Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:38, доклад
Сначала рикардианская эквивалентность «скромно ютилась» в главе
17 главного рикардианского труда On the Principles of Political Economy and
Taxation. «Когда для оплаты годичной войны заимствуются 20 миллионов,
эти миллионы изымаются из производительного капитала нации..., - писал
Рикардо. - Правительство могло бы сразу получить 20 миллионов в виде
налогов, и не надо было бы потом повышать годовые налоги до миллиона.
Это, однако, не меняет сути трансакции. Вместо ежегодной уплаты ₤100 в
виде налогов гражданин заплатил бы ₤2000 раз и навсегда».34
Риккардо
Рикардо не был таким «крутым» диссидентом по отношению к Смиту,
как Мальтус. Он лишь предложил считать налоги и займы эквивалентными
в их влиянии на экономику. И вот спустя почти два столетия имя Риккардо
(в отличие от имен Смита и Мальтуса) не сходит со страниц литературы о
государственных финансах.
Сначала рикардианская эквивалентность «скромно ютилась» в главе
17 главного рикардианского труда On the Principles of Political Economy and
Taxation. «Когда для
оплаты годичной войны
эти миллионы изымаются из производительного капитала нации..., - писал
Рикардо. - Правительство могло бы сразу получить 20 миллионов в виде
налогов, и не надо было бы потом повышать годовые налоги до миллиона.
Это, однако, не меняет сути трансакции. Вместо ежегодной уплаты ₤100 в
виде налогов гражданин заплатил бы ₤2000 раз и навсегда».34
При неизменных государственных закупках снижение налогов и
дефицит сегодня требуют повышения налогов в будущем. Поэтому выпуск
ГЦБ в ответ на снижение налогов не ослабляет налоговое бремя, а лишь
откладывает его рост. В будущем налоговое бремя возрастет из-за
необходимости вернуть долг с процентами. Если потребители достаточно
прозорливы, полагал Риккардо, то они заглянут в будущее и обнаружат
там возросшее налоговое бремя. Поняв, что их общее налоговое бремя
(сниженное сегодня и возросшее в будущем) не меняется,
предусмотрительные граждане не сократят потребление в ответ на
снижение налогов. Вместо этого они сберегут всю экономию от снижения
налогов сейчас, чтобы уплатит налоги в будущем. В результате
сокращение государственных сбережений (дефицит бюджета) совпадет по
величине с ростом частных сбережений, и национальные сбережения не
изменятся. Останутся прежними и другие макроэкономические
переменные.
Рикардианская эквивалентность зиждется на бюджетном ограничении
государства и гипотезе о постоянном доходе. Бюджетное ограничение
гласит, что при неизменных расходах снижение налогов сегодня означает
рост налогов в будущем. Текущая стоимость будущих налогов не зависит
от их распределения во времени.
Гипотеза о постоянном доходе гласит, что домохозяйства основывают
свои потребительские решения не на фактическом, а на постоянном
доходе. Когда фактический доход меньше постоянного, люди покрывают
этот дефицит займами. Когда фактический доход больше постоянного,
люди сберегают этот профицит, например, покупают ГЦБ. Займы и
сбережения являются средствами сглаживания потребления во времени.
Люди не хотят жить по принципу «сегодня густо, а завтра пусто».
Займы не являются проблемой, если у потребителя есть имущество,
которое кредиторы могут принять в качестве залога, например, те же ГЦБ.
Сбережения не являются проблемой, если есть развитый финансовый
рынок. Когда нет этих проблем, у потребителя, как говорят экономисты,
нет ограничений по ликвидности. Он может быстро и дешево
ликвидировать позицию в деньгах (сберечь) или в ценных бумагах
(потребить).
Постоянный доход является текущей стоимостью заработков после
уплаты налогов.
Поскольку финансируемое
меняет распределение налогового бремени во времени, а не его текущую
стоимость, оно не меняет постоянный доход и потребление. Пусть
государство снижает налоги на 1000 руб. и занимает 1000 руб. под 10%
годовых, чтобы не снижать расходы. Заем компенсирует недобор налогов.
Теперь налогоплательщики имеют на 1000 руб. больше, чем до снижения,
а государство должно выплачивать ежегодно 100 руб. в виде процентов
(0,1 * 1000 руб.), пока долг не будет погашен.
Будущие налоги возрастут на 100 руб. в год, что позволит государству
выплачивать проценты. Таким образом, снижение налогов и заем дают
налогоплательщикам 1000 руб. сегодня и забирают у них ежегодно 100
руб. в виде дополнительных налогов, пока существует долг.
При 10-процентной доходности долга текущая стоимость 100 руб.
ежегодных дополнительных налогов равна 1000 руб., то есть текущей
стоимости экономии от снижения налогов. Налогоплательщики получают
ГЦБ на 1000 руб. в обмен на 1000 руб. дополнительных налоговых
обязательств. По сути дела, государство вынуждает их взять ссуду, дав им
1000 руб. сегодня в обмен на 1000 руб. налоговых обязательств в будущем.
Предусмотрительные налогоплательщики не позволят государству
изменить их потребление таким образом. Они сберегут экономию от
снижения налогов. При 10-процентной ставке эта тысяча будет приносить
им ежегодно 100 руб., что как раз равно ожидаемой ежегодной добавке к
налоговому бремени. Если государство вознамерится собрать эту добавку,
чтобы выплатить долг, то налогоплательщики ликвидируют сбережения, а
не сократят потребление. Занимая, государство дурачит только само себя.
А вот графическая иллюстрация (рисунок 1-2). Дефицит повышает
спрос на деньги с Д до Д + З , но на ту же величину – с C до C′ -
возрастают и сбережения. Уровень процента не меняется. Не меняются
частные займы и частные инвестиции. Напомним, что согласно
стандартной точке зрения, дефицит вызывает рост уровня процента и
снижение частных
инвестиций.
Никто не потрудился
над рикардианской
основательно, как Роберт Барро. В своей статье Are Government Bonds Net
Wealth? он не только
четко изложил аргументацию
предвосхитил многое из того, что было написано в дальнейшем, разобрав
причины, по которым рикардианская эквивалентность может не
соблюдаться. Барро структурировал рикардианскую эквивалентность как
ряд логических шагов в анализе бюджетного ограничения государства и
детерминантов поведения частных потребителей.35
Бюджетное ограничение подразумевает, что профинансированное
займами снижение налогов сейчас означает повышение налогов в
будущем. Допустим, государство снизило налоги на 1000 руб., и чтобы не
менять расходы, заняло на один год 1000 руб. под 10% годовых. Для
возврата кредиторам 1100 руб. в следующем году государство должно
собрать в следующем году налогов на 1100 руб. Текущая стоимость
экономии от снижения налогов (дополнительного дохода потребителей)
равна 1000 руб., и
текущая стоимость налогов
(дополнительного убытка потребителей) равна 1000 руб. [1100 руб. / (1+
0,1)]. Сложив эти текущие стоимости, получаем ноль. Ноль дает и
ситуация без снижения налогов. Профинансированный займами дефицит
изменил распределение налогов во времени (сейчас их меньше, в
следующем году - больше), но текущая стоимость налогов не изменилась.
Затем Барро взялся за факторы, определяющие поведение частных
потребителей. Потребители смертны, а государство с его долгом
бессмертно. И надо было объяснить, как должны курсировать ресурсы во
времени, чтобы попасть к тому поколению, которое обязано заплатить
налоги, требуемые для обслуживания долга. Так в анализе рикардианской
эквивалентности появился межпоколенческий альтруизм - механизм,
сопрягающий во времени
налоговые обязательства
ресурсы для их выполнения. Ресурсы - это имущество (деньги, ценные
бумаги, недвижимость), которое предки оставляют в наследство потомкам.
Межпоколенческие трансферты образуют «оперативную цепь,
связывающую текущее поколение с будущим» и превращают смертных
потребителей в членов одной бессмертной семьи.
У Барро дальновидные граждане не просто планируют свое
потребление через весь жизненный цикл, а делают это как законченные
межпоколенческие альтруисты. Они равно заботятся о собственном благе
и благе потомков,
полностью учитывают
уплаты налогов и ресурсы потомков после уплаты налогов. Тогда
неестественно ожидать от «отцов» расширенного потребления за счет
«детей». Решает не отдельный потребитель, проживающий конечное число
лет, а бесконечно живущая семья. Здравствующий член семьи решает,
сколько потреблять, с учетом не только собственного дохода, но и дохода
будущих членов семьи.
Тем самым сохраняется
эквивалентность: финансируемое займами снижение налогов может
повысить доход отдельного потребителя в течение его жизни, но
постоянный доход семьи не меняется. Вместо того чтобы «проесть»
прибавку к доходу от снижения налогов, член семьи сберегает ее и
передает в виде наследства потомкам, которым предстоит выплачивать
налоги, требуемые для обслуживания возникшего сейчас долга.
Сделав эти шаги, Барро получил следующий результат. Государство
может профинансировать свои расходы налогами и/или эмиссией ГЦБ.
При неизменных расходах снижение налогов сегодня означает рост
налогов в будущем. Рикардианская династия полностью возмещает своим
будущим членам убыток от уплаты налогов, необходимых для
удовлетворения претензий владельцев ГЦБ. Поскольку выбор между
налогами и займами не влияет на чистую стоимость династии, частное
потребление не реагирует на эмиссию ГЦБ. Следовательно, частные
сбережения увеличиваются, полностью компенсируя сокращение
государственных сбережений, и внутренние инвестиции не меняются:
СбереженияГосударства+ ЧастныеСбережения = ВнутренниеИнвестиции