Налоговые доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:40, курсовая работа

Описание

В сложившейся кризисной ситуации наиболее значимой экономической задачей является задача формирования доходов бюджета. Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Налоги и сборы являются основными источниками поступлений в бюджет и, следовательно, источниками ресурсов для покрытия общегосударственных расходов.
Одним из основных факторов увеличения поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ является работа Министерства финансов РФ совместно с Федеральной налоговой службой по налог

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Сущность и особенности планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 5
1.1. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 5
1.2. Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ 9
1.3. Нормативное регулирование налогообложения в РФ 14
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 18
1.2. Анализ поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2004-2009 гг. 18
2.2. Прогнозирование налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2010-2012 гг. 26
3. Проблемы и направления совершенствования планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ 31
3.1. Проблемы планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 31
3.2. Направления совершенствования планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложения 40

Работа состоит из  1 файл

kursovaya (1).doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

      III этап с учетом представленных данных Министерство финансов проводит расчет доходов федерального бюджета по основным налоговым поступлениям. При этом обязательно учитывается степень риска, а в план заранее закладываются отклонения фактических объемов налоговых поступлений от плановых. Степень такого отклонения зависит от непредсказуемости тех или иных факторов, которые являются существенными для отдельных налоговых платежей. Расчет проекта налоговых доходов осуществляется обязательно с учетом результатов проведения экспертизы исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.

      IV этап на основании произведенных расчетов Министерство финансов формулирует свои предложения относительно корректировок налогового законодательства, которые представляются им в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год. При необходимости могут корректироваться ставки отдельных налогов, система льгот по ним, распределение отдельных налоговых доходов по уровням бюджетной системы и т.п.

      Процесс планирования налоговых доходов  федерального бюджета РФ представлен  на рис. 1.1.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.1 Процесс планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ * 

      В налоговом планировании используются различные методы. Наиболее распространенными из них являются:

  • Метод экстраполяции основан на практике и использовании данных предыдущих периодов формирования и использования бюджета. Данный метод используется, как правило, для прогнозирования отдельных статей налоговых доходов бюджета, имеющих стабильный характер.
  • Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами в области налогообложения. Метод имеет существенные недостатки: чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов.
  • Экономико-математическое моделирование (регрессионно-коррел-яционный анализ) основывается на оценке воздействия макроэкономических и социально-экономических показателей (факторов) на поступление налоговых доходов в бюджет. К таким факторам, например, можно отнести демографические изменения в стране, развитие отраслей хозяйства, рост или снижение производства и т.д. Установив динамику фактора, связанного с налоговой базой, прогнозируют динамику налоговых платежей. В частности, на основе показателя валового внутреннего продукта прогнозируется общий размер налоговых поступлений, поскольку именно этот показатель формирует налоговую базу. При этом, чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты прогноза.

      Таким образом, налоговое планирование представляет собой процесс, путем которого реализуется составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет. Планирование налоговых доходов федерального бюджета РФ включает в себя ряд последовательных этапов, посредством которых осуществляется расчет доходов федерального бюджета по основным налоговым поступлениям.

 

1.3. Нормативное регулирование налогообложения в РФ

      Основным  законодательным актом бюджетного права в РФ является Конституция  РФ, в которой заложены основы бюджетного правового федерализма, права и функции всех органов власти, имеющих непосредственное отношение к бюджетному процессу и бюджетной системе государства.

      Важнейшим законодательным актом регулирования бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ, утвержденный федеральным законом         № 145-ФЗ от 31.06.1998 г.

      Бюджетный кодекс РФ представляет собой свод законодательных актов о развитии и функционировании бюджетной системы РФ. Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. [2]

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принимаются федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.

      Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по   31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ и (или) законом (решением) о бюджете. Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке. Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. [ст. 5, 2]

      Основы  правовой базы о налоговых доходах бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ закреплены в седьмой главе второй части Бюджетного кодекса РФ. Данный раздел носит название «Доходы бюджетов».

      Если  международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. [ст. 4, 2]

      Важнейшим законодательным актом, регулирующим организацию и осуществление  налогообложения в РФ, является Налоговый  кодекс РФ, утвержденный федеральным законом № 146-ФЗ от 31.07.1998 г. Действие Налогового кодекса РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые в РФ.

      Налоговый кодекс РФ представляет собой свод законодательных актов, регламентирующих правила взимания налогов и сборов в РФ. Он устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. [ст. 1, 3]

      Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей –  общей и специальной.

      Первая  часть Налогового кодекса РФ введена  в действие 01.01.1999 г. федеральным  законом № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса  Российской Федерации» от 31.07.1998 г. Вторая часть Налогового кодекса РФ введена в действие 01.01.2001 г. федеральным законом № 118-ФЗ «О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05.08.2000 г.

      В первой части Налогового кодекса  РФ, или общей части, определяется система налогов и сборов, взимаемых в РФ, а также система законодательства о налогах и сборах.

      Система законодательства о  налогах  и сборах включает:

  • законодательство РФ, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
  • законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
  • нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

      Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. [ст. 2, 3]

      В первой части Налогового кодекса РФ также определено действие международных договоров по вопросам налогообложения. Согласно 7 статье, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

      Вторая  часть Налогового кодекса РФ, или  специальная часть, посвящена определению  порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.

      Таким образом, налоговые доходы формируется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах. Налоговое законодательство РФ включает в себя Налоговый кодекс РФ и ряд федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

      В заключение, к данной главе необходимо сделать вывод о том, что посредством налогового планирования осуществляется составление прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет. Налоги составляют основную часть доходов федерального бюджета РФ. В настоящее время повышение эффективности планирования налоговых доходов является одним из направлений совершенствования процесса составления проекта федерального бюджета РФ в целом.

 

2. Анализ  налоговых доходов федерального бюджета РФ

1.2. Анализ поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2004-2009 гг.

      Данные  о кассовом исполнении налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2004-2009 гг. приведены в табл. 2.1. 

Таблица 2.1

Исполнение  налоговых доходов  федерального бюджета РФ

в 2003-2009 гг.,  в млрд. руб.*

Наименование  показателя 2004 2005 2006 2007 2008

(янв.-сент.)

2008 2009

(янв.-сент.)

Доходы 3428,9 5127,2 6278,9 7781,1 7155,7 9275,9 5114,4
В том  числе:

Налоговые доходы

3154,3 3130,3 3595,7 4633,7 4065,9 5232,7 2818,3
В том  числе:

Налог на прибыль  организаций

205,7 377,6 509,9 641,3 603,7 761,1 142,9
Единый  социальный

налог

442,2 267,5 315,8 405,0 369,8 506,8 375,7
Налог на добавленную стоимость 1069,7 1472,2 1510,9 2261,5 1626,6 2132,2 1506,1
Акцизы 109,7 107,2 110,5 135,0 118,2 160,5 73,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 434,3 872,3 1116,7 1157,4 1322,2 1637,5 696,5

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета