Автор работы: s*******@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 18:46, реферат
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2004 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Введение 2
1. Определение и значение внешней задолженности 3
1.1. Определение государственного долга 3
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику 4
2. Формирование внешнего долга, кредиторы России 6
2.1. Внешняя задолженность СССР 6
2.2. Внешняя задолженность России 7
2.3. Парижский клуб 10
2.4. Лондонский клуб 12
2.5. Международный валютный фонд 13
2.6. Коммерческие кредиторы. 14
2.7. Всемирный Банк 14
3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России 16
Заключение 19
Россия
14 августа 2006 года подписала соглашение
с Германией о досрочном
В соответствии с этим документом будет досрочно погашена задолженность перед Германией на сумму свыше 8.14 миллиарда евро, реструктурированная в свое время в рамках соглашений "Консолидация 4" от 1997 года и "Консолидация 5" от 2000 года.
Тем
самым с возвращения
Подписанное 14 августа так называемое пилотное соглашение "станет основой для аналогичных договоренностей с остальными кредиторами России, входящими в Парижский клуб".
Оставшаяся часть долга РФ перед Парижским клубом на 01.10.2011г. составляет $1,484млрд. Общая экономия от долгосрочного погашения долга составляет $7.7 млрд. Наиболее существенная экономия наблюдалась в первые 6-7 лет. В 2007 году она составила $1.2. млрд, в 2008 - $1.1. млрд, в 2009 году - $1 млрд.
Рисунок 1. Экономия на процентных платежах Парижскому клубу благодаря досрочному
погашению
долга.
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.
В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель БКК - Deutshe Bank AG. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года. На тот момент эти долги составляли - $32.3. млрд.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.
Осенью
1994 года на сессии МВФ в Мадриде
стороны нашли компромисс, договорившись,
что должником перед Лондонским
клубом будет выступать
В
ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне
правительство РФ и члены Банковского
консультативного комитета Лондонского
клуба подписали Меморандум о
согласованных принципах
В
2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка
Лондонскому Клубу был
В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям.
Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно - финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
На протяжении истекшего десятилетия кредиты МВФ выполняли двоякую роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служил для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.
31
января 2004 года Россия при помощи
накопленной в стабфонде суммы
полностью погасила долг МВФ
в размере 3,3 миллиарда долларов.
Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов
долларов процентных платежей
Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т. ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.
12.04. 2001 в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договоренностей.
По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1.10. 2011 года составила коммерческая $0,56 миллиарда. 3
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон - Вудской конференции в 1944 г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.
Кроме
финансирования таких проектов, как
строительство дорог, электростанций
и школ, Банк предоставляет ссуды
на реструктуризацию экономической
системы страны, финансируя так называемые
программы структурной
Наряду с Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Решения
во Всемирном Банке и МВФ
Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.
В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:
1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.
2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.
3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.
4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.
5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.
6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.
Несмотря
на сегодняшнюю положительную
- отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
- разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
- создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
- согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.
Кроме
того, всё ещё актуальным остается
ряд нестандартных методов, основанных
на использовании зарубежного
- целесообразно радикально пересмотреть советские долги соцстранам, возникшие в результате неэквивалентного обмена. Реструктуризации должны действительно проводиться на независимых принципах. К сожалению, этого не произошло в случае с Чехией: реструктуризация была осуществлена на худших по сравнению даже с Лондонским клубом условиях;
Информация о работе Проблемы финансирования внешнего долга РФ