Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:40, курсовая работа
В сложившейся кризисной ситуации наиболее значимой экономической задачей является задача формирования доходов бюджета. Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Налоги и сборы являются основными источниками поступлений в бюджет и, следовательно, источниками ресурсов для покрытия общегосударственных расходов.
Одним из основных факторов увеличения поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ является работа Министерства финансов РФ совместно с Федеральной налоговой службой по налог
Содержание
Введение 3
1. Сущность и особенности планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 5
1.1. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 5
1.2. Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ 9
1.3. Нормативное регулирование налогообложения в РФ 14
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 18
1.2. Анализ поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2004-2009 гг. 18
2.2. Прогнозирование налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2010-2012 гг. 26
3. Проблемы и направления совершенствования планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ 31
3.1. Проблемы планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 31
3.2. Направления совершенствования планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложения 40
Для оценки воздействие величины ВВП на объем поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ проведем корреляционный и регрессионный анализ, используя Microsoft Office Excel. Полученные данные представлены в приложении 1.
С помощью коэффициента корреляции оценим тесноту статистической связи между величиной налоговых доходов в федеральном бюджете РФ и величиной ВВП. Коэффициент корреляции равен 0,9804. Поскольку теоретически величина данного коэффициента находится в пределах от –1 до +1, то можно сделать вывод о сильной (существенной) прямой статистической связи между величиной налоговых доходов федерального бюджета РФ и величиной ВВП.
Линейное уравнение парной регрессии имеет вид:
где – теоретическое значение результативного признака;
и – коэффициенты (параметры) уравнения регрессии;
– факторный признак.
Коэффициенты (параметры) уравнения регрессии равны:
=151,8974;
=0,1336.
Тогда уравнение парной линейной регрессии, связывающей величину налоговых доходов федерального бюджета РФ y с величиной ВВП x, имеет вид:
Коэффициент показывает, что увеличение размера ВВП на 1 млрд. ведет к увеличению налоговых доходов федерального бюджета РФ на 0,1336 млрд. руб.
Поскольку коэффициент больше 0, то относительное изменение величины ВВП происходит быстрее, чем изменение величины налоговых доходов в федеральном бюджете РФ.
Для проверки качества эконометрической модели использованы следующие критерии: коэффициент эластичности, коэффициент детерминации.
С помощью коэффициента эластичности определим степень связи между величиной налоговых доходов федерального бюджета РФ и величиной номинального ВВП. Коэффициент эластичности для эконометрической модели парной линейной регрессии определяется по следующей формуле:
где – коэффициент эластичности;
– среднее значение результативного признака;
– среднее значение факторного признака.
Коэффициент эластичности равен 0,9238. Следовательно, при изменении величины ВВП на 1 % величина налоговых доходов федерального бюджета изменяется на 92,38%.
Коэффициент детерминации равен 0,9613, т.е. в 96,13% случаев изменение величины номинального ВВП ведет к увеличению налоговых доходов федерального бюджета РФ. Другими словами – точность подбора уравнения регрессии 96,13% – высокая. Таким образом, доля всех неучтенных в эконометрической модели факторов приблизительно составляет 3,87%.
Кроме того, при построении модели учитывались погрешности оценок коэффициентов модели. Модель считается адекватной, т.к. все ее параметры значимы (приложение 1).
По данным исследованиям можно сделать вывод о том, что величина ВВП оказывает сильное воздействие на величину налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Используем данную эконометрическую модель для составления прогноза поступления налоговых доходов в федеральный бюджет в 2010-2012 гг.
По данным Министерства финансов РФ объем ВВП в 2009 г. составит 51475,0 млрд. руб.; в 2010 г. – 43187,0 млрд. руб.; в 2011 г. – 48072,0 млрд. руб.; в 2012 г. – 53712,0 млрд. руб.
Рис. 2.3
Фактические и теоретические
значения налоговых
доходов федерального
бюджета РФ в 1995-2011 гг. *
Графики фактических и теоретических значений налоговых доходов федерального бюджета РФ в 1995-2012 гг. представлены на рис. 2.3.
Таким образом, в 2009 г. налоговые доходы федерального бюджета РФ составят 7030,92 млрд. руб.; в 2010 г. – 5923,33 млрд. руб.; в 2011 г. – 6576,15 млрд. руб.; в 2012 г. – 7329,87 млрд. руб.
Если следовать прогнозу, полученному на основе номинальной величины ВВП, то в 2010 г. будет наблюдаться снижение поступления налоговых доходов в федеральный бюджет, что объясняется сложившейся кризисной ситуацией. В 2011-2012 гг. налоговые поступления в федеральный бюджет возрастут, но незначительно.
В данной главе был проведен анализ поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ. Было оценено воздействие на налоговые доходы федерального бюджета РФ величины номинального ВВП. Был составлен прогноз на 2010-2011 гг.
Как правило, расхождения между плановыми и фактическими объемами мобилизации налогов и сборов в бюджет неизбежны. Прогноз налоговых поступлений зависит от исходной информации, принятых допущений, заданных условий и ограничений и т.п. и не может быть абсолютно точным, достоверным и однозначным.
Функцией планирования является проверка и анализ выполнения планов. Анализ позволяет выявить основные причины неисполнения плановых показателей, а так же обосновать и предложить способы их выполнения.
В настоящее время остается ряд нерешенных задач в области налогового планирования. Рассмотрим основные проблемы, связанные с планированием налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Для
прогнозирования величины налоговых
поступлений в федеральный бюджет РФ
на следующий год Министерство финансов
РФ использует следующую схему: прогнозируется
номинальная величина ВВП на следующий
год и с учетом тенденции находится ожидаемая
номинальная величина налоговых поступлений.
Этот метод имеет погрешность прогноза
номинального ВВП и включает в себя погрешность
ожидаемых годовых темпов инфляции. Темпы
инфляции существенно влияют на величину
налоговых поступлений. Отсюда смысл анализировать
не только динамику номинальных, а также
и реальных поступлений. Используемые
Министерством финансов методы расчета
не обеспечивают достаточной точности
прогнозных показателей, а также делают
невозможным определение количественной
оценки погрешности прогнозных значений
и, соответственно, степень риска предложенных
прогнозов.
Можно выделить группу проблем планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ, связанную с информацией, используемой для прогнозирования. Прогнозы одних и тех же показателей, полученные при использовании разной исходной информации и различных моделей и методов ее обработки, могут весьма сильно различаться между собой, и далеко не всегда ясно, какому прогнозу следует доверять больше. Так, например, пользователям разной статистической отчетности предоставляются данные по показателям, которые хотя и имеют одинаковые наименования, например, прибыль, оплата труда, объем выпуска продукции и т. д., но различаются по содержанию.
Также одной из проблем планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ является недостаточность базы данных, которая необходима для достоверного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений. По мере накопления статистического материала и опыта моделирования необходимо плановые расчеты, производимые по традиционной методике, дополнять прогнозом, полученным на основе многофакторных моделей. При этом обычно не удается выделить небольшое число постоянно действующих существенных факторов, так как из-за большой изменчивости экономических условий факторы, которые в какой-либо период времени были несущественны, в другие периоды могут оказаться наиболее важными, и наоборот.
На
объем и структуру налоговых
поступлений в федеральный
Положения действующего законодательства, регламентирующего вопросы исчисления и уплаты налогов, оказывают влияние на ежемесячную величину налоговых поступлений. В силу того, что по различным налогам установлены разные налоговые периоды, разные сроки внесения исчисленных сумм налогов, в течение года мобилизуемые платежи поступают неравномерно, что необходимо учитывать при налоговом планировании.
Во многом существующие проблемы налогового планирования заключаются в недостаточной законодательной базе. Это объясняется «молодостью» российской системы налогообложения по сравнению с развитыми странами.
Причины искажения размеров налоговых поступлений состоят не только в сложности проведения прогнозных расчетов, корректировках, вносимых в законодательную базу, регулирующую налогообложение, но и в налоговых правонарушениях. В настоящее время наиболее распространенными видами налоговых правонарушений в РФ являются неуплата налогов и сборов физическими и юридическими лицами и незаконное уклонение от уплаты налогов и сборов.
Налоговое планирование представляет собой основной элемент эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Проблемы в налоговом планировании приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в федеральный бюджет РФ и разбалансированности действий уполномоченных государственных органов. Только систематизированный и взвешенный подход к налоговому планированию позволит рассчитывать на получение эффективного результата.
Устранение сложившихся проблем и совершенствование планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ возможно в нескольких направлениях.
Одним из главных направлений повышения эффективности планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ является совершенствование методов анализа и прогнозирования поступлений налогов и сборов, т.к. расхождения между плановыми и фактическими показателями налоговых поступлений вызывают трудности в их мобилизации, приводят к недопоступлению доходов, а, следовательно, ставят под угрозу исполнение расходной части федерального бюджета.
Необходимым элементом эффективного налогового планирования является контроль. Информационной базой для контроля качества налогового планирования и анализа динамики налоговых поступлений служат данные отчетов налоговых и финансовых органов; данные казначейства, Счетной палаты РФ; налоговые декларации; отчеты об исполнении бюджетов и т.д. Своевременно собранная и обработанная информация позволяет осуществлять анализ динамики налоговых поступлений организаций и физических лиц, делать выводы о росте налоговых доходов федерального бюджета РФ, намечать направления совершенствования налогового планирования.
В процессе налогового планирования разрабатываются предложения по уточнению и дополнению действующего законодательства, регулирующего вопросы налогообложения. Как правило, эти предложения направлены на решение задач, способствующих устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Но, как уже отмечалось, изменения, вносимые в законодательство о налогах и сборах, могут негативно отражаться на поступлении налоговых доходов.
При
изменении законодательной
Немаловажным фактором, определяющим величину налоговых поступлений, являются действия налоговых органов по соблюдению налогового законодательства. Число налогоплательщиков, нарушающих (или не соблюдающих) налоговое законодательство, еще достаточно велико, и этот факт говорит о необходимости продолжать и совершенствовать налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам. От качества проводимого налогового контроля и своевременности внесения налогов зависит уровень налоговой дисциплины, и, соответственно, степень выполнения бюджетных назначений по налогам.