Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 17:27, курсовая работа
Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.
Выступая как система денежных отношений, государственный бюджет, как экономическая категория, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами.
1. Бюджет и бюджетная система РФ.……………………………………...…......5
1.1 Сущность и содержание бюджета………………………………...……………5
1.2 Структура бюджетной системы РФ…………………………………………...11
1.3 Формирование бюджета РФ……….…………………………………………..14
2. Характеристика отдельных уровней бюджетной системы……………….18
2.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………..18
2.2 Региональные бюджеты………………………………………………………..20
2.3 Местные бюджеты……………………………………………………………...22
3. Исполнение бюджета в Российской Федерации…………………………….24
3.1 Общие принципы исполнения бюджета………………………………………24
3.2 Казначейское исполнение бюджета…………………………………………...26
3.3 Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета…………………….33
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.
13 декабря 2010 года Президент РФ подписал закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».[4]
В Бюджетном Послании Президента Российской Федерации, приоритетными сферами в федеральном бюджете на 2011г. являются модернизация экономики и социальная ориентированность.
Бюджетные параметры рассчитаны на основании социально-экономического прогноза.
«Прогнозируемый объем ВВП представлен в таблице 1»
Показатель | 2011 | 2012 | 2013 |
---|---|---|---|
ВВП, млрд. руб. | 50389 | 55950 | 61920 |
рост ВВП, % | 4,2 | 3,9 | 4,5 |
Цена на нефть марки "Юралс" (долл. США/бар.) | 75 | 78 | 79 |
Индекс потребительских цен (дек/дек) | 7 | 6 | 5,5 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | 30,5 | 30,7 | 31,0 |
Таблица 1. Прогнозируемый объем ВВП на 2011-2013гг.
«Основные характеристики федерального бюджета представлены в таблице 2».
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | законопроект | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
Доходы, всего | 9 275,9 | 7 337,8 | 7 860,9 | 8 844,6 | 9 503,5 | 10 379,9 |
%% к ВВП | 22,4 | 18,8 | 17,4 | 17,6 | 17,0 | 16,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 4 389,4 | 2 984,0 | 3 737,2 | 4 090,0 | 4 390,0 | 4 653,2 |
%% к ВВП | 10,6 | 7,6 | 8,3 | 8,1 | 7,9 | 7,5 |
Ненефтегазовые доходы | 4 886,5 | 4 353,8 | 4 123,7 | 4 754,6 | 5 113,5 | 5 726,7 |
%% к ВВП | 11,8 | 11,2 | 9,1 | 9,5 | 9,1 | 9,3 |
Расходы, всего | 7 570,9 | 9 660,1 | 10 232,8 | 10 658,6 | 11 237,9 | 12 175,6 |
%% к ВВП | 18,3 | 24,7 | 22,7 | 21,2 | 20,1 | 19,7 |
в том числе условно |
|
|
|
| 419,3 | 798,4 |
%% к общему объему расходов | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3,7 | 6,6 |
Баланс бюджета | 1 705,0 | -2 322,3 | -2 371,9 | -1 814,0 | -1 734,4 | -1 795,7 |
%% к ВВП | 4,1 | -5,9 | -5,3 | -3,6 | -3,1 | -2,9 |
Ненефтегазовый баланс | -2 684,4 | -5 306,3 | - 6 109,1 | -5 904,0 | -6 124,5 | -6 448,9 |
%% к ВВП | -6,5 | -13,6 | - 13,5 | - 11,7 | - 10,9 | - 10,4 |
Таблица 2. Основные характеристики федерального бюджета (в млрд. руб)
«Источники покрытия дефицита представлены в таблице 3»
Показатель | 2010 год | проект | ||
---|---|---|---|---|
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего | 2 371,9 | 1 814,0 | 1 734,4 | 1 795,7 |
%% к ВВП | 5,3 | 3,6 | 3,1 | 2,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
за счет средств Резервного фонда | 1 419,3 | 284,4 | 0,0 | 0,0 |
за счет Фонда национального благосостояния | 2,5 | 5,0 | 7,5 | 10,0 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета | 950,1 | 1 524,6 | 1 726,9 | 1 785,7 |
%% к ВВП | 2,1 | 3,0 | 3,1 | 2,9 |
Таблица3. Источники покрытия дефицита
В соответствии с таким подходом проект федерального бюджета на 2011 год сформирован по доходам в сумме 8,844 трлн.руб., по расходам - в сумме 10,658 трлн.руб. Основные характеристики бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011г. в размере 50,389 трлн. руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%. Рост ВВП в 2011г. прогнозируется на уровне 4,2%, таким образом дефицит федерального бюджета в 2011г. запланирован на уровне 3,6% ВВП (1 814 млрд. руб.). Бюджетный дефицит в 2011г. – будет покрываться за счет средств Резервного фонда. Государственный внешний долг России на начало 2012 г. не должен превышать 55,6 млрд. долл. США. В 2011г. более 2/3 расходов федерального бюджета будут осуществлены по разделам "Социальная политика", "Национальная экономика", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". На реализацию инвестиционных проектов направляется в 2011г. 551,8 млрд. руб.
2.2 Региональные бюджеты
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.[5]
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.
2.3 Местные бюджеты
Обязательный компонент демократического государственного строя — местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовая база местных органов власти — их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
• формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
В местные бюджеты поступают: ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация о работе Основы формирования и исполнения бюджета РФ в современных условиях