Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 17:27, курсовая работа
Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.
Выступая как система денежных отношений, государственный бюджет, как экономическая категория, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами.
1. Бюджет и бюджетная система РФ.……………………………………...…......5
1.1 Сущность и содержание бюджета………………………………...……………5
1.2 Структура бюджетной системы РФ…………………………………………...11
1.3 Формирование бюджета РФ……….…………………………………………..14
2. Характеристика отдельных уровней бюджетной системы……………….18
2.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………..18
2.2 Региональные бюджеты………………………………………………………..20
2.3 Местные бюджеты……………………………………………………………...22
3. Исполнение бюджета в Российской Федерации…………………………….24
3.1 Общие принципы исполнения бюджета………………………………………24
3.2 Казначейское исполнение бюджета…………………………………………...26
3.3 Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета…………………….33
Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа и собственно платеж. Органы казначейства несут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляется казначейством в день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые от распорядителей, направляются казначейством в банк, который исполняет их через лицевой счет казначейства. Банк осуществляет операции по лицевому счету в пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.
Переход к финансированию бюджетных учреждений через лицевые счета, открытые им в органах казначейства, был значительным этапом реформирования российской бюджетной системы. Он в обязательном порядке предполагал закрытие всех бюджетных счетов распорядителей в банковских учреждениях. С того момента, как для распорядителя открыт лицевой счет, в роли банка перед ним выступают казначейские органы.
Лицевые счета бюджетных учреждений открываются в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевым статьям организация получает финансирование, она должна открыть несколько лицевых счетов в органах казначейства. Порядок учета операций, открытия и ведения лицевых счетов устанавливается Главным управлением федерального казначейства.
Через лицевые счета осуществляются:
финансирование расходов учреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;
межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам, дотациям;
компенсации, субвенции, субсидии, целевые программы;
предоставление средств федерального бюджета на условиях возвратности и платности;
расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.
Особенностью казначейской системы является то, что при ней исполнение бюджета осуществляется не Центральным банком, а органами исполнительной власти. С переходом на данную систему функции банка ограничиваются, однако он сохраняет за собой ряд важных полномочий, к числу которых относится кассовое исполнение бюджета. Под кассовым исполнением государственного бюджета понимается совокупность операций, связанных с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.
К функциям учреждений Центрального банка относятся: принятие и зачисление средств, которые поступают в доходы бюджета; распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами, отчисления от доходов в местные бюджеты; а также выдача бюджетных средств в пределах сумм, имеющихся на соответствующих счетах. Банковские учреждения ведут учет доходов и расходов бюджета. На этой основе ими составляются отчеты о кассовом исполнении бюджета, которые направляются вышестоящей организации и государственным финансовым органам. Учреждения Центрального банка производят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных организаций, они осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.
Для учета доходов, поступающих в бюджет государства, а также распределяемых между бюджетами разных уровней, в учреждениях Центрального банка открываются лицевые счета. Такие счета создаются отдельно для каждого вида платежа по каждому финансовому органу и каждому учреждению, администрирующему данный вид доходов.
3.3 Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета
Бюджетный учет основан на едином плане счетов, который устанавливается Правительством. Учету подлежат все доходы, расходы, дефицит (профицит) бюджета, поступления из источников финансирования дефицита, а также операции с бюджетными средствами. Они отражаются казначейством в соответствующих регистрах учета.
Казначейство определяет порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также смет расходов бюджетных учреждений. Главное управление федерального казначейства утверждает отчетность по формам, содержанию и срокам представления.
Все операции, связанные с поступлением доходов в федеральный бюджет, а также с санкционированием и финансированием его расходов, отражаются в Главной книге казначейства. Главная книга ведется на основе утверждаемого казначейством плана счетов. Записи в ней делаются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджета. Данные Главной книги казначейства служат основой для формирования отчетов об исполнении бюджета. Такая отчетность бывает оперативной (ежемесячной), ежеквартальной, полугодовой и годовой. Федеральное казначейство составляет отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Правительство. При наличии соответствующих соглашений может также составлять отчеты об исполнении региональных и местных бюджетов. Для выполнения своих функций казначейство вправе требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием бюджетных средств;
Единая методология отчетности устанавливается Правительством, а непосредственное ее составление возлагается на казначейство. Ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета представляются в Федеральное Собрание, один экземпляр направляется также в Счетную палату. Ежеквартальный отчет должен быть утвержден Правительством, годовой отчет подлежит утверждению законодателями. Сведения об исполнении местных бюджетов представляются муниципальными образованиями в Государственный комитет по статистике.
Коллегия Счетной палаты РФ утвердила информацию об исполнении федерального бюджета 2010 года. По уточненным данным, дефицит федерального бюджета составил 1,8 трлн. рублей (4% ВВП), что на 23,9% (0,6 трлн.) ниже утвержденного показателя (5,3% ВВП). Доходы федерального бюджета в 2010 году составили 8,3 трлн. рублей, или 105,4% утвержденного объема. Расходы федерального бюджета составили 10,1 трлн. рублей, или 98,6% утвержденных бюджетных ассигнований, 98,2% бюджетных ассигнований сводной росписи с изменениями и 22,7% ВВП.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) составило 0,8 трлн рублей, или 99,5% утвержденных бюджетных ассигнований и 99% бюджетных ассигнований сводной росписи с учетом изменений. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по федеральным адресным инвестиционным программам (ФАИП) было равно 0,7 трлн., или 98,7% бюджетных ассигнований сводной росписи с учетом изменений. Исполнение расходов на приоритетные национальные проекты составило 0,5 трлн., или 99,7% бюджетных ассигнований сводной росписи с учетом изменений.
По состоянию на 1 января текущего года совокупный объем средств Резервного фонда достигал 0,8 трлн. рублей, уменьшившись за год на 1 трлн., или на 57,7%; Фонда национального благосостояния (ФНБ) — 2,7 трлн. и сократился на 73,5 млрд., или на 2,7%.
«Отчет о финансовых результатах деятельности за 2010 год представлен в приложении 1».
Все вышесказанное свидетельствует о том, что бюджет выступает в качестве синтетического финансового плана, в процессе составления, утверждения и исполнения которого происходит корректировка финансовых планов, прогнозов предприятий и организаций всех форм собственности и методов хозяйствования.
Заключение
В результате рассмотрения бюджетной системы и государственного бюджета РФ и можно сделать следующие выводы:
- Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;
- Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных.
Значение бюджета проявляется в том, что бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
Федеральный бюджет РФ в 2010 году исполнен с дефицитом в размере 1 триллиона 787,198 миллиардов рублей, или 4% ВВП.
В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.
Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику страны: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит.
Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращением нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное - в результате налоговой реформы.
Список используемых источников
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации. - Спб.: Полиграфуслуги, 2006 – 59 с.
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2011 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета. 2011. - №4. - с. 9.
Учебники, монографии, брошюры
3. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. - М.: Эскимо, 2007. - 486 с.
4. Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2009. - 128 с.
5. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 15 с.
6. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ: Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. - 286 с.
7. Поляк Г.Б. Финансы: Учебник. 3-у изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 35 с.
8. Афанасьев М.П. Беленчук А.А. Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система: Учебник для вузов. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 397-412 с.
Электронные ресурсы
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. Федеральное казначейство (казначейство России).
Режим доступа: http://www.roskazna.ru
11. Министерство финансов Российской Федерации.
Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru
12. РосБизнесКонсалтинг.
Режим доступа: http://www.rbc.ru
3
[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
[3] Конституция Российской Федерации. - Спб.: Полиграфуслуги, 2006 – 59 с.
[4] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2011 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета. 2011.- №4. - с. 9.
[5] Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ: Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. - 286 с.
[6] Афанасьев М.П. Беленчук А.А. Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система: Учебник для вузов. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 397-412 с.
[7] Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. - М.: Эскимо, 2007. - 486 с.
Информация о работе Основы формирования и исполнения бюджета РФ в современных условиях