Налоговые доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:38, реферат

Описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
4
1.1
Экономическая сущность доходов бюджета
4
1.2
Анализ состава и структуры налоговых доходов
7
1.3
Роль налогов в формировании финансов государства
11
2
АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
14
3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система.docx

— 189.93 Кб (Скачать документ)

Налоговые доходы МО

  • земельный налог – по нормативу 100%;
  • на имущество физических лиц – по нормативу 100%;
  • НДФЛ – по нормативу 30 %;
  • ЕНВД для определенных видов деятельности – по нормативу 90%;
  • государственная пошлина в соответствии с перечнем, определенным БК;
  • налоговые доходы от федеральных и региональных налогов по нормативам органов государственной власти субъектов РФ.

 

1.3 Роль налогов в формировании финансов государства

 

    Налоги олицетворяют  собой ту часть совокупности  финансовых отношений, которая  связана с формированием денежных  доходов государства (бюджета  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения соответствующих  функций - социальной, экономической,  военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной  науки и др. Как составная часть  производственных отношений налоги (через финансовые отношения)  относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной  необходимостью, ибо обусловлены  потребностями поступательного  развития общества. Государство,  исходя из объективной необходимости,  формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны[11]. 

      Факторы  социального и экономического  порядка стимулируют обновление  производственных отношений в  части налогов: так, переход  к рыночной системе хозяйствования  объективно потребовал от государства  проведения коренной перестройки  налоговой системы и бюджетной  политики. Формирование рынка труда,  его функционирование не могут  быть эффективными без создания  государственного фонда содействия  занятости. Такой фонд образуется  за счет обязательных отчислений  хозяйствующих субъектов (работодателей)  на стадии распределения первичных  доходов. Так же создается фонд  обязательного медицинского страхования.  В этом проявляется диалектика  взаимосвязей между экономическим  базисом и политической надстройкой.  В переходный период взаимовлияние  экономики и бюджета выражается  в усилении инфляции при спаде  производства либо в развитии  экономики на дефляционной основе и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной частей[2]. 

          Существенно перестраивается структура  расходной части бюджета. В  ней повышается доля социальных  выплат и снижается доля расходов  хозяйственного назначения. Прежде  всего снижаются (на 70-80% и более)  дотации убыточным государственным  предприятиям, вводится в действие  механизм ликвидации или оздоровления  неплатежеспособных предприятий  через процедуру банкротства. 

      Причины  инфляционных процессов в России  состоят в увеличении прибыльности  предприятий при сокращении объемов  производства и реализации товаров  и услуг, монополизме производителя  и отсутствии конкуренции, ликвидации  взаимозависимости между увеличением  доходов и производительностью  труда. Последствия инфляционных  процессов общеизвестны: эмиссия  денег и их обесценение, растущая  дефицитность госбюджета, увеличение  государственного долга. 

     Увеличение  доли налоговых отчислений от  балансовой прибыли в основном  обусловлено ростом средней заработной  платы, превышающим ее нормируемый  не облагаемый налогом уровень,  выплатами ряда налогов и сборов, которые ранее относились на  себестоимость (налог на имущество,  налог на рекламу и др.). 

      Налоговая  емкость ВВП должна быть оптимальной: "золотая середина" определяется  на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя из потребности  государства в финансовых ресурсах  и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования  экономики[1]. 

     Кроме того, в региональные бюджеты предусмотрены  отчисления по другим федеральным  налогам:  
— 25% доходов от НДС, за исключением НДС на импортируемые товары;  
— 50% доходов от акцизов на питьевой спирт, водку, ликероводочные изделия отечественного производства;  
— 100% доходов от остальных акцизов, за исключением акцизов на нефть, газ, уголь, бензин, легковые автомобили и импортируемые товары;  
— 20% доходов от спецналога. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. АНАЛИЗ  НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

 

    Налоговые доходы  бюджета являются основными в  их общем объеме и характеризуют  объем налоговой нагрузки на  субъектов экономической деятельности.

    Общая масса  налогов зависит от состава  налогов, налоговых ставок, налоговой  базы и масштабов применения  льгот. 

  Ниже представлена таблица 1, где показаны налоговые доходы бюджета за последние три года (2009, 2010 и 2011 гг.)

Таблица 1 Структура поступлении ФНС России доходов в бюджет РФ

Поступление ФНС России доходов в бюджет   
Российской Федерации в 2009-2010 гг. млрд. рублей 

             
 

2009 год

2010 год

2011 год

в процентах  к 2009 году

в процентах  к 2010 году

в процентах  к 2011 году

Всего поступило  в  бюджет Российской Федерации

6 288,3

7 695,8

9 720,0

100,0

100,0

100,0

из них:

           

Налог на прибыль  организаций

1 264,4

1 774,4

2 270,3

20,1

23,05

23,3

Налог на доходы физических лиц

1 665,0

1 789,6

1 944,9

26,4

23,2

20

Налог на добавленную  стоимость

1 207,2

1 383,9

1 844,9

19,1

18

19

Акцизы

327,4

441,4

603,9

5,2

5,8

6,2

Имущественные налоги

569,7

628,2

678,0

9,05

8,2

6,7

Налоги и сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 

1 080,9

1 440,8

2 085,0

17,2

18,8

21,4

Налог на имущество  физических лиц

Х

15,6

4,9

Х

0,2

0,05

Налог на имущество  организаций

Х

421,7

467,5

Х

5,4

4,5

Транспортный налог

Х

75,6

83,2

Х

1

0,9

Транспортный налог  с организаций

Х

21,2

20,9

Х

0,3

0,2

Транспортный налог  с физических лиц

Х

54,4

62,3

Х

0,8

0,6

Земельный налог

Х

115,4

122,2

Х

1,5

1,3


Таким образом, как видно  в таблице 1, основная масса ФНС  России доходов  бюджета обеспечена поступлениями НДФЛ (26,4%) и налога на прибыль организации (20,1%) в 2009 году. Но 2010 и 2011 годах , видно что происходит изменения налог на прибыль организации увеличилась (23,05% – 2010 году и 23,3% в 2011 году), а НДФЛ – наоборот (23,2% в 2010 году и 20% в 2011 году).

Анализируя данные поступлений  в бюджет, можно отметить доля налогов и сборов и регулярные платежи за пользование природными ресурсами за последние годы (2009-2011) значительно выросла.

Анализ изменения налоговых доходов можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1Динамика поступлении  ФНС России доходов в бюджет РФ

Рассматривая текущие  изменения в структуре налоговых  доходов федерального бюджета Российской Федерации, необходимо отметить следующие  изменения.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), на территории Российской Федерации, в 2011 году составили

1844,9 млрд. рублей и по сравнению с 2009 года выросли более чем в полтора раза.

Поступления акцизов бюджет Российской Федерации в 2009 году составили 327,4  млрд. рублей, что на 1 % больше, чем 2011 году.

Что касается имущественных  налогов, то каждый год поступления  в бюджет увеличивается.

         Налоги на имущество физических лиц, на имущество организаций, транспортный налог, транспортный налог с физических лиц и земельный налог с 2010 по 2011 год увеличиваются. А транспортный налог с организаций в 2011 году(20,9 млрд.руб.,) уменьшился по сравнению с 2010 годом(21,2 млрд.руб.,).

         К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.     

Наибольший удельный вес в налоговых  доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.     

В абсолютном выражении, по результатам  анализа, произошел рост практически  по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего  продукта, инфляция, усиление контрольной  деятельности налоговых органов.     

Аккумулируя налоги в бюджетном  фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в  целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство  за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его  граждан. 

    1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «Взять всё, что можно» и, исходя из этого принципа, делаем вывод: «В России воруют все и не платят налоги все!». И, хотя решение этой проблемы напрямую влияет на подъём и развитие экономики, выполнение социальных проблем - выплата пенсий, пособий, борьба с обнищанием народа, обеспечение конституционных гарантий, связанных с бесплатным образованием, медициной и т. д. - попытки государства решить данную проблему, пока к положительному успеху не привели.

До сих пор:

    • законодательная база несовершенна;
    • механизм сбора налогов не эффективен;
    • соответствующие кадры не имеют должной подготовки;
    • по-прежнему теневая экономика процветает;
    • коррупция практически пронизывает всё наше общество

Вроде бы, в стране принимаются законы, постановления, издаются указы по налогам и сборам, т.е. принимаются соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и органом местного самоуправления, а проблема не решается.

Действующий ныне Налоговый кодекс не совершенен, требует внесения изменений и дополнений, что уже неоднократно и происходило.

Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятиям, имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.

Другие причины неплатежей - отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства, а также нормативных актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий. Не поддаются объяснению такие, например, факты, когда на глазах у всех предприятия по документам почти убыточные, а их руководители приобретают дорогостоящие иномарки, возводят в короткие сроки дворцы-коттеджи. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий", требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально-опасных делений в налоговой сфере.

По виду и объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных операций внутри теневой экономики можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся из б/у (неучтённые операции, при которых происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые под видом других операций (псевдооперации).

В связи с этим, по-моему мнению, необходимо проведение инвентаризации всех долгов по налогам и сборам с целью выявления реальной к взысканию задолженности в бюджет. Проведение такой инвентаризации представляется возможным, потому что: во-первых, позволит выявить причины образования задолженности (неуплата из-за физического отсутствия денег у налогоплательщика или уклонение от уплаты налога); во-вторых, позволит выявить реальный налоговый потенциал субъекта РФ при прогнозировании бюджета территории. Положительное влияние на повышение уровня собираемости налоговых доходов оказывает также, на мой взгляд, осуществляемая реструктуризация накопившейся налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, проводимая в соответствии с        Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999г. «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».

    В настоящее время в стране необходимо создать стабильную и ясную налоговую систему, сформировать стимулы к повышению собираемости налогов, создать благоприятные условия для повышения эффективности производства, укрепить доходную часть бюджета, для этого необходимо «оптимизировать» налоговые ставки, так как повышение ставки налога не всегда ведет к росту налоговых доходов государства.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Выполненная  курсовая работа позволяет сделать  следующие основные выводы.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных  перечислений.

К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы.

Наибольший удельный вес  в налоговых доходах бюджета  составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

Значительное место в  системе налоговых доходов бюджета  занимают и налоги на пользование  природными ресурсами.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел  рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых  органов.

Сегодня на территории РФ также  предусмотрена трехуровневая система  распределения налогов:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. налоги и сборы субъектов Федерации;
  3. местные налоги и сборы.

В России основную часть  доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в  современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику  предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.

Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или  частичных налоговых реформ, путем  отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения  соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и  пропорциональным обложением – в  чем и достигается совершенствование  налоговых доходов.

Одной из главных задач  в сфере реформирования налоговой  системы является совершенствование  налогового законодательства, обеспечение  ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Акперов И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по эконом.  и сервисным спец./ И. Г. Акперов , И. А. Коноплева, С. П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 351 с.
  2. Бюджетная система России: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 703 с.
  3. Бюджетная система РФ. Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В.Романовского. – М., 2003.- 838с.
  4. Бюджетный кодекс РФ / Консультант Плюс
  5. Государственные и муниципальные финансы России: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика"/ Л. С. Гринкевич [и др.]. - М.: Кнорус, 2007. - 551 с.
  6. Дорждеев А. В. Кассовое обслуживание исполнения регионального и местных бюджетов/ А. В. Дорждеев //Финансы. - 2008. - № 11. - C. 26-29
  7. Комментарий к бюджетному кодексу РФ  / Консультант Плюс
  8. Уфимцев Е. В. Модель финансового механизма формирования бюджетной системы РФ / Е. В. Уфимцев //Аудитор. - 2009. - № 3. - C. 31-37
  9. Яруллин Р. Р. Доходы бюджета: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Финансы и кредит"/ Р. Р. Яруллин. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005. - 218 с.
  10. Яруллин Р.Р.  Финансы: учебное пособие / Часть первая. – Уфа: Мир печати, 2009. – 365 с.
  11. Яруллин Р.Р.  Финансы: учебное пособие / Часть вторая. – Уфа: Мир печати, 2009. – 365 с.
  12. Сайт Федеральной налоговой службы -  www.nalog.ru.
  13. Сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru.

Информация о работе Налоговые доходы бюджета