Обслуживание государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является, изучение динамики и структуры государственного долга.

Содержание

Введение
Глава 1 Обслуживание и управление государственным долгом РФ 3
1.1 История возникновения государственного долга РФ 5
1.2 Структура и динамика государственного долга РФ 7
1.3 Обслуживание государственного долга РФ 13
1.4 Управление государственным долгом РФ 15
Глава 2 Анализ управления государственным долгом за период
2006-2010г.г. 21
2.1 Анализ структуры и динамики государственного долга. 21
2.2 Проблемы эффективного управления государственным долгом. 28
2.3 Направления совершенствования системы управления государственным долгом. 31
Заключение. 36
Список литературы. 38
Приложение 1. 41
Приложение 2. 42
Приложение 3. 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая БСРФ.doc

— 380.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО ВСГТУ)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине  «Бюджетная Система РФ».

На тему: «Обслуживание государственного долга РФ»

 

 

 

 

Выполнил: Студент  гр. 558-3

Алексеева Е.С.

Научный руководитель: к.э.н.,

доцент, Яковлева И.А.

 

 

 

 

г. Улан-Удэ

2011 г.

 

Содержание

Введение

Глава 1 Обслуживание и управление государственным долгом РФ 3

1.1 История возникновения государственного долга РФ   5

1.2 Структура и динамика государственного  долга РФ   7

1.3 Обслуживание государственного  долга РФ     13

1.4 Управление государственным  долгом РФ     15

Глава 2 Анализ управления государственным долгом за период

2006-2010г.г.                                                                                          21

2.1 Анализ структуры и динамики  государственного долга.  21

2.2 Проблемы эффективного управления  государственным долгом. 28

2.3 Направления совершенствования системы управления государственным долгом.            31

Заключение.          36

Список литературы.         38

Приложение 1.          41

Приложение 2.          42

Приложение 3.          45

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения  государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов  и расходов государства.

Вместе с  тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира.

Мировая практика свидетельствует о широком использовании  государством заемной политики для  финансирования расходов бюджета. Таким  образом, государственный долг - это  нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного  государства.

Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая  отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения  между риском и затратами, и в  целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

Предметом настоящей  курсовой работы является система управления государственным долгом Российской Федерации.

Актуальность  работы выражена в том, что для  России как правопреемницы бывшего СССР проблема государственного долга имеет и весьма существенную обратную сторону. Россия продолжает оставаться одним из крупнейших кредиторов в мире: по имеющимся оценкам, различные страны должны России порядка 149 млрд. долларов.

Однако до настоящего времени не разработан механизм возвращения  этих долгов, отсутствует закон об управлении внешним долгом, в структуре  государственных органов власти нет органа, целенаправленно занимающегося  данным вопросом, имеющего соответствующий  статус и полномочия.

Цель курсовой работы является, изучение динамики и  структуры государственного долга.

 

ГЛАВА 1  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА  РФ.

1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ.

 

История государственного долга России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке около 15 млрд. руб. Накануне революции основная часть долга была погашена. В тот момент старейшими займами российского государственного долга были 6%-ные  займы 1817-1818 г.

В начале ХХ в. сумма  задолженности государственного долга  России возросла в период русско-японской войны и революции, а затем  стабилизировалась. На протяжении XIX и в начале ХХ в. правительство осуществляло финансирование строительства железных дорог, выкупало частные линии. Поэтому правительство разделило бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся за счет традиционных источников дохода (налоги, акцизы и др.), а чрезвычайный бюджет составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно эти заемные средства шли на строительство железных дорог, ведение войн, борьбу со стихийными бедствиями. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялось за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Затем Государственная Дума получила право утверждения каждого займа в отдельности. Время и условия займа определялось по решению правительства.  Основными видами ценных бумаг, в то время, были:

1. Долгосрочные  обязательства

2. Краткосрочные  обязательства

3. Бессрочные  обязательства

Основу государственного долга составляли долгосрочные и  бессрочные займы. Долгосрочные обязательства  могли заключаться на срок 50-80 лет.  Бессрочные обязательства для держателя, становились рентой, так как по ним он получал лишь договорной процент. [15]

   В тоже  время существовало формальное  определение внутренних и внешних  займов. Первые были ориентированы  на иностранного покупателя и обращение за границей, вторые были рассчитаны на российский рынок. При этом никаких ограничений в покупке иностранных выпусков для российских подданных не было. Россия зарекомендовала себя, как один из исправных плательщиков по долгам. Однако Советское правительство отказалось платить долги своим и иностранным гражданам.

За четыре дня  до подписания в декабре 1991 г. Беловежского соглашения в соответствии, с которым  СССР официально прекратил существование, 8 из 15 союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР ". В соответствии с ним, доля России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписала с большинством республик соответствующие двусторонние соглашения, взяв на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Россия стала его правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности, унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя обязательства по выплате всей его кредитной задолженности.

За годы реформ после распада СССР доходы государства  уменьшились, а расходы возросли многократно, спад производства, уход бизнеса в теневую экономику, привели к тому, что государственный долг возрос, а обслуживание его стало непосильной ношей для государства. Государственный долг составляет на 1 января 2008 года:

1) по внешнему  долгу 41,1 млрд. долларов

2) по внутреннему  долгу 1 248,848 млрд. руб. 

Возникает вопрос, а что же составляет эти суммы? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть структуру  и виды долга.

1.2 СТРУКТУРА И ВИДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ.

 

Государственный долг – это по существу сумма  задолженностей государства по размещенным  и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). И в зависимости от валюты, в которой размещён займ, государственный долг бывает внутренним и внешним. Соответственно, внешние заимствования привлекаются в валюте, а внутренние - в рублях. Поэтому займы, которые Правительство РФ берёт у Центрального банка РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу РФ.

В соответствии с действующим законодательством  долговые обязательства РФ могут  существовать в форме:

      - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

      -  государственных займов, осуществлённых  путём выпуска ценных бумаг  от имени РФ;

      -  договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

     -  договоров о предоставлении РФ  государственных гарантий;

    -  соглашений и договоров, в том  числе международных, заключённых  от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В общую сумму  государственного внутреннего долга  РФ включаются:

- основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным [29]

- объём основного  долга по кредитам, полученным  РФ;

- объём основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

- объём обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным РФ.

В общую сумму  внешнего долга РФ включаются:

- объем обязательств  по государственным гарантиям, предоставленным РФ;

-объем основного  долга по полученным кредитам  от правительств иностранных  государств, кредитных организаций,  фирм и международных финансовых  организаций

Необходимо  отметить, что включение в состав государственного долга обязательств по соглашениям и договорам о пролонгации/реструктуризации в качестве самостоятельного элемента государственных обязательств методологически неверно ввиду того, что пролонгации и реструктуризации обязательств определяют, как правило, лишь порядок и условия замены одних долговых обязательств  другими, с иными условиями обслуживания и погашения.

В современной  бюджетной политике проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной  из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны  в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.[26]

Нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002–2009 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд. дол. до отметки ниже 25 млрд. (против максимального уровня – более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд. дол. (на 371 млрд, или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд. дол. Этот рост продолжается: на 1 апреля 2009 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд. дол. Однако  из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро – она поднялась с 4,4 трлн. до 11,4 трлн. руб., или в 2,6 раза.

Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994–2009 гг. показывают следующее. Общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла, в конечном счете, почти на 346 млрд. дол., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80 млрд. дол., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд. дол., т. е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.

Но благодаря позитивным подвижкам  в развитии российской экономики, в  особенности из-за мирового нефтяного  бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов.

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное – это новый российский долг, государственный или частный. (Динамика и структура внешнего долга в приложении 3).

В целом приоритет  государственных внутренних заимствований  над внешними в целях рефинансирования государственного долга в сложившихся условиях представляется оправданным. Сложившиеся позитивные  изменения на рынке государственных внутренних заимствований в условиях сохранения устойчивого платёжного баланса позволили  Правительству РФ в 2009г. планировать привлечение финансовых ресурсов на внутреннем рынке заимствований в объёме 210,8  млрд. рублей. При этом погашение ранее размещённых государственных бумаг составит 122 млрд. рублей. Соответственно чистое привлечение финансовых ресурсов с внутреннего рынка заимствований в 2009г. составит 88,8 млрд. рублей.

В целом анализ показывает, что рынок государственного внутреннего долга фактически способен выполнять функции аккумулирования  источников бюджетного дефицита, стабилизации денежного оборота и инструмента регулирования ликвидности банковской системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержки экономического роста и инвестиционной активности.[22]

Информация о работе Обслуживание государственного долга РФ