Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 04:59, курсовая работа

Описание

Финансовая устойчивость регионального бюджета – это обусловленное внутренними и внешними факторами состояние бюджета региона, характеризующееся независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности для финансирования расходов. Обобщение существующих методик анализа финансового состояния и качества управления бюджетами, содержащихся в различных исследованиях и приказах Министерства финансов РФ, позволило исследователям усовершенствовать методику анализа финансовой устойчивости бюджета.

Работа состоит из  1 файл

1.1.docx

— 93.80 Кб (Скачать документ)
  • вначале определяют ориентировочную ставку дисконтного процента (например, 10%) и рассчитывают величину ЧДС денежных потоков, соответствующих этой ставке;
  • полученную сумму ЧДС сравнивают с первоначальной суммой вложений;
  • если полученная сумма дисконтированного дохода будет ниже или выше вложения, расчет следует повторить с более низкой или более высокой ставкой процента;
  • для получения точного значения величины внутренней ставки доходности полученные результаты интерполируют. 13

При расчетах искомого значения внутренней процентной ставки необходимо учитывать  особенности вариантов, когда денежные притоки одинаковы в течение  срока инвестирования и когда  они различны.

Для интерполяции воспользуемся формулой:

где ВПС — внутренняя процентная ставка;

i0 — ставка дисконта при отрицательном ЧДС;

in — ставка дисконта при положительном ЧДС;

ЧДС0 — чистая дисконтированная стоимость при ставке i0;

ЧДСn — чистая дисконтированная стоимость при ставке in.

Определяя внутреннюю норму доходности государственных  вложений, устанавливается максимальный размер величины вложений государственных  средств, при котором проект сохраняет свою эффективность.

Применение  современных средств формирования и обработки экономической информации позволяет применить более совершенные  методы анализа эффективности использования  государственных средств, ранее  недоступные для практики из-за большой  трудоемкости расчетов, что минимизирует риск принятия необоснованных решений, связанных с использованием государственных  средств.

Государственные вложения при реализации, в том  числе и целевых программ, как  правило, осуществляются в несколько  этапов, при этом предполагается несколько  оттоков финансовых ресурсов. В этом случае дисконтируют не только прирост  доходов, но и отток (расходы). Рассчитывается модифицированная ставка внутреннего  дохода. При этом вначале дисконтируются суммы вложений, а затем производится расчет внутренней ставки дохода.

При использовании модифицированной внутренней нормы доходности исключение элементов  оттока государственных средств производится путем их приведения к моменту первоначальных вложений (t = 0) с помощью безрисковой ставки дисконтирования. Таким образом, предполагается, что средства для последующего государственного финансирования программы накапливаются в самом начале ее осуществления, а затем вместе с нарастающими на них процентами инвестируются в нужное время.

Для снижения риска неправильной оценки эффективности использования государственных средств рекомендуется применять для одних и тех же проектов разные дисконтные интегральные показатели. Их совокупность представлена ниже.

Чистая  дисконтированная стоимость. (ЧДС) рассчитывается по формуле  , рекомендуемое значение для оценки эффективности использования государственных средств ЧДС>0, условие оценки эффективности использования средств ЧДСа > ЧДСб,, при этом в качестве сравниваемых могут быть плановые и фактические показатели.

Индекс  доходности (ИД) рассчитывается по формуле:

, где С — поток платежей в году t; К, — вложения в году t; Сt — модифицированный поток платежей в год.

Рекомендуемое значения для оценки эффективности  использования государственных  средств ИД>0, условие оценки эффективности  использования средств ИДА >ИДБ,, при этом в качестве сравниваемых могут быть плановые и фактические показатели.

Внутренняя  ставка эффективности, % (ВСЭ), рассчитывается по формуле , рекомендуемое значение для оценки эффективности использования государственных средств больше величины вложений, условие оценки эффективности использования средств ВСЭA>ВСЭб,, при этом в качестве сравниваемых могут быть плановые и фактические показатели.

Модифицированная  внутренняя норма эффективности, % (МВНЭ), рассчитывается по формуле , условие оценки эффективности использования средств МВНЭа>МВНЭб,.

При этом в качестве сравниваемых показателей  могут быть плановые и фактические  показатели.

В условиях нестабильной экономики прогноз  возможных вариантов развития событий  может оказаться весьма приблизительным. Поэтому важно определить эффективность  использования государственных  средств для широкого диапазона значений изменяемых параметров.

Трудности могут возникнуть вследствие того, что для каждого конкретного  случая аудитору необходимо самостоятельно определять форму взаимосвязи показателей  эффективности и изменяемых параметров. Такие расчеты могут оказаться  весьма объемными, требующими больших  затрат времени.

 

2.4

Федеральная программа повышения  эффективности бюджетных расходов предусматривает широкое внедрение  программно-целевого метода планирования бюджетных расходов на всех уровнях  бюджетной системы РФ. В связи  с этим финансовые органы муниципальных  образований сталкиваются с проблемой  отсутствия методических разработок в  области оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ. На федеральном и субфедеральном уровнях уже разработан ряд методических документов, которые нуждаются в соответствующей адаптации для их применения на муниципальном уровне. Нами предложена методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ муниципального образования, модель которой представлена на рисунке 1.

Оценка эффективности  реализации долгосрочных и ведомственных  целевых программ проводится по действующим  программам и программам, срок реализации которых завершен; может проводиться  по программам, предлагаемым к реализации для принятия решения о целесообразности их разработки.

Оценка эффективности  целевых программ осуществляется в  целях достижения оптимального соотношения  связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения  основных принципов бюджетной системы  Российской Федерации: эффективности  использования бюджетных средств, прозрачности, достоверности бюджета, адресности и целевого характера  бюджетных средств.

Система критериев, используемых для оценки эффективности целевых  программ, включает пять критериев, формируемых  из подкритериев:

K 1   - соответствие целевой программы основным направлениям стратегии социально-экономического развития города;

K 2   - соответствие   содержания    программы   предъявляемым   к   ней унифицированным требованиям; качество  представления  отчетности по реализации программы;

K 3  -  выполнение плановых объемов освоения, привлечение дополнительных средств для реализации программы;

K 4  -  уровень достижения целевых индикаторов и показателей; выполнение мероприятий программы;

 К 5 - коэффициент эффективности  реализации целевых программ, оценка  динамики эффективности реализации  программы.

Рис.1. Модель оценки эффективности  реализации долгосрочных и ведомственных  целевых программ 

 

Коэффициент эффективности  реализации долгосрочных и ведомственных  целевых программ рассчитывается как  отношение результативности достижения целевых показателей (индикаторов) целевой программы к степени  достижения запланированного уровня затрат на ее реализацию:

Е = (Р / З) × 100%,                                            (1)

где    Е - коэффициент эффективности реализации целевой программы;

Р - результативность достижения целевых значений показателей целевой программы;

З - степень достижения запланированного уровня затрат на реализацию целевой программы.

Для расчета результативности достижения целевых значений показателей целевой программы используются следующие их виды:

- прямые (положительной динамикой  является увеличение значения  показателя);

- обратные (положительной  динамикой является снижение  значения показателя).

Расчет коэффициента эффективности  реализации ведомственных целевых  программ  производится для каждого мероприятия (комплекса мероприятий), в отношении которых определен объем финансирования и соответствующий показатель(и) результативности.

Расчет показателя результативности Рi по соответствующему мероприятию (комплексу мероприятий) i производится по формуле:

а) для прямого показателя результативности:         

                             Рi = РФi / РПi × 100%,                                        (2)

б) для обратного показателя результативности:

Рi = РПi / РФi × 100%,                                        (3)

где    РФi - фактическое значение показателя результативности, характеризующего выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) i;

РПi - плановое (уточненное) значение показателя результативности, характеризующего выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) i.

Если мероприятие (комплекс мероприятий) характеризуется несколькими  показателями результативности, в расчете  Рi используется средняя арифметическая уровня достижения всех соответствующих показателей.

Расчет показателя степени достижения запланированного уровня затрат Зi по соответствующему мероприятию (комплексу мероприятий) i осуществляется по формуле:

Зi = ЗФi / ЗПi × 100%,                                         (4)

где ЗФi - фактические бюджетные ассигнования, направленные на выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) i;

ЗПi - плановые (уточненные) бюджетные ассигнования, направленные на выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) i.

Для комплекса мероприятий, выполнение которых характеризуется  одним показателем результативности и определены объемы финансирования для каждого мероприятия из указанного комплекса, расчет показателя Зi осуществляется на основе сопоставления совокупного объема финансирования по указанному комплексу мероприятий (отношение исполнения запланированного объема финансирования к уточненному объему финансирования).

Расчет коэффициента эффективности  реализации целевой программы в  отчетном периоде (Е) осуществляется посредством  расчета средней арифметической от всех частных значений показателя Еi для каждого мероприятия (комплекса мероприятий).

Динамика эффективности  реализации программы определяет изменение  эффективности реализации программы  в отчетном году относительно года, предшествующего отчетному.

За первый отчетный год  и весь период реализации программы  оценка динамики эффективности реализации программы не осуществляется.

Расчет динамики эффективности  реализации программы осуществляется по следующей формуле:

D Е = Е/ Еj-1,                                                     (5)

где    D Е - индекс динамики эффективности реализации программы;

j - отчетный период.

Степень соответствия целевых  программ подкритериям Кij оценивается   по балльной шкале. При этом присвоенная балльная  оценка аргументируется соответствующими функциональными характеристиками программы,  текущими параметрами и показателями, отражающими ход ее реализации и деятельность государственных заказчиков (субъектов бюджетного   планирования) по обеспечению достижения целей и конечных результатов программы. Максимальная оценка по подкритериям равна 10 баллам.

На основе оценок по подкритериям Кij и их весовых коэффициентов рассчитываются баллы по критериям Кi:

Ki  = SUM Kij × zij,                                           (6)

где    zij – весовой коэффициент подкритерия, используемого для оценки эффективности целевых программ.

Система определения  критериев (подкритериев) и их балльная оценка представлена в таблице 1.

Таблица 1

Система критериев (подкритериев) оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ  

 

Критерий (подкритерий)

Краткое обозначение критерия (подкритерия)

Весовой коэффициент

Градации

Балл

1

2

3

4

5

1. Соответствие целевой  программы основным направлениям  стратегии социально- экономического    
развития города

К1

Z1 = 0,1

   

1.1. Соответствие цели        
целевой программы основным направлениям стратегии социально-экономического    
развития города

К1.1

Z1.1 = 0,4

Проблемная область целевой  программы отнесена стратегией социально-экономического развития города, прогнозом социально-экономического развития города, муниципальными правовыми  актами Администрации города к приоритетным направлениям социально-экономического развития города

10

Проблемная область целевой  программы не отнесена стратегией социально  экономического развития города, прогнозом    социально-экономического развития города, муниципальными правовыми актами Администрации города к        
приоритетным направлениям социально-экономического развития города

0

1.2. Степень охвата           
программными мероприятиями  
проблемного направления:    
определенной группы         
населения; хозяйствующих    
субъектов; иных проблемных отраслей

К1.2

Z1.2 = 0,3

не менее 80 процентов

10

в интервале от 50 до 80 процентов

8

в интервале от 20 до 50 процентов

6

менее 20 процентов

4

1.3. Наличие целевой программы,  реализуемой за счет средств  автономного округа, аналогичной  направленности, которая содержит  рекомендации о разработке органами  местного самоуправления             
соответствующих целевых программ

К1.3

Z1.3 = 0,3

целевая программа   
соответствует критерию

10

целевая программа не 
соответствует критерию

0

2. Соответствие содержания  программы   предъявляемым к ней унифицированным требованиям; качество представления отчетности по реализации программы

К2

Z2 = 0,1

   

2.1. Соответствие комплекса  мероприятий программы достижению  ее целей

К2.1

Z2.1 = 0,35

комплекс мероприятий  программы полностью обеспечивает достижение поставленных  целей

10

комплекс мероприятий  программы частично обеспечивает достижение поставленных  целей

5

комплекс мероприятий  программы не обеспечивает достижение поставленных  целей

0

2.2. Наличие инвестиционных  расходов, научно-          
исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на реализацию целевой       программы

К2.2

Z2.2 = 0,1

доля инвестиционных расходов и    
НИОКР в структуре расходов           
целевой программы более 80 процентов

10

доля инвестиционных расходов и    
НИОКР в структуре расходов           
целевой программы в интервале от 50 до 80 процентов

5

доля инвестиционных расходов и    
НИОКР в структуре расходов           
целевой программы менее 50 процентов

0

2.3. Наличие стандартной  структуры программы

К2.3

Z2.3 = 0,35

структура программы соответствует  установленным требованиям

10

структура программы не соответствует  установленным требованиям

0

2.4. Качество и достоверность ежеквартально и ежегодно предоставляемого 
администратором            
целевой программы отчета об исполнении целевой программы

К2.4

Z2.4 = 0,2

Информация отчета полностью       
соответствует установленным         
требованиям

10

Информация отчета не содержит     
полного объема сведений, что         
затрудняет объективную оценку хода выполнения целевой программы

5

Информация отчета не соответствует  установленным         
требованиям и материал должен быть переработан, так как имеются         
недостоверные данные, приведены      
некорректные факторы обоснования невыполнения программных мероприятий, повлекших недостижение целей, установленных в целевой программе

0

3. Выполнение плановых  объемов финансирования и привлечение  дополнительных средств для реализации программы

К3

Z3 = 0,1

   

3.1. Уровень фактического     
финансового обеспечения     
целевой программы в отчетном году

К3.1

Z3.1 = 0,7

финансовое обеспечение  составляет более 80 процентов

10

финансовое обеспечение  составляет от 40 до 80 процентов

6

финансовое обеспечение  составляет менее 40 процентов

2

3.2. Доля средств, полученных  в порядке межбюджетных трансфертов  из бюджета      
автономного округа на       
мероприятия целевой программы

К3.2

Z3.2 = 0,3

доля средств превышает 40         
процентов от общих затрат в отчетном году

10

доля средств находится  в          
интервале от 20 до 40 процентов

5

доля средств составляет менее 20 
процентов

0

4. Уровень достижения  целевых индикаторов и показателей,  выполнение мероприятий программы

К4

Z4 = 0,35

   

4.1. Соответствие достигнутых  в отчетном периоде показателей  целевым показателям, утвержденным  в целевой   программе

К4.1

Z4.1 = 0,5

достигнутые целевые показатели    
соответствуют значениям всех целевых показателей, утвержденным в целевой программе

10

среднее значение выполнения       
целевых показателей составляет более 80 процентов

8

среднее значение выполнения       
целевых показателей составляет от 40 до 80 процентов

6

среднее значение выполнения       
целевых показателей составляет от 10 до 40 процентов

4

среднее значение выполнения       
целевых показателей составляет менее 10 процентов

0

4.2. Степень выполнения  мероприятий программы в отчетном  году

К4.2

Z4.2 = 0,5

в отчетном году выполнено  мероприятий

 

более 90%

10

от 70% до 89%

8

от 50% до 69%

6

от 30% до 49%

4

менее 30%

0

информация не представлена

0

5. Коэффициент эффективности реализации целевых программ, оценка динамики эффективности реализации программы

К5

Z5 = 0,35

   

5.1. Коэффициент эффективности  реализации целевых программ

К5.1

Z5.1 = 0,8

значение коэффициента эффективности  больше или равно 100%

10

значение коэффициента эффективности  находится в промежутке между 75% и 99%

8

значение коэффициента эффективности  находится в промежутке между 50% и 74%

5

значение коэффициента эффективности  меньше 50%

0

5.2. Оценка динамики эффективности  реализации программы

К5.2

Z5.2 = 0,2

Значение индекса динамики эффективности реализации программы больше или равно 1

10

Значение индекса динамики эффективности реализации программы  меньше 1

0

Информация о работе Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств в регионе