Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:38, курсовая работа
Исполнение бюджета является последней стадией бюджетного процесса и представляет собой практическую реализацию бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. В соответствии с бюджетным законодательством исполнение бюджета относится к функции исполнительных органов соответствующего уровня.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Управления исполнением бюджетов…………………………………4
Основы исполнения бюджета………………………………………4
Общие принципы исполнения бюджета…………………………..5
Глава 2. Казначейское исполнение бюджета…………………………………8
Глава 3. Стадии исполнение бюджета………………………………………..14
3.1. Исполнение бюджетов по доходам……………………………….14
3.2. Исполнение бюджета по расходам……………………………….16
3.3. Кассовое исполнение бюджета……………………………………22
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...
Кафедра
«Финансы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему «Основы
управления исполнения
бюджетов»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Управления исполнением бюджетов…………………………………4
Глава 2. Казначейское исполнение бюджета…………………………………8
Глава 3. Стадии исполнение бюджета………………………………………..14
3.1. Исполнение бюджетов по доходам……………………………….14
3.2. Исполнение бюджета по расходам……………………………….16
3.3. Кассовое исполнение бюджета……………………………………22
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Исполнение бюджета является последней стадией бюджетного процесса и представляет собой практическую реализацию бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. В соответствии с бюджетным законодательством исполнение бюджета относится к функции исполнительных органов соответствующего уровня.
Порядок
исполнения бюджетов устанавливается
Правительством Российской Федерации
по согласованию с Советом Министров и
республик в составе Российской Федерации
и местной администрацией. Эти же органы
и обеспечивают исполнение соответствующего
бюджета. В процессе исполнения бюджета
Правительство РФ, правительства
субъектов РФ и местная администрация
при необходимости могут вносить изменения
по доходам и расходам соответствующего
бюджета в пределах утвержденных ассигнований
по статьям функциональной бюджетной
классификации. В исполнении бюджета в
той или иной мере принимают участие абсолютно
все государственные и муниципальные
органы представительной и исполнительной
властей, включая министерства, ведомства,
отраслевые органы управления, предприятия,
учреждения и иные организации. Важная
роль в исполнении бюджета принадлежит
финансовым органам, которые осуществляют
практическую работу по составлению и
исполнению бюджетов. Так, Министерство
финансов РФ обеспечивает в установленном
порядке исполнение федерального бюджета,
осуществляет в соответствии с Законодательством
РФ корректировку бюджетных показателей;
осуществляет контроль за исполнением
федеральных бюджетов и составляет отчет
об исполнении федерального бюджета и
консолидированного бюджета Российской
Федерации и представляет его
Правительству РФ. Также существенная
роль в исполнении федерального бюджета
принадлежит федеральному казначейству,
который был создан в1992 году, его деятельность
урегулирована Положением о федеральном
Казначействе РФ.
Глава 1. Управления исполнением бюджетов
Согласно статье 215.1, которая была введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.
Для
кассового обслуживания исполнения
бюджетов Федеральное казначейство
открывает счета в Центральном
банке Российской Федерации с
учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного
кодекса Российской Федерации. Все
кассовые операции по исполнению бюджетов
осуществляются Федеральным казначейством
через указанные счета и отражаются в
отчетности о кассовом исполнении бюджетов,
представляемой им финансовым органам.
Последний этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Это исполнение бюджета, его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:
Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью.
Основной документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией это бюджетная роспись. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней.
Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета. Она формируется в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.
Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Основная его заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако при этом существует определенная свобода действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло оперативно реагировать на изменения ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.
Существует определенная технология взаимодействия участников бюджетного процесса, их деятельность регулируется многими нормативно-правовыми документами. Это позволяет исполнять бюджет в значительной степени в автоматическом режиме. Например, поступление налоговых доходов в бюджет государства определяется действующим законодательством, которое устанавливает базу обложения, ставки налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, распределение по уровням бюджетной системы и др. В развитие законодательства принимаются методики, инструкции и другие документы, которые четко регламентируют работу налоговых органов. Многие виды расходов бюджета также жестко регламентированы. Это относится, например, к социальным выплатам и межбюджетным трансфертом. Если бюджетная система страны функционирует стабильно, в автоматическом режиме может исполняться большая часть ее доходов и расходов.
В
процессе исполнении
бюджета нередко
возникает экономия по отдельным статьям
расходов или дополнительные поступления
из доходных источников. Образующаяся
в итоге сумма превышения доходов над
расходами, именуемая свободными бюджетными
средствами, зачисляется в бюджет
и не подлежит изъятию. Она может быть
израсходованы только в том случае, если
профинансированы все расходы, предусмотренные
планом. Решение об использовании свободных
бюджетных средств принимается законодательной
властью по предложению соответствующего
исполнительного органа.
Глава 2. Казначейское исполнение
бюджета
В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.
Казначейский метод имеет ряд преимуществ, поэтому в мире он очень широко распространен. Среди развитых стран, в которых он нашел свое применение, в первую очередь можно назвать США и Германию.
Однако в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего времени применялся и в России. Качество управления финансами при неказначейской системе зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета.