Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:22, реферат
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
Бюджетное право является важнейшей частью финансового права и состоит из общей и особенной частей.
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.
Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
Бюджетное право является важнейшей частью финансового права и состоит из общей и особенной частей.
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.
Субъектами бюджетных правоотношений являются:
К бюджетным правоотношениям
Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части.
Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:
Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.
Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения
Предметы ведения РФ |
Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ |
Предметы ведения субъектов РФ |
Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением |
Обеспечение соответствия
конституций и законов |
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти |
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; |
Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон |
|
Установление системы
федеральных органов |
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления |
|
Федеральная государственная собственность и управление ею |
Разграничение государственной собственности |
|
Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ |
В разграничение государственной собственности опросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами |
|
Установление правовых
основ единого рынка; финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование,
денежная эмиссия, основы ценовой политики;
федеральные экономические |
Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры |
|
Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития |
Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ |
|
Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе |
Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта |
|
Внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира |
Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ |
|
Внешнеэкономические отношения РФ; |
Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение |
|
Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования |
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий |
|
Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ |
Административное, административно- |
|
Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности |
Кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариаткадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат |
|
Федеральное коллизионное право |
Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей |
|
Федеративное устройство и территория РФ |
||
Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет |
||
Государственные награды и почетные звания РФ |
||
Федеральная государственная служба |
Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюджетное законодательство РФ.
Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним:
Бюджетный кодекс РФ
Федеральный закон “Бюджетный кодекс РФ” был принят в 1998 году и является важнейшим документом, регулирующим бюджетные правоотношения. В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.
Компетенция органов власти различных уровней в области бюджетных правоотношений
Компетенция органов власти РФ |
Компетенция органов власти субъектов РФ |
Компетенция органов местного самоуправления |
Установление общих
принципов организации и |
Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ |
Установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов |
Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ |
Составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов |
Составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов |
Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ |
Распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами |
Определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов |
Определение основ составления
и рассмотрения проектов бюджетов всех
уровней бюджетной системы |
Определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ |
Определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
Определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации |
Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами |
Предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
Определение основ осуществления
государственных и |
Установление совместно
с органами государственной власти
РФ порядка и условий |
Определение порядка
осуществления муниципальных |
Установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
Определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам |
Осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом |
Составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
Предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам |
|
Установление федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, управления долгом РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления |
Установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов |
|
Осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом РФ |
Определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ |
|
Установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
Осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ |
|
Осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
||
Установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам |
||
Предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам |
||
Установление общих
принципов и условий |
||
Установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг |
||
Утверждение бюджетной классификации РФ |
||
Установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ |
||
Формирование, обеспечение
погашения и обслуживание внешнего
долга, определение перечня и
порядка осуществления |
||
Определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью |
||
Установление оснований
и порядка привлечения к |
Вторая часть Бюджетного кодекса РФ называется “Бюджетная система РФ” и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов. В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения.
Среди прочих федеральных законов, относящихся к источникам бюджетного права необходимо выделить Федеральный закон “О бюджетной классификации РФ”.
Бюджетной классификацией называют группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ.
Определение и состав бюджетной
классификации описаны в
Бюджетная классификация включает в себя следующие виды группировок:
Классификация доходов бюджетов РФ
Доходы бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Группами бюджетных доходов являются:
Каждая из групп включает в себя ряд подгрупп. Например, группа налоговых доходов включает в себя такие подгруппы как:
В рамках подгрупп выделяют статьи и подстатьи.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
Функциональная классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и отражает направления бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Функциональная классификация расходов включает в себя четыре уровня. Первый уровень – разделы, отражающие направления расходования бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов:
В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных средств. Например, в рамках раздела “образование” бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела “Образование” функциональной классификации расходов.
Третий уровень функциональной классификации расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации. В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела “образование” функциональной классификации можно назвать “ведомственные расходы на образование”, а также расходы на реализацию федеральных целевых программ “Дети России” и “Молодежь России”.
Наконец, четвертым уровнем
Экономической классификацией расходов называют группировку расходов бюджетов по их “экономическому содержанию”. Это означает, что расходы группируются в зависимости от целей:
К текущим расходам относят закупки товаров и оплату услуг; выплату процентов; субсидии, субвенции и текущие трансферты, а также оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты.
Информация о работе Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ