Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:11, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений
1.2. Социально-экономические аспекты межбюджетных отношений в процессе их исторического развития в России
1.3. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ2
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов
2.2. Характеристика межбюджетных отношения регионов и муниципальных образований
3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Все это, конечно, невозможно без увязки с налоговой политикой, которая в последнее время направлена, наоборот, на централизацию. Конечно, есть много моментов, когда усиление централизации оправданно. На наш взгляд, она была оправданна в 90-х и начале 2000-х годов, когда налогооблагаемая база страны была очень слаба, были сильны сепаратистские настроения в регионах и началась политика по укреплению вертикали власти. Но в последние годы, когда страна была в состоянии интенсивного экономического роста, такая политика неоправданна. Да и с вертикалью власти федеральные власти явно «перегнули палку». Россия все сильнее и сильнее приобретает черты унитарного государства.
Но начавшийся не так давно мировой финансовый кризис, скорее всего вряд ли даст направить налоговое законодательство в сторону децентрализации. По крайней мере, на наш взгляд, централизация не должна ни в коем случае дальше усиливаться. Тем более что мы придерживаемся оптимистических взглядов. По нашим прогнозам оживление в экономике начнется уже с середины 2009г., а в первом полугодии 2010г. экономические параметры страны достигнут своего докризисного уровня. После этого рост экономики продолжится вперед.
На наш взгляд, также необходимо обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
Также необходимо применять систему санкций как за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных средств из республиканских и региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.
К позитивным итогам преобразований
в федеративных отношениях, осуществляемых
в последние годы, следует отнести начавшийся
процесс совершенствования федеративной
административно-
Конечно, данный процесс должен проходить на взаимовыгодной основе и не может, да и не должен затрагивать республики, области, округа, построенные по национальному признаку.
Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов.
Реформирование межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет идти в том направлении, которое определено в «Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг» и бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 9 марта 2007г., хотя не так быстро и эффективно, как бы этого хотелось.
В данной Концепции определены следующие основные задачи:
1) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
2) создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты;
3) создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальными финансами;
4) повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;
5) оказание методологической и консультационной помощи субъектам Федерации в целях повышения эффективности и качества управления региональными и муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.
В Бюджетном послании определены следующие основные задачи на 2008-2010 годы:
- превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетов всех уровней
- дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. [6, с.7]
Вывод. Основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:
1) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
2) укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;
3) создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;
4) введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности
5) обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
Так как мы придерживаемся оптимистических взглядов, то дальнейшее развитие межбюджетных отношений пойдет именно по направлениям, указанным выше.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Межбюджетные отношения -- это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.
Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:
1) проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти;
2) недостаточно эффективная нормативно-правовая основа, регулирующая межбюджетные отношения;
3) чрезмерная межрегиональная дифференциация регионов в плане социально-экономического развития;
4) неэффективная система распределения финансовой помощи нуждающимся регионам и муниципалитетам посредством межбюджетным трансфертов, поощряющая иждивенческие настроения и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.
Основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:
1) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
2) укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;
3) создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;
4) введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности;
5) обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов.
Процесс реформирования межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет идти в следующих направлениях:
1) укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
2) создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты;
3) создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальными финансами;
4) повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г., 06.12.2007) в ред. от 24. 11. 2008 г., consultant.ru.
3. Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998г., в ред. от 30.06.2008г., consultant.ru.
4 . Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 27.12.2006г. , minfin.ru.
5.Федеральнвй Закон «О федеральном бюджете на 2008-2010-е годы» от 29.12.2007, minfin.ru.
2. Специальная литература
6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13 марта 2007г.// Финансы -2007-№3-стр.5-10.
7. Гайзатуллин. Р.Р. Бюджетный процесс в республике Татарстан на современном этапе // Финансы -2008-№6-стр.13-16.
8. Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы -2008-№3-стр.11-14.
9. Миляков Н.В.- 2-е изд. - М: ИНФРА-М, 2004.-543 с.
10. Нешитой А.С. Финансы. Учебник.- 8-е изд., перераб. и доп. - М.; Издательско-торговая корпорация «дашков и К, 2008 - 512с
11. Родионова А.К. Политический институт современного бюджетного федерализма в условиях демократизации российского государства, ЗИП СибУПК, 2006г. - 165с.
12. Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета // Бюджет. 2004. № 3. С. 11.
13. Федоров В.А. Бюджетный процесс в России: этапы становления, перспективы развития, роль органов Федерального казначейства. М: Хабаровск, 2004 г. - 345 с.
14. Финансы, денежное обращение
и кредит. Учебник. Краткий курс/Подред.Н.Ф.Самсонова.-М:
15. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/Под ред. Г.Б.Поляка. - 3-е изд. - 703с.(
16. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов /под. ред.Г.Б. Поляка -2007.-302с.
17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента /Под.ред.Г.Б.Поляка.-3-е изд., перераб. и доп. - М:ЮНИТИ-ДА
18. Финансовые проблемы бюджета-2005 (по материалам конференции Гильдии финансистов)//Финансы. - 2005. - №10-стр.11-14.
19. Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты// Финансы-2007-№ 11-стр.10-13.
20. Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист 2004 №4 стр.10-14.
Приложения
Приложение 1
Распределение дотаций из Федерального Фонда Финансовой поддержки на 2007-2008гг., предусмотренное в федеральном бюджете (млн.руб.)
№ |
название региона |
2007г. |
в % к итогу |
2008г |
в % к итогу |
темп прироста в % | |||||||
1 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
2880,8 |
1,1 |
3161,7 |
1,0 |
9,8 | |||||||
2 |
Республика Алтай |
4152,4 |
1,6 |
4383,7 |
1,3 |
5,6 | |||||||
3 |
Республика Башкортостан |
1295,1 |
0,5 |
2370,9 |
0,7 |
83,1 | |||||||
4 |
Республика Бурятия |
8193,7 |
3,1 |
10437,5 |
3,2 |
27,4 | |||||||
5 |
Республика Дагестан |
18624,0 |
7,2 |
23080,9 |
7,0 |
23,9 | |||||||
6 |
Республика Ингушетия |
4380,1 |
1,7 |
5017,1 |
1,5 |
14,5 | |||||||
7 |
Кабардино-Балкарская Республика |
4967,5 |
1,9 |
5665,2 |
1,7 |
14,0 | |||||||
8 |
Республика Калмыкия |
1685,1 |
0,6 |
1891,0 |
0,6 |
12,2 | |||||||
9 |
Карачаево-Черкесская Республика |
3088,8 |
1,2 |
3667,1 |
1,1 |
18,7 | |||||||
10 |
Республика Карелия |
1269,4 |
0,5 |
1533,7 |
0,5 |
20,8 | |||||||
11 |
Республика Коми |
314,6 |
0,1 |
||||||||||
12 |
Республика Марий Эл |
3165,8 |
1,2 |
3165,8 |
1,0 |
0,0 | |||||||
13 |
Республика Мордовия |
3348,9 |
1,3 |
3348,9 |
1,0 |
0,0 | |||||||
14 |
Республика Саха (Якутия) |
14609,9 |
5,6 |
22768,1 |
6,9 |
55,8 | |||||||
15 |
Республика Северная Осетия - Алания |
3700,0 |
1,4 |
3592,8 |
1,1 |
-2,9 | |||||||
16 |
Республика Тыва |
5536,1 |
2,1 |
7301,9 |
2,2 |
31,9 | |||||||
17 |
Удмуртская Республика |
371,6 |
0,1 |
1253,2 |
0,4 |
237,2 | |||||||
18 |
Республика Хакасия |
770,2 |
0,3 |
1344,7 |
0,4 |
74,6 | |||||||
19 |
Чеченская Республика |
10458,3 |
4,0 |
11979,2 |
3,6 |
14,5 | |||||||
20 |
Чувашская Республика - Чувашия |
4870,7 |
1,9 |
4870,7 |
1,5 |
0,0 | |||||||
21 |
Алтайский край |
12598,0 |
4,8 |
14995,1 |
4,6 |
19,0 | |||||||
22 |
Камчатка, в том числе |
1120,6 |
0,4 |
1889,2 |
0,6 |
68,6 | |||||||
Корякский автономный округ |
1120,6 |
0,4 |
1889,2 |
0,6 |
68,6 | ||||||||
23 |
Краснодарский край |
5903,5 |
2,3 |
6387,5 |
1,9 |
8,2 | |||||||
24 |
Красноярский край |
3122,6 |
1,2 |
3502,5 |
1,1 |
12,2 | |||||||
25 |
Пермский край, в том числе: |
1763,6 |
0,7 |
2178,0 |
0,7 |
23,5 | |||||||
Коми-Пермяцкий округ |
1763,6 |
0,7 |
2178,0 |
0,7 |
23,5 | ||||||||
26 |
Приморский край |
6253,0 |
2,4 |
7320,4 |
2,2 |
17,1 | |||||||
27 |
Ставропольский край |
8174,1 |
3,1 |
9354,4 |
2,8 |
14,4 | |||||||
28 |
Хабаровский край |
4013,5 |
1,5 |
4733,8 |
1,4 |
17,9 | |||||||
29 |
Амурская область |
4436,2 |
1,7 |
5855,8 |
1,8 |
32,0 | |||||||
30 |
Архангельская область |
2544,8 |
1,0 |
4705,7 |
1,4 |
84,9 | |||||||
31 |
Белгородская область |
825,4 |
0,3 |
927,3 |
0,3 |
12,4 | |||||||
32 |
Брянская область |
6310,2 |
2,4 |
825,4 |
0,3 |
-86,9 | |||||||
33 |
Владимирская область |
2809,1 |
1,1 |
6310,2 |
1,9 |
124,6 | |||||||
34 |
Волгоградская область |
2213,4 |
0,8 |
4048,3 |
1,2 |
82,9 | |||||||
35 |
Воронежская область |
4729,8 |
1,8 |
3094,5 |
0,9 |
-34,6 | |||||||
36 |
Ивановская область |
4996,4 |
1,9 |
6822,6 |
2,1 |
36,6 | |||||||
37 |
Иркутская область |
3656,4 |
1,4 |
5590,5 |
1,7 |
52,9 | |||||||
38 |
Калининградская область |
938,1 |
0,4 |
6737,7 |
2,1 |
618,2 | |||||||
39 |
Калужская область |
1622,4 |
0,6 |
1075,0 |
0,3 |
-33,7 | |||||||
40 |
Камчатская область |
6410,5 |
2,5 |
1460,2 |
0,4 |
-77,2 | |||||||
41 |
Кемеровская область |
1394,9 |
0,5 |
1394,9 |
0,4 |
0,0 | |||||||
42 |
Кировская область |
4737,7 |
1,8 |
5211,4 |
1,6 |
10,0 | |||||||
43 |
Костромская область |
1891,9 |
0,7 |
2195,9 |
0,7 |
16,1 | |||||||
44 |
Курганская область |
4960,9 |
1,9 |
5764,8 |
1,8 |
16,2 | |||||||
45 |
Курская область |
1673,2 |
0,6 |
1660,9 |
0,5 |
-0,7 | |||||||
46 |
Магаданская область |
2711,5 |
1,0 |
5663,5 |
1,7 |
108,9 | |||||||
47 |
Московская область |
4268,6 |
1,6 |
4268,6 |
1,3 |
0,0 | |||||||
48 |
Мурманская область |
898,5 |
0,3 |
1229,9 |
0,4 |
36,9 | |||||||
49 |
Нижегородская область |
1702,6 |
0,7 |
2433,1 |
0,7 |
42,9 | |||||||
50 |
Новгородская область |
847,2 |
0,3 |
847,2 |
0,3 |
0,0 | |||||||
51 |
Новосибирская область |
2719,8 |
1,0 |
3880,5 |
1,2 |
42,7 | |||||||
52 |
Омская область |
2667,2 |
1,0 |
2400,5 |
0,7 |
-10,0 | |||||||
53 |
Оренбургская область |
|
|
1560,8 |
0,5 |
| |||||||
54 |
Орловская область |
1122,0 |
0,4 |
2043,6 |
0,6 |
82,1 | |||||||
55 |
Пензенская область |
5504,7 |
2,1 |
5926,8 |
1,8 |
7,7 | |||||||
56 |
Псковская область |
2810,4 |
1,1 |
3540,5 |
1,1 |
26,0 | |||||||
57 |
Ростовская область |
9854,4 |
3,8 |
13865,1 |
4,2 |
40,7 | |||||||
58 |
Рязанская область |
1350,9 |
0,5 |
1811,4 |
0,6 |
34,1 | |||||||
59 |
Саратовская область |
3141,8 |
1,2 |
6247,6 |
1,9 |
98,9 | |||||||
60 |
Сахалинская область |
1297,4 |
0,5 |
3171,3 |
1,0 |
144,4 | |||||||
61 |
Смоленская область |
1149,4 |
0,4 |
1884,0 |
0,6 |
63,9 | |||||||
62 |
Тамбовская область |
3558,7 |
1,4 |
5081,5 |
1,5 |
42,8 | |||||||
63 |
Тверская область |
2705,8 |
1,0 |
2897,8 |
0,9 |
7,1 | |||||||
64 |
Томская область |
|
|
1314,5 |
0,4 |
| |||||||
65 |
Тульская область |
1786,2 |
0,7 |
1922,6 |
0,6 |
7,6 | |||||||
66 |
Ульяновская область |
2535,0 |
1,0 |
3746,7 |
1,1 |
47,8 | |||||||
67 |
Челябинская область |
|
|
610,7 |
0,2 |
| |||||||
68 |
Читинская область |
5820,2 |
2,2 |
6291,1 |
1,9 |
8,1 | |||||||
69 |
Ярославская область |
|
|
613,2 |
0,2 |
| |||||||
70 |
Еврейская автономная область |
1588,1 |
0,6 |
1733,4 |
0,5 |
9,1 | |||||||
71 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ |
1874,8 |
0,7 |
609,0 |
0,2 |
-67,5 | |||||||
72 |
Чукотский автономный округ |
2034,4 |
0,8 |
1729,2 |
0,5 |
-15,0 | |||||||
|
Итого |
260418,3 |
100 |
328647,6 |
100,0 |
26,2 |