Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:56, доклад
Межбюджетные отношения - совокупность отношений между разными уровнями государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса [Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2009 г. п.1. ст. 129. – М.: Эксмо, 2009. – 320с. – (Российское законодательство)].
Необходимо
создать на федеральном уровне законодательные
условия, позволяющие региональным
властям разрабатывать и
В целях обеспечения стабильности исполнения обязательств субъектов РФ представляется целесообразным формирование за счет доходов региональных бюджетов фондов. Рекомендуется создавать фонды финансовых резервов, прежде всего, регионам, доходы которых значительно зависят от одного доходного источника, поступления по которому могут изменяться.
Закрепленное в 2007-2009 гг. положение о замене дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных образований не только от налога на доходы физических лиц, учитывает многообразие типов муниципальных образований, различая в специфике их инфраструктуры и экономическом потенциале. Это является дополнительным инструментом повышения заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований в наращивании налогового потенциала. Предполагается закрепить данное положение на постоянной основе.
Важным шагом на пути приведения бюджетного федерализма в России в соответствие с его фундаментальными принципами стало закрепление доходных источников за бюджетами различных уровней бюджетной системы. В тоже время закрепленные по единым нормативам доходные источники способствуют увеличению различий в уровне бюджетной обеспеченности отдельных публично-правовых образований, так как не учитывают присущие им особенности, в том числе уровень экономического развития и налоговый потенциал.
Представляется целесообразным на долгосрочной основе закрепить право за субъектами Федерации устанавливать в определенных законом пределах единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений и муниципальных районов. Согласно действующему законодательству изменение дополнительных нормативов отчислений в бюджеты поселений и муниципальных районов (городских округов) не допускается лишь в течение одного финансового года. Поскольку целью замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными отчислениями является создание стимулов у местных органов власти к принятию мер, направленных на увеличение налоговой базы, то закрепление дополнительных нормативов на один год представляется недостаточным.
Данные
решения положительно скажутся на росте
доходов населения в
Таким образом, представляется правильным закреплять подобные дополнительные нормативы отчислений на среднесрочную перспективу либо в рамках (на три года), либо отдельными законодательными аспектами субъектов Российской Федерации на срок от трех до пяти лет.
Фактором эффективного бюджетного регулирования выступает степень соответствия его инструментов индивидуальным для каждой страны исходным условиям и целям территориального развития. Уровень зрелости федеративного устройства в России, в состав которой входит большое количество административных образований, не одинаковых по размеру территорий, численности населения и уровню социально-экономического развития, характеризуется слабой степенью взаимодействия регионов друг с другом, чем взаимодействие каждого из них с центром. Кроме этого, регулирование полномочий различных уровней власти базируется не только на Бюджетном Кодексе РФ, как основном документе взаимоотношений между уровнями бюджетной системы в РФ, но и на множестве других нормативно-законодательных актах, которые зачастую не конкретизируют, а противоречат друг другу. Система перераспределения доходных полномочий не ориентирована на эффективное действие региональных властей. В результате органы власти субъектов Федерации и особенно местного самоуправления не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов, и вынуждены проводить политику выборочного или частичного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая просроченную задолженность. В отсутствии стимулов к проведению ответственной бюджетной политики, повышению прозрачности бюджетной отчетности, качества бюджетных услуг, эффективному управлению расходами привели к оппортунистическому поведению большинства регионов.
Такая же негативная ситуация и по доходным полномочиям. Отсутствие каких-либо налоговых полномочий у региональных властей не позволяет выполнить одно из необходимых условий эффективности бюджетной системы – обеспечение взаимосвязи между уровнем налогообложением и качеством предоставляемых населению услуг, а также приводит к нелегальному мер воздействия на налогоплательщиков.
Частые
изменения пропорций налоговых
поступлений между уровнями бюджетной
системы привели к
[Электронный
сайт: www.ncstu.ru]