Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:31, курсовая работа
Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе. Своевременное решение всех этих проблем должно стать залогом успешного развития страны в будущем.
Введение
1. Расходы бюджета на социальную политику
1.1 Социальная политика, ее содержание и направления развития
1.2 Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения
Заключение
Библиографический список
Указанные граждане имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячную денежную выплату, размер которой зависит от категории льготника, набор социальных услуг - обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и др.
Отдельные
виды расходов по предоставлению социальной
помощи «федеральным льготникам» осуществляется
за счет государственных внебюджетных
фондов. К примеру, ежемесячные денежные
выплаты осуществляются за счет Пенсионного
фонда РФ; бесплатное лекарственное обеспечение
— за счет средств обязательного медицинского
страхования. В свою очередь, субъекты
РФ за счет собственных
бюджетов несут ответственность за
финансовое обеспечение тех расходных
обязательств, которые закреплены за ними
в соответствии с установленными полномочиями.
К «региональным льготникам»
отнесены ветераны труда, труженики тыла,
жертвы политических репрессий. На субфедеральном
уровне по сравнению с федеральным система
социальной поддержки населения представлена
более широко (табл. 2). Этот перечень не
является исчерпывающим, так как субъекты
РФ вправе расширять как виды, так и состав
категорий граждан, имеющих право на социальную
защиту, определять понятие и критерии
сложной жизненной ситуации, исходя из
финансовых возможностей и проводимой
в регионе социальной политики. С учетом
региональных особенностей строятся и
схемы организации социальной защиты
населения, которые отличаются большим
разнообразием.
Таблица 2 - Перечень мер социальной поддержки и форм социального обслуживания населения, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ
№
П№ Пп/п |
Меры социальной поддержки и формы социального обслуживания населения | Категории граждан | Формы предоставления |
1 1 | Периодические денежные выплаты | Ветераны труда и приравненные к ним категории граждан, жертвы политических репрессий и труженики тыла | Адресная, денежная |
2 2 | Денежные компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг | «Региональные льготники», специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, многодетные семьи | Адресная, денежная |
33 | Изготовление и ремонт зубных протезов | «Региональные льготники» | Адресная, натуральная |
4 4 | Социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты или натуральной помощи | Граждане, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации | Адресная, денежная или натуральная |
5 5 | Социальное пособие и материальная помощь на погребение | Родственники умерших | Адресная, денежная |
6 6 | Ежемесячное пособие на ребенка | Граждане, имеющие ребенка | Адресная, денежная |
7 7 | Единовременное пособие при рождении ребенка | Граждане, имеющие ребенка | Адресная, денежная |
8
88 I |
Оплата проезда
на железнодорожном и |
«Региональные льготники», пенсионеры, многодетные семьи, лица, сопровождающие инвалидов по зрению | Адресная, денежная или натуральная |
Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является «Социальное обслуживание» — подраздел 1002, виды и формы которого приведены в табл. 3.
Социальное обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств бюджета), так и на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы — государственных муниципальных, государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной фор собственности, а также липа, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в т числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с Законом Амурской области от 5 февраля 2009г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Амурской области» в области гарантируется право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном секторе системы социального обслуживания в порядке и на условиях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами области.
Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:
Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:
К категориям граждан и группам населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания Амурской области, относятся:
1)дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения в умственном, психическом и физическом развитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);
2) семьи (малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов; с несовершеннолетними родителями);
3)отдельные граждане (безработные, бездомные, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных или приравненных к ним бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы);
4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);
5) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;
6)
граждане без определенного
7)
другие категории граждан,
Особую социальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».
Таким
образом, в настоящее время при
проведении мероприятий государственной
социальной политики в Российской Федерации
обеспечивается реализация принципов
адресности и нуждаемости, а формы предоставления
социальной помощи и социального обслуживания
взаимосвязаны с экономическими, демографическими,
политическими и другими необходимыми
факторами.
1.2
Расходы бюджета на социальное обслуживание
и социальную поддержку населения
Любой гражданин, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, имеет право на социальную защиту, которая реализуется по двум направлениям: социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки. Полномочия в сфере социального обслуживания населения федеральным законодательством возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг па дому пли в учреждениях социального обслуживания бесплатно или на льготной основе. К числу таких услуг относится уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг и т. д.
Система социальном обслуживания включает в себя сеть стационарных и полустационарных учреждении дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты, реабилитационные центры, социальные гостиницы и т. п.), центры социального обслуживания па дому. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и действуют на основании уставов, в которых определены основные направления деятельности и порядок ее финансирования. Финансовое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и области. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования учреждений и предприятий государственного сектора социального обслуживания являются:
Среди
перечисленных источников финансового
обеспечения социального
Исходя из решаемых социально-экономических задач органы власти должны формировать государственные задания (заказы) на предоставление населению услуг по социальному обслуживанию. Они вправе и на конкурсной основе размещать такие заказы в организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на оказание такого рода услуг. При этом осуществляется переход от финансирования деятельности учреждения к финансированию бюджетных услуг, оказываемых организацией — победителем конкурса. Стоимость каждой услуги регулируется тарифами, утверждаемыми нормативными правовыми актами субъектов РФ. Качество каждой услуги должно соответствовать определенным стандартам, информация о которых должна быть доступна обслуживаемому населению.
Контроль
государства за предоставлением
населению бюджетных услуг
Организация — исполнитель социальных услуг получает средства бюджета исходя из расчета, основанного на:
• утвержденном тарифе (нормативе стоимости) каждой услуги;
• количественном объеме предоставляемых услуг;