Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:38, контрольная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 3
1. Принципы построения бюджетной системы РФ 5
2. Принципы функционирования бюджетной системы РФ 8
Заключение 12
3. Тесты 13
Список литературы 40
Контрольная работа
по дисциплине " Бюджетная система РФ "
«Принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ»
Выполнил:
Специальность:
Курс:
.
Оглавление
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» Бюджетный кодекс Российской Федерации. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Бюджетная система - это важнейшая часть экономики, с помощью которой осуществляется ее финансовое регулирование. Изучение бюджета позволяет получить конкретное представление о том, откуда и в каком количестве приходят деньги, на какие цели и в каких масштабах они расходуются, т.е. понять денежную политику.
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на
экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Функционирование системы регулируется нормами права.
Бюджетным устройством называют взаимосвязь между отдельными
звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы,
включая бюджетную систему, бюджетное право, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов, бюджетный процесс, бюджетное регулирование, бюджетную политику.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух
уровней – государственного бюджета и местных бюджетов. В федеративных
государствах бюджетная система состоит из трех уровней:
1. федеральный бюджет (государственный бюджет или бюджет центрального правительства);
2. бюджеты членов федерации (субъектов федерации – в России, штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде и т.д.);
3. местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации включает:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. республиканские бюджеты в составе России, краевые и областные
бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местные (городские, районные, поселковые и сельские) бюджеты.
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) -
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской Федерации и консолидированные
бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Федеральный бюджет Российской Федерации - форма образования и
расходования денежных
средств, предназначенных для
функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности
соответствующих государственных или местных органов.
Государственный внебюджетный фонд – централизованный фонд
денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие
государственные социальные внебюджетные фонды:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
3. Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1.единства бюджетной системы Российской Федерации;
2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы Российской федерации;
3. самостоятельности бюджетов;
4. полноты отражения
доходов и расходов бюджетов,
а также бюджетов
5. сбалансированности бюджетов;
6. эффективности и
экономности использования
7. общего или совокупного покрытия расходов бюджетов;
8. гласности;
9. достоверности бюджета;
10. адресности и целевого характер использования бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой
базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Единство предполагает сопоставимость частей бюджетов между собой.
Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка
доходов и расходов бюджетов по однородным признакам.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов
доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
• право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня
бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,
полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определять направления расходования средств, источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе
исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над
расходами бюджетов и сумм экономии по расходом бюджетов;
• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней
бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, кроме случаев связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и
государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов и другие обязательные поступления отражаются в бюджетах и государственных внебюджетных фондах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других
обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по
расходам бюджетов и государственных внебюджетных фондов, за
исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета
уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Информация о работе Принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ