Налоговые доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:38, реферат

Описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
4
1.1
Экономическая сущность доходов бюджета
4
1.2
Анализ состава и структуры налоговых доходов
7
1.3
Роль налогов в формировании финансов государства
11
2
АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
14
3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система.docx

— 189.93 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

4

1.1

Экономическая сущность доходов  бюджета

4

1.2

Анализ состава и структуры  налоговых доходов

7

1.3

Роль налогов в формировании финансов государства

11

2

АНАЛИЗ  НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ  БЮДЖЕТА

14

3

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ  ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов  на развитие экономики возникла объективная  необходимость в анализе структуры  и динамики налоговых доходов  в бюджете страны.

Налоги важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

Сегодня остро стоит вопрос о  необходимости формирования налоговых  доходов. Сущность налогообложения  заключается в прямом изъятии  государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет  двухсторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных  статей.

Актуальность выбранной темы состоит  и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансового  механизма государственного регулирования  экономики. Именно налоговая система  в настоящее время является главным  предметом дискуссий о путях  и методах ее реформирования.

Объектом исследования являются налоговые доходы бюджета. 

 

 

1  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

 

    1. Экономическая сущность доходов бюджета

 

Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет – не однозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние  на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством.

Каждое государство для  реализации присущих ему функций  имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству  в процессе распределения или  перераспределения национального  дохода, национального богатства. Первоначально  источниками доходов государства  были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства  складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте  раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В настоящее время, аккумулируя  налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое[10].

Очень важно отметить, что  именно за счет налоговых поступлений  государству удается удовлетворить  различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в  центральных бюджетах развитых стран  составляет 80-90%.

Доходы бюджетов  – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета  – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов[7].

Большое разнообразие экономических  отношений порождает множественность  видов доходов в хозяйстве, а  отсюда следует и необходимость  иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных  доходов существенно различаются  по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической  значимости.

В настоящее время в  России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме того, имеются ещё и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ). Эти поступления связаны обычно с движением средств между бюджетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, между разными видами бюджетов внутри бюджетной системы, с использованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов. Соответственно бюджетного кодекса РФ, статья 41.5 это выглядит так:

"К безвозмездным и  безвозвратным перечислениям относятся  перечисления в виде:

- финансовой помощи из  бюджетов других уровней в  форме дотаций и субсидий;

- субвенций из Федерального  фонда и (или) из региональных  фондов компенсаций;

- субвенций из местных  бюджетов других уровней;

- иных безвозмездных перечислений  между бюджетами бюджетной системы  РФ;

- безвозмездных перечислений  из бюджетов государственных  (или) территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- безвозмездных перечислений  от физических лиц и юридических  лиц, в том числе добровольных  пожертвований[3].

В целом эта статья доходов  в консолидированном бюджете  составляет менее процента общей  величины доходов.

Выделение третьей группы – доходов бюджетных целевых  фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни  России. На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эти доходы не имеют принципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета – налоги и неналоговые платежи. Главной из них, конечно, являются налоги. 

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местные бюджеты. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

Прежде всего, они преобладают  количественно. Основной доход в  составе неналоговых платежей – это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это, как бы, доходы, связанные с собственностью государства и деятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Возможно, их доля в ближайшее время несколько повысится, если продолжающаяся приватизация будет организованна на более выгодных для государства началах, а также в случае повышения эффективности текущей эксплуатации государственного имущества[9].

Итак, главный источник доходов  государства – это налоги, они  многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным  принципам: по объекту, по конечному  плательщику, по методу платежа и  др. Наиболее наглядно деление налогов  по объекту взимания. Налог может  устанавливаться либо непосредственно  на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи  товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и  должен платить налог. Непосредственно  в составе доходов бюджета  предусматриваются следующие группы налогов: (статья 49 БК РФ) федеральные  налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством  РФ, а пропорции распределения, в  порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет  при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты  нижестоящего уровня на очередной финансовый год. 

 

    1. Анализ состава и структуры налоговых доходов

 

       Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений[8].

В соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются:

  • налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет (в федеральный бюджет зачисляется 6,5% из 24%) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции- по нормативу 20 процентов;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;
  • водного налога - по нормативу 100 процентов;
  • единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) - по нормативу 100 процентов[5].

       Налоговые доходы субъектов РФ. В соответствии со ст. 56 БК РФ в  бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов: налога на имущество организаций; налога на игорный бизнес; транспортного налога – по нормативу 100 процентов. В бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    • налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ (в бюджет субъекта зачисляется 17,5% из 24%), - по нормативу 100 процентов;
    • налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, - по нормативу 80 процентов;
    • налог на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
    • налог на наследование или дарение  - по нормативу 100 процентов;
    • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
    • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
    • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60 процентов;
    • акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
    • акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
    • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
    • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
    • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
    • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
    • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 процентов;
    • сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
    • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;
    • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
    • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

Информация о работе Налоговые доходы бюджета