Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 04:59, курсовая работа
Финансовая устойчивость регионального бюджета – это обусловленное внутренними и внешними факторами состояние бюджета региона, характеризующееся независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности для финансирования расходов. Обобщение существующих методик анализа финансового состояния и качества управления бюджетами, содержащихся в различных исследованиях и приказах Министерства финансов РФ, позволило исследователям усовершенствовать методику анализа финансовой устойчивости бюджета.
Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств в регионе
1. Формирование бюджета региона.
1.1 Экономическое содержание и особенности формирования регионального бюджета.
Бюджет любого уровня – это основополагающий документ, определяющий систему взаимоотношений в сфере государственных или муниципальных финансов. По существу он является программой производства и перераспределения общественных благ.
Экономическое содержание и сущность бюджета обусловлены природой и функциями государства, нуждающегося в денежных ресурсах для осуществления своих функций.
Государственный бюджет рассматривают в совокупности: как объективную экономическую категорию (обусловленную функциями государства), как систему денежных отношений, как основной централизованный фонд денежных средств, как основной финансовый план государства, как важнейший финансовый регулятор (инструмент государственной финансовой политики), как показатель движения денежной наличности, ежегодных доходов и расходов государства.
Бюджет можно охарактеризовать с нескольких позиций, отражающих комплексность, присущую понятию "бюджет". Исходя из ресурсного признака, бюджет следует рассматривать как фонд денежных средств государства, образованный посредством обособления части валового внутреннего продукта, из финансового – как совокупность денежных отношений, возникающих в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов государства в процессе перераспределения валового внутреннего продукта; из правового – как юридически оформленный документ, необходимость которого обусловлена требованиями рационального ведения хозяйства, учета источников доходов, направлений и объемов расходования средств; из функционального – как инструмент финансовой политики государства, функционирующий через систему налоговых ставок и льгот, политику государственных расходов, что оказывает определяющее влияние на социально-экономические процессы, происходящие в стране.1
Региональный
бюджет, являясь одним из основных
инструментов перераспределения
Объем ресурсов,
концентрируемый в региональных
бюджетах, задает объективные границы
возможности региона
С позиции системного подхода элементами бюджетной системы являются различные бюджеты, но четко не определено, что является системообразующей связью бюджетов.
Поскольку главной
формой финансовых взаимосвязей, обеспечивающей
существование бюджетной
Компромисс интересов
Федерального центра и регионов достигается
при условии обеспечения
Оптимальное распределение доходных источников между уровнями бюджетной системы выражается в сокращение доли регулирующих налогов и безвозмездной помощи, увеличении собственных доходов, и, следовательно, сокращении финансовой зависимости нижестоящих бюджетов от вышестоящих. В этой связи межбюджетные отношения следует определить как отношения распределения расходных полномочий и доходных источников между различными бюджетами, а также оказания различных форм финансовой помощи в целях повышения финансовой устойчивости бюджетов всех уровней. 3
Субъекты РФ участвуют
в межбюджетных отношениях "с
двух сторон": отношения между
Федеральным центром и
Формирование бюджета как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, предполагает последовательное и взаимосвязанное управление его доходами и расходами.
Однако в зависимости от принятой концепции управления общественными финансами приоритеты решения возникающих проблем могут смещаться в ту или иную сторону. Так, концепция текущего сбалансированного бюджета исходит из достижения целей бюджетной политики в условиях жестких ограничений величины потенциальных доходов и источников финансирования бюджетного дефицита. Показатели бюджета в этом случае задаются состоянием экономики, но не являются инструментами стимулирования экономического роста.
Экономическое развитие Российской Федерации в последние годы создало предпосылки для перехода к концепции бюджета, сбалансированного на основе долгосрочной оценки ситуации, что позволяет формулировать стратегические цели и решать масштабные задачи стимулирования хозяйственных процессов. Однако реальное внедрение этой концепции управления общественными финансами ограничено лишь сферой исполнения федерального бюджета. Региональные органы власти, испытывая дефицит инструментов бюджетного управления и ресурсов, ориентируются преимущественно на решение текущих задач и проблем краткосрочного характера.
Большинство субъектов Российской Федерации принимают дефицитные бюджеты, но их реальное исполнение в большинстве случаев в 2009-2011 гг. сопровождается превышением доходов над расходами, что ведет к усложнению организации бюджетного процесса и сдерживает оперативное решение ранее отложенных актуальных задач социально-экономического развития, принижает роль бюджета в системе экономических отношений.4
Сложившаяся модель
распределения налоговых
Учитывая размеры бюджетного фонда, участие в его формировании большого числа субъектов, сложность точного прогноза рыночной конъюнктуры, существует высокий риск адекватной оценки плановых бюджетных показателей.5 Поэтому в ходе исполнения регионального бюджета нередко приходится уточнять бюджетные показатели, исходя из объема поступивших и планируемых к поступлению до конца финансового года доходов. В данном случае ведущую роль играют именно налоговые доходы, динамика которых задает параметры изменения расходов.
Важно отметить,
что бюджеты субъектов РФ - это
один из главных каналов доведения
до населения конечных результатов
общественного производства. В последнее
время все большее значение придается
роли субъектов РФ в решении социальных
и экономических вопросов, что
требует эффективности
Важными условиями для реализации бюджетирования, ориентированного на результат, являются:
- стабильность
структуры расходов бюджета
- обязательность
ежегодного осуществления
- минимизация дефицита бюджета;
- исполнение бюджетной дисциплины.
Правовая основа региональных бюджетов представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих принципы организации региональных финансов, источники формирования и направления финансовых ресурсов региональных бюджетов.
Региональные бюджеты
в Российской Федерации функционируют
на основе целой системы нормативно-
Рис. 1. Иерархия нормативно – правовых актов, регулирующих региональный бюджет.
Конституция является важнейшим
документом, имеющим федеральное
значение, регламентирующим деятельность
органов региональных бюджетов. Конституция
устанавливает форму
Наиболее важным и емким
из законодательных актов в
1.2.
Правовая основа региональных бюджетов представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих принципы организации региональных финансов, источники формирования и направления финансовых ресурсов региональных бюджетов.
Региональные бюджеты
в Российской Федерации функционируют
на основе целой системы нормативно-
Рис. 1. Иерархия нормативно – правовых актов, регулирующих региональный бюджет.
Конституция является важнейшим
документом, имеющим федеральное
значение, регламентирующим деятельность
органов региональных бюджетов. Конституция
устанавливает форму
Наиболее важным и емким
из законодательных актов в
1.3
Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета выступает созданное в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство (указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года и постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 года).6
Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнением вне бюджетных фондов. Этот орган обязан прогнозировать объемы государственных финансовых ресурсов, а также управлять ими. Казначейство занимается сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России.
Таким образом, органам казначейства отводится в деле исполнения бюджетов первостепенная роль, а их главнейшими функциями и задачами являются:
1) учет налогов и платежей,
поступивших в доход
2) распределение в установленном
порядке и размерах доходов
между бюджетами различного
3) возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
4) учет льгот и отсрочек,
предоставленных
5) взаимные расчеты между
бюджетами различного уровня
по отдельным постановлениям
и решениям уполномоченных
6) доведение лимитов и
осуществление финансирования
Информация о работе Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств в регионе