Особенности бюджетного федерализма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:02, статья

Описание

Бюджетный федерализм в терминах и понятиях. Бюджетный федерализм в России - явление сложное и постоянно развивающееся. Сфера бюджетного федерализма, его принципы и модели в полной мере распространяется на: межбюджетные отношения: бюджетное устройство; бюджетную систему.

Работа состоит из  1 файл

Научно-практический журнал особ бюдж федерализма в РФ.docx

— 22.30 Кб (Скачать документ)

Каждый субъект  Федерации и местные органы власти на основе федерального законодательства устанавливают в рамках своей  территории свою бюджетную систему. Следует особо подчеркнуть, что  бюджетная система основана на следующих  принципах: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между различными уровнями; самостоятельность  бюджетов; полнота отражения доходов  и расходов; сбалансированность бюджета  и его эффективность; общее (совокупное) покрытие расходов; достоверность, адресность и целевой характер расходования бюджетных средств. Кроме того, Бюджетный кодекс регламентирует деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению бюджета, то есть определяет основные аспекты бюджетного процесса. Составной частью бюджетного процесса (межбюджетных отношений) является бюджетное регулирование -перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное  установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных  и региональных органов власти и  управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения  бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.

Согласно ст. 129 Бюджетного кодекса РФ «Основы межбюджетных отношений», межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Однако определение межбюджетных отношений, имеющееся в Бюджетном кодексе РФ, с правовой точки зрения нельзя назвать удачным. Оно только содержит указание на то, что между бюджетами трех уровней имеются отношения, но не раскрывает природы этих отношений. В определении нет ссылок даже на то, что эти отношения возникают по поводу бюджетов.

Из вышеприведенного определения следует, что в межбюджетные отношения вступают органы государственной  власти Федерации, субъектов Федерации  и органы местного самоуправления.

Суть межбюджетных отношений в российских условиях можно раскрыть следующим образом: 

- сочетание интересов,  обеспечивающее высокую степень  самостоятельности территориальных  бюджетов при сохранении ведущей  роли бюджета вышестоящего уровня  по отношению к бюджету нижестоящего  уровня;

- наличие трехзвенной  бюджетной системы и равенство  прав бюджетов одного звена; 

- применение единых  критериев при расчетах объемов  средств, выделяемых нижестоящим  бюджетам в целях выравнивания  развития соответствующих территорий  и оказания им финансовой помощи.

- Между понятиями  «бюджетный федерализм» и «межбюджетные  отношения» ни в коей мере  нельзя ставить знак равенства.  Бюджетный федерализм 

- понятие более  высокого ранга (уровня), а межбюджетные  отношения - механизм, на основе  которого понятие «бюджетный  федерализм» реализуйся на практике.

 Межбюджетные  отношения являются индикатором  реального бюджетного федерализма  и, с другой стороны, его  проводником. Практически межбюджетные  отношения являются механизмом  реализации принципа разделения  полномочий в финансовой сфере,  то есть решение проблемы бюджетного  федерализма характеризуется через  систему межбюджетных отношений. 

Бюджетный федерализм в Российской Федерации проходит сложный этап становления. С одной  стороны, это борьба регионов с «бюджетными  традициями» тоталитарного государства, а с другой - сохранение России как  единого целого, недопущение превалирования частных интересов субъектов  Федерации над национальным интересом  РФ. Для решения данных противоречий необходим компромисс между достаточно жесткими требованиями политики финансовой стабилизации страны и достижением  целей экономических реформ в  регионах и России в целом.  

Литература

Федеральный конституционный  закон от 17 дек. 1997г «О Правительстве  Российской Федерации» с изменениями, внесенными федеральными конституционными законами от З1 дек. 1997г.

Федеральный закон  от 24 июня 1999г. «О принципах и порядке  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации»; Федеральный  закон от 6 октября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон  от 4 июля 2003г. «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации"».

Федеральный закон  от 6 окт. 2003г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон  от 15 дек. 2004г. «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации1'».

Федеральный закон  от 22 авг. 2004г. «О внесении изменений  в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием  федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ" и "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации1'».

Федеральный закон  от 31.07.1998г. «Бюджетный кодекс Российской Федерации»; часть первая от 31.07.1998п, часть вторая от 05.08.2000г.

Федеральный закон  от25.09.1997г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон  от 29.12.1998г. «О первоочередных мерах  в области бюджетной и налоговой  политики».

Постановление Правительства  РФ от 35.08.2001г. «О про грамме развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г.».

Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. -М., 2002.

Горегляд В.П. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации в условиях трансформирования экономики. Диссертационное исследование. - М., 2002.

Ковалева Г.А., Пешина Э.В. Стратегия преобразований и регулирование межбюджетных отношений в России//Федерализм. -2001. -№4.

Крохина Ю.А. Бюджетное  право и российский федерализм. М., 2002.?

Лавров A.M. К вопросу  о развитии федерализма в России.-М., 2002.

Лавров A.M. Развитие бюджетного федерализма в России //Федерализм.-2000.-№ 3.

Лужков Ю.М. Путь к  эффективному государству. - М., 2002.

Львов Д.С. Экономический  манифест «Будущее российской экономики». - М., 2000.

Финансовые взаимоотношения  федерального центра и регионов //Федерализм. -2002. -№ 2.  
 

Информация о работе Особенности бюджетного федерализма в Российской Федерации