному  лицу выдается страховое свидетельства.

Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного  фонда сведения о заработке и  начисленных взносах застрахованного  лица. Сведения включаются в лицевой  счет застрахованного лица.

В Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ заявил: "Возможности  нашего государства обеспечить достойный  уровень жизни и нынешним, и  будущим пенсионерам, к сожалению, невелики ... Нам нужен переход  к понятной системе накопления средств  на старость".

В 2002 году в России будет  проведена пенсионная реформа. Основная суть реформы состоит в том, что  теперешние отчисления в Пенсионный фонд, которые делают предприятия  и организации в размере 28% от фонда заработное платы, будут разделены на две части — в Фонд трудовых пенсий 14% и в так называемый "накопительный пенсионный фонд" — 14%. Средства накопительного пенсионного фонда будут храниться в коммерческих банках.

Однако накопленные  пенсионные деньги гражданину-пенсионеру выдаваться не будут, он может только посмотреть на размер накопившейся суммы. Предполагается, что в накопительный фонд в коммерческие банки будет поступать ежегодно до 20 млрд. руб. За 5 лет будут накоплены огромные деньги. Возникнет проблема их сохранности в России.

В 2002 году впервые средства Пенсионного фонда будут направляться предприятиями (организациями) непосредственно в государственный бюджет и только потом оттуда передаваться в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам "базовых пенсий".

 

Тема 35. Фонд социального  страхования

Российской  Федерации, его правовой статус,

характеристика, состав бюджета

Социальное страхование — это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.).

Социальное обеспечение  народа во всех государствах — одна из важных задач парламентов и  правительств. В бывшем СССР социальное обеспечение населения считалось  одним из важнейших завоеваний социализма.

Экономические реформы  в России сопровождаются нарастанием  проблем в социальной области, снижением  материального благосостояния народа, ростом его бедности.

Способствовать материальному  обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный фонд социального страхования.

Материальную базу осуществления  этих прав составляет фонд социального  страхования.

Статус внебюджетного  фонда социального страхования  Российской Федерации определяется Конституцией РФ,

Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Согласно Положению  о Фонде государственного социального  страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).

Управление Фондом государственного социального страхования возложено  на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители  назначаются Правительством Российской Федерации.

Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:

• концентрация денежных средств государства на социальное страхование;

• обеспечение гарантированных  государством пособий гражданам  по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);

• оплата путевок на санаторно-курортное  лечение работников;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального  страхования;

• частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.

Создается Фонд страховым  методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источником  образования Фонда являются:

1) страховые взносы  работодателей — предприятий  и организаций, которые вносят  денежные средства в виде единого  социального налога (взноса) по установленным ставкам;

2) страховые взносы  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью;

3) средств государственного  бюджета (в форме дотаций) и  доходы от инвестирования части  временно свободных средств Фонда  в банковские вклады;

4) прочие поступления.

Все организации и  предприятия независимо от форм собственности  с 2001 года вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования.

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"