Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:27, курс лекций
Тема 1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство
Тема 2. Бюджетная система СССР
Тема 3. Функции государственного бюджета
...
Тема 40. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Тема 41. Исполнение бюджета
Эти средства направляются министерствам в качестве дополнительного финансирования расходов.
Тема 34. Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
Пенсионный фонд — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.
Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
В России установлены следующие виды трудовых пенсий:
1) трудовая пенсия по старости (по возрасту);
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
• мужчины, достигшие возраста 60 лет;
• женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.
Установлены следующие размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:
• координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
• взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
• координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
• взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.
Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет:
• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
• страховых взносов иных категорий граждан;
• ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;
• добровольных взносов физических и юридических лиц.
С 1 января 2001 г. введен Единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Согласно этому Единому социальному налогу (страховому взносу) установлен страховой взнос в Пенсионный фонд:
а) для предприятий и организаций — в размере 28%, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;
б) для сельскохозяйственных предприятий, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, а также для частных лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;
в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.
Организации начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд в процентах от заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров.
Предприятия и организации уплачивают страховые взносы один раз в месяц и в сроки, установленные для получения заработной платы.
Организации и предприятия
инвалидов и пенсионеров
При недостатке поступлений средств в Пенсионный фонд Банк России может предоставить кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.
Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
В обязанности Правительства РФ входит выделение для Пенсионного фонда РФ валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники.
На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.
Средства Пенсионного фонда РФ используются на:
• выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
• оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• выплаты пособий на погребение получателям пенсий;
• финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;
• прочие расходы.
Размеры поступлений средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда.
Бюджет Пенсионного фонда утверждается в форме Закона Федеральным Собранием РФ.
Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда России подавляющую долю составляют страховые взносы (до 78%).
В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 90% (с доставкой и пересылкой пенсий).
С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 г.)
Целями индивидуального учета являются:
• создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
• обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
• создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельства.
Организации-работодатели
представляют в органы Пенсионного
фонда сведения о заработке и
начисленных взносах
В Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ заявил: "Возможности нашего государства обеспечить достойный уровень жизни и нынешним, и будущим пенсионерам, к сожалению, невелики ... Нам нужен переход к понятной системе накопления средств на старость".
В 2002 году в России будет проведена пенсионная реформа. Основная суть реформы состоит в том, что теперешние отчисления в Пенсионный фонд, которые делают предприятия и организации в размере 28% от фонда заработное платы, будут разделены на две части — в Фонд трудовых пенсий 14% и в так называемый "накопительный пенсионный фонд" — 14%. Средства накопительного пенсионного фонда будут храниться в коммерческих банках.
Однако накопленные пенсионные деньги гражданину-пенсионеру выдаваться не будут, он может только посмотреть на размер накопившейся суммы. Предполагается, что в накопительный фонд в коммерческие банки будет поступать ежегодно до 20 млрд. руб. За 5 лет будут накоплены огромные деньги. Возникнет проблема их сохранности в России.
В 2002 году впервые средства Пенсионного фонда будут направляться предприятиями (организациями) непосредственно в государственный бюджет и только потом оттуда передаваться в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам "базовых пенсий".
Тема 35. Фонд социального страхования
Российской Федерации, его правовой статус,
характеристика, состав бюджета
Социальное страхование — это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.).
Социальное обеспечение
народа во всех государствах — одна
из важных задач парламентов и
правительств. В бывшем СССР социальное
обеспечение населения
Экономические реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области, снижением материального благосостояния народа, ростом его бедности.
Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный фонд социального страхования.
Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования.
Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ,
Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.
Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).
Управление Фондом государственного
социального страхования
Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:
• концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
• обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
• оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
• частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.
Фонд государственного социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.
Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источником образования Фонда являются:
1) страховые взносы
работодателей — предприятий
и организаций, которые вносят
денежные средства в виде
2) страховые взносы
граждан, занимающихся
3) средств государственного
бюджета (в форме дотаций) и
доходы от инвестирования
4) прочие поступления.
Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 года вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования.