Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью работы является изучение исторических и этнографических памятников России. В связи с этим в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- исследовать культурно-исторические объекты и их характеристику;
- рассмотреть классификацию объектов культурного наследия Российской Федерации;
Введение 3
1. Культурно-исторические объекты и их характеристика 4
1.1. Историко-культурный потенциал 4
1.2 Памятники культовой архитектуры 5
1.3 Памятники светской архитектуры 7
1.4 Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. История развития русской усадьбы 7
1.5 Археологические памятники 11
1.6 Этнографические памятники 11
1.7 История развития музейного дела в России 13
1.8 Народные промыслы 15
2. Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации 18
3. История охраны памятников истории и культуры в России 23
Заключение 30
Содержание
Введение 3
1. Культурно-исторические объекты и их характеристика 4
1.1. Историко-культурный потенциал 4
1.2 Памятники культовой архитектуры 5
1.3 Памятники светской архитектуры 7
1.4 Дворцово-парковые
ансамбли и усадебные
1.5 Археологические памятники 11
1.6 Этнографические памятники 11
1.7 История развития музейного дела в России 13
1.8 Народные промыслы 15
2. Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации 18
3. История охраны памятников истории и культуры в России 23
Заключение 30
Список литературы 32
Целью работы является изучение исторических и этнографических памятников России. В связи с этим в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- исследовать культурно-
- рассмотреть классификацию объектов культурного наследия Российской Федерации;
- проанализировать историю охраны памятников истории и культуры в России.
Культурное наследие - духовный,
культурный, экономический и социальный
капитал невозместимой
Актуальность исследования
состоит в том, что физическое
состояние более половины, находящихся
под охраной государства
1. Культурно-исторические объекты и их характеристика
1.1. Историко-культурный потенциал
Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.
В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:
- памятники археологии;
- культовую и гражданскую архитектуру;
- памятники ландшафтной архитектуры;
- малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;
- музеи, театры, выставочные
залы и другие объекты
- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства.1
В историко-культурный потенциал
входит вся социокультурная среда
с традициями и обычаями, особенностями
бытовой и хозяйственной
Существует множество
форм включения культурно-
Интерес ко многим объектам культуры определяется в большинстве случаев модой. Сохраняется стабильность интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, Парижу, Санкт-Петербургу и пр.). Вместе с тем целый ряд объектов, наиболее посещаемых в советский период в России, например, многочисленные ленинские места, утратили притягательность с изменением идеологических установок в обществе.
1.2 Памятники культовой архитектуры
Памятники культовой архитектуры - наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных религий: православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.
Первые храмы на Руси появились
в X в. Из самых ранних до нашего времени
сохранились лишь каменные постройки,
возведенные при Ярославе Мудром:
Новгородская и Киевская Софии, Юрьев
монастырь в Новгороде и Киево-
До наших дней сохранилось
много древних монастырей и соборов.
Монастыри - образцы полифункциональных
образований. В первую очередь, это
мощные фортификационные сооружения,
поскольку в средние века все
монастыри несли функцию
В соборах вершилось
Монастыри привлекали множество людей, которые шли на паломничество по святым местам.
Самым большим скоплением
монастырей отличаются большие древние
города: Новгород, Псков, Старая Русса,
Вологда, Москва, а также старинные
города Поволжья (Тверь, Ярославль, Кострома,
Нижний Новгород) и центральной России
(Смоленск, Владимир и др.). Богаты памятниками
культовой архитектуры и малые
города России: Торжок, Суздаль, Старица,
Торопец, Гороховец, Вязники, Каргополь,
Углич. В одном Подмосковье
1.3 Памятники светской архитектуры
Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку - гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, Дворцовые и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возводились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов.
В давние времена на Руси въезд в город украшали парадными «золотыми» или «красными» воротами. А в XVII-XX вв. крупные военные события ознаменовались строительством триумфальных арок. Кроме того, объекты экскурсионного показа включают в себя интересные сооружения, памятники и монументы, возведенные по проектам современных зодчих.
К промышленной архитектуре относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения.
Загородная архитектура
представлена усадьбами и дворцово-
1.4 Дворцово-парковые
ансамбли и усадебные
Русская усадьба является феноменом русской культуры.
Сохранившиеся в России архитектурные усадебные ансамбли в основном относятся к XVIII-XIX вв. Более ранние постройки ученые восстанавливают по сохранившимся источникам, описаниям, архитектурным планам, чертежам, на основании которых можно сказать, что русская усадьба начала формироваться на рубеже XVI-XVII вв., когда в обществе происходили значительные социальные и политические изменения: сформировались и юридические оформились феодальные отношения - крепостное право; в дворянской среде произошел раскол: аристократия, заняв высшие административные посты, оставалась в окружении монарха, а среднее дворянство устремилось в свои вотчины, где оно наиболее полно могло реализовать свои личные возможности.
Сначала помещичий дом
находился в деревне и от крестьянских
изб отличался только большими размерами.
С закреплением крепостнических
отношений помещик пожелал
Во второй половине XVII в.,
во время правления Алексея
С появлением светских форм
жизни дом владельца и его
сад становятся предметом особой
заботы, в архитектуре усадеб господствует
стиль русское барокко с
В обществе назревали перемены,
которые отразились в реформах Петра
I. Под влиянием протестантского
барокко, с которым Петр познакомился,
путешествуя по Северной Европе, оформились
усадьбы петровских времен. Они были
удобны для проживания, прочны и
надежны, но несколько скупы и
аскетичны в оформлении. В петровские
времена в усадьбу вошла
Со смертью Петра I протестантизм
навсегда ушел из русской культуры.
Ему на смену во время правления
Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны
пришел пышный стиль южного барокко,
характерный для эпохи
В усадьбе не жили, она
предназначалась для
Период правления Екатерины II - век Просвещения, эпоха классицизма. Это период расцвета русской усадьбы. Классицизм - самый демократичный стиль, порожденный идеями Французской революции, провозгласившей Свободу, Равенство и Братство.
Это проявилось и в архитектурном
оформлении усадеб, для которых было
свойственно следование античным образцам,
как в оформлении внешнего вида здания,
так и в интерьере. Прошлое
воплощалось материально, указывая
на связь времен: дом с колоннами,
ордерность орнаментов древней Эллады,
мебель и утварь в стиле ушедших
эпох, скульптурные изваяния в парке
и доме, представляющие героев древности
и мифологические аллегории. В парке
сооружались постройки в виде
античных храмов, руин, в отделке
зданий и башен применялись
В период барокко усадебные парки были отгорожены от окружающей природы. В эпоху классицизма при соблюдении симметрии регулярный парк располагался только вокруг основного здания, а большую часть занимал английский пейзажный парк, в котором живописность достигалась путем искусного сочетания открытых и закрытых пространств и подбора различных пород деревьев - кедра, тиса, ильма, бука, граба и прочих. Пейзажный парк органично переходил в окружающий ландшафт.
Классицизм охватил не
только высшие слои дворянства, но и
средние и мелкие. География русской
усадьбы значительно