Развитие бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:13, контрольная работа

Описание

Налогово – бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства. В концепции реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации в 1999-2001 гг. отмечалось, что действующая к тому времени система этих отношений не имела в полной мере обоснованных и закрепленных расходных полномочий на каждом уровне бюджетной системы, не обеспечивала усиления заинтересованности территориальных органов власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ ..…………………….….4
Межбюджетные отношения ………………………………………...…….....9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

КР по Бюдж.сист. РФ .docx

— 40.94 Кб (Скачать документ)


Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Университет  Российской академии образования»

Красноярский филиал

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

                                            «Бюджетная система РФ»

Тема:

 Развитие бюджетной системы РФ

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса группы 3-41

Факультета  экономики и бизнеса

И.С. Капустин

 

Проверил  преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ ..…………………….….4
  2. Межбюджетные отношения ………………………………………...…….....9

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налогово – бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства. В концепции реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации в 1999-2001 гг. отмечалось, что действующая к тому времени система этих отношений не имела в полной мере обоснованных и закрепленных расходных полномочий на каждом уровне бюджетной системы, не обеспечивала усиления заинтересованности территориальных органов власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов. Несмотря на проведенные в 1999 году мероприятия по реформированию межбюджетных отношений, начало которому было положено в 1994 году, и имеющийся прогресс в методологии расчетов финансовой поддержки регионов, указанные выше проблемы остаются актуальными, и действующая система таких отношений еще в значительной степени не отвечает основополагающим требованиям.

В первом вопросе контрольной работы кратко описана эволюция бюджетной системы  РФ, принципы ее функционирования и  правовые основы. В третьей части  первого вопроса рассмотрено  бюджетное право, его источники, субъекты и нормы. Второй вопрос посвящен межбюджетным отношениям, раскрыты понятие, принципы, этапы и направления  реформирования межбюджетных отношений, а также перечислены несколько  форм оказания прямой финансовой поддержки  и рассмотрена основная деятельность Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).

 

 

1 БЮДЖЕТНОЕ  УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ

 

    1. Эволюция бюджетной системы

Бюджетная система Российской Федерации –  совокупность бюджетов всех уровней  и государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами  права и основана на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ. Она состоит из бюджетов трех уровней:

I уровень  – федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; II уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; III уровень – местные бюджеты.

Развитие  бюджетной системы началось еще IV- VII вв, с момента образования княжеств, когда основным источником княжеской казны были военная добыча, выкуп или дань, собираемая с народа. Вначале они носили натуральную форму (птица, скот, меха, мед и др. товары), а затем приобрели и денежную.

Первое  устойчивое государственное образование  исторически сложилось к концу 882 года вокруг города Киева. Во главе  стоял князь, который имел свой совет (думу) и аппарат управления. Казна  формировалась за счет средств собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей. Средства казны  расходовались на нужды княжества.

Начиная с ХIII в единицей обложения . на Руси являлись соха, двор, тягло. Все собранные средства расходовались на содержание войска, строительство городов – крепостей, содержание аппарата управления и семьи князя – феодала. С образованием Московского княжества (ХVв.) начала складываться двухзвенная бюджетная система, состоящая из княжеской казны и местных бюджетов. Доходы составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весче (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением) и др. За счет казны содержались царские наместники, уездные и другие служащие.

С укреплением  Московского княжества в ХVIIв. были введены откупы, стрелецкая подать, оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц, с народов Урала, Поволжья и Сибири стал собираться ясак (мехами). В 1722 году стрелецкая подать была заменена на подушную подать (взималась со всех лиц мужского пола).

В начале ХIХв. в результате реформ Петра I Россия была разделена на 9 губерний, губернии на 50 провинций, которые разделялись на уезды. Был создан ряд министерств, в губерниях – казенные палаты, в уездах – казначейства. Казенные палаты распределяли налоги на население, вели учет поступлений и расходов, выдавали средства на мероприятия.

В ходе реформ в 1861 году были созданы органы местного самоуправления – земства. Мирские повинности были переоформлены в земские, подушная подать с мещан заменена на поземельный налог, для кочевников введена кибиточная подать, введен акциз на производство спиртных напитков, промысловый налог.

В 1862 году впервые были разработаны правила  государственной отчетности финансовых средств – произошла бюджетная  реформа. Земства ведали местными хозяйственными делами (школами, больницами, дорогами). 25% земского бюджета составляли пособия  из государственного бюджета. Городские  бюджеты формировались за счет налогов  с городских предприятий, сдачи  в аренду земли, сбор с недвижимого  имущества, сбор с владельцев лошадей. Местные бюджеты не входили в  состав государственного бюджета.

После февральской  революции в 1917 г. бюджетная система пришла в расстройство. Доходы и расходы формировались на основании иностранных займов. В январе 1918 правительство составило первый советский бюджет на полгода. Конституцией 1918 г. было установлено федеральное устройство и заложены основы бюджетного устройства. Предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов, которые формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемыми губернскими, уездными, городскими советами; надбавок в размере 40% к подоходному налогу; доходов от местных предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета. Однако в условиях военного времени реальными были только ежемесячные бюджеты.

К концу 1920г. произошло слияние государственного и территориальных бюджетов. По окончании гражданской войны утверждались квартальные и годовые бюджеты. С образованием СССР в состав государственного бюджета вошли бюджеты союзных республик. Все предприятия и организации вносили отчисления в бюджеты различных уровней. Принятие конституции СССР 1936 г. усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему. Бюджетная система состояла из Союзного бюджета, бюджетов 15 республик и бюджета государственного социального страхования. Государственный бюджет СССР оставался неизменным вплоть до распада СССР в 1991г.

 

1.2 Принципы  функционирования бюджетной системы, ее правовые основы

 

К общим  принципам, характеризующим бюджет, можно отнести следующие принципы:

  • принцип единства бюджетной системы – означает единство законодательства, организации, функционирования, документации и отчетности, санкций за нарушение, единый порядок исполнения, формирования доходов и расходов.
  • принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов – закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов.
  • принцип самостоятельности – право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно балансировать бюджетные средства; осуществлять бюджетный процесс; устанавливать налоги и сборы, самостоятельно определять направление расходов в соответствии с кодексом.
  • принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ – определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование доходов, определение объема, форм и порядка предоставления трансфертов.
  • принцип полноты отражения - означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
  • принцип сбалансированности – означает, что объем расходов должен соответствовать объему доходов, уменьшенных на суммы выплат из бюджета.
  • принцип результативности и эффективности – означает, что при составлении и исполнении бюджетов необходимо достигать наилучших результатов.
  • принцип общего покрытия расходов бюджетов – расходы бюджетов не могут быть связаны с определенными доходами, если иное не предусмотрено законом о бюджете.
  • принцип прозрачности – означает обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации, открытость для общества проектов бюджета.
  • принцип достоверности – означает надежность показателей прогноза социально – экономического развития.
  • принцип адресности и целевого характера – означает, что бюджетные средства доводятся до конкретных получателей с указанием цели их применения.
  • принцип подведомственности расходов – получатели бюджетных лимитов вправе получать средства от главного распорядителя, в ведении которого они находятся.
  • принцип единства кассы – означает зачисление всех поступлений и выплат с единого счета бюджета.

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право.

 

1.3 Бюджетное право, его источники, субъекты и нормы

 

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  бюджетов государства и местных  бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы, распределения  доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, закрепления прав РФ и ее субъектов, а также в  процессе составления и утверждения  отчетов об их исполнении. Указанные  отношения регламентируются нормами  финансового права, которые в  своей совокупности образуют бюджетное  право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово – правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

 В основе бюджетной системы РФ лежит бюджетное законодательство, в составе которого представлены бюджетный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Основным  источником бюджетного права в РФ являются:

1) Конституция  РФ;

2) Бюджетный  кодекс Российской Федерации  (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

3) Налоговый  кодекс РФ.

4) законы, принятые на соответствующий  год: ФЗ «о федеральном бюджете», Законы субъектов РФ о бюджете субъектов РФ; Правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах.

5) Законы, регулирующие бюджетные отношения:  Федеральные законы; Правовые акты  органов местного самоуправления.

Особое  место в бюджетном праве занимают нормы, которые подразделяются на материальные нормы и процессуальные. Бюджетные  материальные нормы закрепляют структуру  бюджетной системы РФ, перечень доходов  и расходов бюджетов, распределение  их между различными бюджетами и  т.д. к бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

 

  1. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

2.1 Понятие,  принципы, этапы и направления  реформирования межбюджетных отношений

 

Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами государственной  власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих  принципах:

  • сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
  • самостоятельность бюджетов всех уровней;
  • законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
  • объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
  • единство бюджетной системы;
  • равенство всех бюджетов.

 Отличительной чертой в РФ является предоставления субъектам право самостоятельно формировать свои отношения с местными органами власти. Федеральные органы власти заинтересованы в том, чтобы общая стратегия развития бюджетной системы была поддержана субъектами.

Для каждого  органа власти формирование и исполнение бюджета заключается в привлечении  доходных источников. Соответственно отношения между ними направлены на установление разграничения расходных  полномочий и доходных источников, а также необходимого объема межбюджетных финансовых потоков. Перечислим основные направлениями в реформировании межбюджетных отношений.

Разграничение расходных полномочий между региональными  и местными уровнями власти регламентируются законодательством РФ: предметы ведения  местного самоуправления перечислены  в законе «Об общих принципах  организации местного самоуправления»; список расходов, финансируемых из местных бюджетов приводиться в  БК РФ. Однако эти законы не полностью  разграничивают расходные полномочия и не всегда позволяют однозначно трактовать, какие расходы должны лечь на плечи региональных властей, а какие – стать ответственность  местных. Другими словами, оба документа  позволяют, скорее, разделить собственность (социальную инфраструктуру), а не возложить ответственность за объем и качество.

Для того чтобы каждый уровень нес ответственность  перед населением за качество и количество предоставляемых услуг, законодательство должно сформулировать

1. какие  именно услуги будут предоставляться  бюджетными учреждениями, а какие  передаваться для исполнения  в частный сектор;

2. какие  услуги и в каком объеме  будут дотироваться из бюджета;

Информация о работе Развитие бюджетной системы РФ