Обслуживание государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является, изучение динамики и структуры государственного долга.

Содержание

Введение
Глава 1 Обслуживание и управление государственным долгом РФ 3
1.1 История возникновения государственного долга РФ 5
1.2 Структура и динамика государственного долга РФ 7
1.3 Обслуживание государственного долга РФ 13
1.4 Управление государственным долгом РФ 15
Глава 2 Анализ управления государственным долгом за период
2006-2010г.г. 21
2.1 Анализ структуры и динамики государственного долга. 21
2.2 Проблемы эффективного управления государственным долгом. 28
2.3 Направления совершенствования системы управления государственным долгом. 31
Заключение. 36
Список литературы. 38
Приложение 1. 41
Приложение 2. 42
Приложение 3. 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая БСРФ.doc

— 380.00 Кб (Скачать документ)

Расширение  объёмов государственных внутренних заимствований должно осуществляться с учётом мер по минимизации финансовых рисков.

Это предусматривает  увеличение средних сроков обращения  размещаемых

долговых инструментов и сокращения спекулятивной составляющей, расширение спектра применяемых  долговых инструментов и круга инвесторов, а также удержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целях дальнейшего сокращения доли расходов на обслуживание  государственного внутреннего долга в общих расходах федерального бюджета и объёме ВВП. 

Социально –  экономическое содержание государственных заимствований.

Как экономическая  категория государственные заимствования  находятся на стыке двух видов  денежных отношений – финансов и  кредита. По своему целевому назначению государственные заимствования  являются инструментом формирования денежных фондов государства, а значит – и звеном финансовой системы. В то же время по методам этой мобилизации они представляют собой одну из форм кредита.[29]

Государство заимствует деньги в двух формах: займов и выпусках

Первый представляет собой кредит, получаемый государством у какого-либо кредитора. Вторая связана с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения или финансовых и кредитных организаций.

Несмотря на разные механизмы мобилизации государственного кредита обе формы имеют одинаковое экономическое содержание. Оно заключается в поступлении заёмных ресурсов в бюджет и соответствующем возрастании государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам.

Государственные заимствования могут быть внутренними, когда кредиторами являются юридические и физические лица – резиденты,  и внешними или международными, когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты.

Внутренние  государственные заимствования, как  правило, выступают в виде государственных займов, размещаемых путём эмиссии и продажи ценных бумаг; кредитов Центрального банка; кредитов коммерческих банков и других институтов. Выпускаемые государством ценные бумаги могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый его сегмент – рынок ценных бумаг.[9]

Основная форма  государственного кредита – государственные  займы, которые классифицируются по ряду признаков:

по праву  эмиссии займы делятся на размещаемые  центральными, субфедеральными и  местными органами управления;

по признаку держателей ценных бумаг займы могут классифицироваться на размещаемые только среди населения или только среди юридических лиц, и универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других;

по срокам погашения  займы подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет)

По месту  размещения различают внутренние займы (в национальной валюте) и внешние, размещаемые на зарубежных рынках (в  валюте страны-кредитора, государства-заёмщика или третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать и нерезиденты.

Государственные внешние заимствования РФ – займы  и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные ценные бумаги делятся на две категории: рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги свободно продаются и покупаются. Они основной инструмент финансирования бюджетного дефицита и состоят из казначейских векселей (краткосрочных и среднесрочных), казначейских облигаций и свободно обращаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные  ценные бумаги выпускаются государством для определённых инвесторов. Например, сберегательные облигации продаются населению, но на вторичном рынке эти бумаги не обращаются.

По форме  выплачиваемого дохода государственные  ценные бумаги могут быть процентными, дисконтными и выигрышными. Выплата  дохода по выигрышным облигациям осуществляется по схеме лотереи. Сегодня она мало востребуется, а основным видом выступают процентные облигации, доход по которым выплачивается один или четыре раза в год.  Краткосрочные и часть казначейских векселей не имеют купонов. Они размещаются со скидкой (дисконтом) с номинала, а погашаются по номиналу.

1.3 ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА РФ.

 

Соотношение расходов на обслуживание государственного долга  к доходам федерального бюджета  у РФ является высоким по сравнению  со странами с сопоставимым уровнем экономического развития.

Динамика изменения  объёма и структуры государственного долга за последние годы повлияла на объём ассигнований федерального бюджета по его обслуживанию.

Планируемые расходы  на обслуживание государственного долга РФ в 2010 г. сократились по сравнению с 2009г. на 33,3 млрд. рублей и составят 254,2 млрд. рублей (287,5 млрд. рублей в 2009г.)

Снижение объёмов  расходов федерального бюджета в 2010г. по обслуживанию государственного долга обусловлено существенным сокращением размера внешнего государственного долга РФ за последние годы.

В связи с  сокращением внешнего государственного долга РФ расходы по его обслуживанию сократятся на 37,2 млрд. рублей и составят 185,9 млрд. рублей.

При этом в связи  с увеличением государственных внутренних заимствований, а также ростом государственного долга в 2009г. расходы по его обслуживанию возросли на 3,9 млрд. рублей и составили 68,2 млрд. рублей.[27]

Из вышеприведённых  данных видно, что абсолютная величина государственного внешнего долга РФ за последние годы стала снижаться, и на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине внешнего долга, а в непомерной тяжести его обслуживания (уплаты процентов и сумм погашения) за счёт расходов федерального бюджета.

В сочетании с продолжающемся процессом утечки капитала из финансового оборота национальной экономики, выведение финансовых ресурсов из бюджетной системы, резко снижает потенциал развития экономики. Расходы по обслуживанию государственного долга становятся фактором торможения реализации политики преодоления опасности техногенных катастроф, запредельного износа фондов и, в целом, обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий.

Всё это говорит  о необходимости продолжения  переговорного процесса по реструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться избавления от внешнего долга, но главное – уметь эффективно его использовать на благо отечественной экономики. Для этого нужны глобальные и эффективные инвестиционные проекты и надёжная кредитно-банковская система.

Текущая ситуация в области государственных заимствований  характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних  и внутренних заимствований, а также  переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание.[23]

При этом акцент в политике государственного заимствования  неуклонное снижение внешнего долга (вне  зависимости от реального финансового  состояния и потребностей развития) снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной её интеграции в мировое экономическое сообщество.

1.4  УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ РФ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА  РФ.

 

Структурные реформы  экономики РФ и дальнейшее совершенствование бюджетного процесса обуславливает необходимость реформирования и совершенствования системы управления государственным долгом.

Управление  государственным долгом должно быть системным и требует формирования специальной стратегической программы. Стратегия управления государственным долгом должна быть нацелена на смягчение пиков платежей, улучшение структуры долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение в соответствие величины долга с возможностями страны по его обслуживанию и погашению.

В 1996г. с Лондонским клубом заключено соглашение о реструктуризации долгов бывшего СССР иностранным  коммерческим банкам сроком на 25 лет. Размер реструктурированного долга составил 38 млрд. долларов, а льготный период 7 лет.

В феврале 2000г. завершились переговоры с Лондонским клубом кредиторов о списании более трети задолженности СССР и переоформлении оставшейся части долга в еврооблигации сроком погашения 30 лет. Однако в результате пролонгации и изменения условий заимствований     произошло удорожание оставшейся части долга с 32,6 млрд. до 42 млрд. долларов США.

Основная задача управления государственным долгом России – изменение долговой стратегии  и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга, в первую очередь внешнего. Бремя  внешних долгов ещё много лет будет требовать от федерального бюджета крупных расходов на обслуживание.

Главные вопросы  при характеристике государственного долга: структура и динамика государственного долга РФ; механизм управления, обслуживания и реструктуризации; влияние государственного долга на развитие экономики страны. Именно первые два процесса определяют третий. Государственные заимствования и государственный долг – это взаимосвязанные и взаимозависимые процессы. Государственные заимствования, как и обычный кредит, могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие экономики. Всё зависит от того, откуда берутся и куда направляются привлекаемые государством ресурсы, а также от цены кредита.

Внутреннее  заимствование средств означает лишь перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики.  Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могут быть направлены на другие цели, то заимствование их  государством уменьшает расходы других секторов экономики и не увеличивает общий спрос. Если же государственные заимствования не уменьшают расходы других секторов экономики, то происходит рост совокупного спроса в экономике.

Для развития экономики  важна не только динамика спроса, но и цели государственных заимствований. Если государство заимствует средства для финансирования важных, тем более быстро окупаемых проектов, да ещё и на нормальных (с точки зрения уровня процентных ставок) условиях, это может содействовать ускорению развития национальной экономики.  Причём расширение государственного спроса может иметь  мультипликативный эффект и вести к кратному его росту в смежных отраслях экономики. Образуемый за счёт этих займов долг государства будет погашаться за счёт прибыли, получаемой от финансирования таких объектов.[3]

Но последствия  государственных займов могут быть и другими. Если привлекаемые государством кредиты расходуются на покрытие непроизводительных расходов (военные расходы, раздувание штатов госаппарата и прочие), то государственные заимствования будут прямым

вычетом из валового продукта.  Их погашение будет производиться за счёт дополнительных налогов. В этом проявляется неразрывная связь государственных заимствований с налогами. Широкое их использование для финансирования государственных расходов – закономерный и необходимый процесс. Но каждое новое государственное заимствование  должно быть экономически и социально обосновано. [24]

Одной из основных мер по регулированию государственных  заимствований является установление предельных объёмов государственного долга, определяемых высшими законодательными органами. Российское законодательство предусматривает ряд организационных мер по управлению государственным долгом. Право осуществления государственных внешних заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заёмщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ или от её имени Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

Важное место  в экономической и финансовой политике государства занимает обслуживание государственного долга, т.е. полный и своевременный возврат долга, процентов по нему, а также штрафов и других платежей в случае несвоевременной уплаты. Часто намерения заёмщика не совпадают с реальными возможностями, появляются какие-то вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. Основными из них являются рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга.

При непредвиденных обстоятельствах, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменения условий займа. Поэтому государство-заёмщик

Рефинансирование  – погашение старой задолженности  за счёт выпуска нового займа. [10]

Конверсия –  изменение доходности займов. Проводится в целях снижения расходов заёмщика по обслуживанию государственного долга или повышения дохода кредитора.

Консолидация  – изменение срока действия размещённых  займов в сторону увеличения или  сокращения. Пролонгация займов проводится с целью облегчения выплаты долга. Нередко консолидация совмещается с конверсией.

Унификация  займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации  ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация государственных займов может проводиться  вместе с консолидацией и конверсией или без них.

Информация о работе Обслуживание государственного долга РФ