Роль государственных органов в процессе банкротства организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание

Основная цель контрольной работы заключается в получении объективного представления о действующем законодательстве о банкротстве в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: 1. Оценить банкротство как эффективный институт структурных преобразований в национальной экономике и изучить механизмы государственного регулирования данного института; 2. Изучить банкротство как совокупность определенных процедур, и проанализировать их роль и сущность (на примере конкурсного производства); 3. Выявить и обосновать основные проблемы, характерные для российского института банкротства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…...3
Роль государственных органов в процессе банкротства организаций………..5
Государственное регулирование в сфере банкротства……………………..5
Государственные меры по предупреждению банкротства…………………6
Государственное регулирование в процессе банкротства………………….8
Сущность и порядок проведения процедуры конкурсного производства….…12
Заключение……………………………………………………………………………….17
Практическое задание «Оценка вероятности банкротства организации с помощью основных методик»……………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

антикризисное управление.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

 

        Во втором  случае осуществляется непосредственный  государственный контроль над  процессом деятельности саморегулируемых  организаций арбитражных управляющих  (СРО). Функции государственного  контроля выполняет Минюст России (регулирующий орган).

 

        В третьем случае можно говорить о комплексном государственном регулировании, которое выражается и в участии государственных органов в деле о банкротстве, и в контроле за деятельностью должника и арбитражного управляющего, и в оказании мер государственной поддержки организациям-должникам. Круг государственных органов зависит от принадлежности должника к той или иной группе организаций (стратегические предприятия, субъекты естественных монополий, градообразующие, финансовые организации). [8]

        Необходимо отметить, что ФНС России при решении вопроса о подаче заявления в суд о признании должника банкротом может отложить подачу такого заявления, что свидетельствует о предоставлении должнику со стороны государства возможности исправить положение. Отложение может произойти не только в случае обжалования требований по взысканию обязательных платежей и действий должностных лиц, но и в некоторых других, например, если имеются факты, объективно свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника в течение 2 месяцев. Полный перечень указанных случаев приведен в Приказе Минэкономразвития России от 02.08.2004г. N 217 "О порядке отложения уполномоченным органом в делах о банкротстве и в процедурах банкротства подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом". [6]

 

       При осуществлении  прав кредитора уполномоченный  орган обязан также ориентироваться  на мнение органов исполнительной  власти субъекта РФ и местного  самоуправления, что является положительным  моментом в решении судьбы должника с учетом местных условий. [5]

 

          Государственное  регулирование в сфере деятельности  СРО происходит в форме контроля  за соответствием этой деятельности  установленным параметрам, поскольку  государственное регулирование  в области организации деятельности арбитражных управляющих было заменено саморегулированием в целях отказа от практики лицензирования, которая была признана неэффективной (например, лицензию третьей категории не мог получить ни один арбитражный управляющий). Однако законодатель все же не избежал ошибок в регулировании отношений между СРО и арбитражным управляющим, что привело последнего к сильной зависимости от органов управления СРО.

 

        Представляется, что решить проблему можно  двояким путем: либо попытаться  отрегулировать в законе оптимальный вариант внутренней организации СРО (этим в настоящее время занимается Минэкономразвития России), либо вернуться к деятельности независимых арбитражных управляющих, что будет соответствовать мировой практике антикризисного управления (это вовсе не означает возврата к практике лицензирования). Наряду с арбитражными управляющими - членами СРО, кредиторы будут иметь право выбрать и предложить суду кандидатуру независимого арбитражного управляющего, зарегистрированного при арбитражном суде. Членство в СРО должно перестать быть "добровольно-принудительным", а стать желательным для арбитражных управляющих в силу открывающихся возможностей повысить собственную квалификацию, получить надежную защиту своего права на труд.

 

       Таким образом, акцент должен быть перенесен из сферы контроля за деятельностью СРО в сферу контроля за деятельностью арбитражного управляющего. Однако контрольные функции должны быть переложены на суд. Такой контроль (например, с помощью применения дисквалификации арбитражного управляющего) будет эффективен в силу того, что именно арбитражный суд в ходе рассмотрения дела о банкротстве обладает самой широкой информацией о деятельности арбитражного управляющего. [13]

 

       Самое масштабное  государственное воздействие при банкротстве испытывают на себе отдельные категории социально- и экономически значимых должников. К участию в деле о банкротстве допускаются государственные органы, представляющие интересы государства не как кредитора, а как единого экономического пространства и выражающие государственную политику в отдельных отраслях экономики и регионах. Являясь участником дела о банкротстве, федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления (далее по тексту государственные органы) имеют все права и обязанности лица, участвующего в деле, предусмотренные как Законом о банкротстве, так и АПК РФ. Между тем, права государственных органов выходят за пределы указанных процессуальных прав и среди них необходимо выделить следующие группы полномочий:

 

1) контроль за назначением и  деятельностью арбитражного управляющего 

 

        Такой контроль  осуществляется посредством выдачи  аттестатов лицам, претендующим  на назначение арбитражными управляющими, а также путем реализации приоритетного права на представление суду кандидатуры арбитражного управляющего;

 

2) определение круга организаций  и имущества, в отношении которых  правовое регулирование банкротства  имеет свою специфику

 

       Так, Правительством  РФ определяются перечни стратегических предприятий и организаций, к которым применяются специальные правила банкротства, перечень видов имущества, входящего в единый производственно-технологический комплекс субъекта естественной монополии ТЭК; 

 

3) предоставление мер государственной поддержки в виде государственных гарантий и поручительств

 

      Например, федеральный  орган исполнительной власти, обеспечивающий  реализацию единой государственной  политики в отрасли экономики,  в которой осуществляет свою  деятельность стратегическое предприятие, вправе ходатайствовать о введении в отношении указанных предприятий финансового оздоровления либо о переходе из процедуры внешнего управления к финансовому оздоровлению при условии предоставления обеспечения, в том числе государственной гарантии. К этой же группе можно отнести, например, право государственного органа заявить ходатайство о введении внешнего управления градообразующей организации или о его продлении под собственное поручительство либо право погасить все требования кредиторов в ходе ее финансового оздоровления или внешнего управления; 

 

4) реализация преимущественного  права на приобретение имущества  должника или предприятия как  имущественного комплекса.

 

       Здесь можно  рассматривать право государственного  органа приостанавливать реализацию имущества должника - субъекта естественной монополии в ходе внешнего управления на срок до трех месяцев для выработки предложений по восстановлению платежеспособности либо преимущественное право РФ, субъектов РФ и муниципальных образований приобретения имущества должника - субъекта естественной монополии при его продаже. Закон о банкротстве предоставляет РФ преимущественное право на приобретение предприятия стратегической организации, которое предназначено для осуществления деятельности по государственному оборонному заказу, обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ. [7]

 

2.Сущность и порядок проведения  процедуры конкурсного производства

 

    При рассмотрении дела  о банкротстве должника-юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. В случае проведения процедур банкротства, обязательному опубликованию подлежат сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве [10]. Сущность и алгоритм проведения конкурсного производства регулируется главой 7 Закона о банкротстве.

 

       Конкурсное производство  – это процедура банкротства,  применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях  соразмерного удовлетворения требований  кредиторов в результате ликвидации  должника и распродажи его имущества. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

 

        По ходатайству  собрания кредиторов или конкурсного  управляющего арбитражный суд  вправе вынести определение о  прекращении конкурсного производства  и переходе к внешнему управлению в случаях, когда при осуществлении конкурсного производства выявляются обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности организации-должника.

 

      В Законе основной  процедурой является конкурсное  производство, в ходе которого все действия с имуществом должника осуществляются в пользу сообщества кредиторов.

 

        Используются  все традиционные средства конкурсного  производства:

запрет индивидуальных действий кредиторов,

формирование конкурсной массы,

отстранение должника от управления бизнесом,

назначение конкурсного управляющего.

 

       Но хотя большинство дел по-прежнему  завершается именно конкурсным  производством, значительное место  в новом законе о несостоятельности  занимают реабилитационные режимы.

 

        С момента принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства:

срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается  начисление неустоек, процентов и  иных финансовых санкций по всем видам  задолженности должника;

сведения  о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории  сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;

прекращается  исполнение исполнительных документов.

 

 

        Конкурсное производство вводится  сроком на один год, но может  быть и продлен (по суду) на  шесть месяцев. [2]

 

    Цели конкурсного производства: соразмерное удовлетворение всех  требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

 

    При принятии решения о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего. Конкурсный управляющий может быть освобожден от исполнения обязанностей по заявлению. В этом случае арбитражный суд назначает нового конкурсного управляющего. По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсными управляющим на основании решения собрания (комитета) кредиторов и определяет пределы ответственности каждого из них.

 

  Конкурсный  управляющий действует до момента  завершения конкурсного производства. Сведения о признании должника  банкротом и об открытии конкурсного  производства направляются конкурсным управляющим не позднее 10 дней с момента его назначения. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов.

 

    Конкурсный управляющий с момента  своего назначения осуществляет  следующие функции:

 

- принимает  в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию  и оценку, принимает меры по  обеспечению его сохранности,  анализирует финансовое состояние  должника;

- предъявляет  к третьим лицам имеющим задолженность  перед должником, требования о ее взыскании;

- уведомляет  работников должника о предстоящем  увольнении в соответствии с  российским законодательством о  труде;

- рассматривает  в установленном порядке требования  кредиторов, предъявленные к должнику, ведет реестр требований кредитов должника;

- проверяет  обоснованность этих требований.

В ходе конкурсного  производства конкурсный управляющий  осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков с оплатой  их услуг за счет имущества должника. Оценка имущества должника, являющегося предметом залога производится независимым оценщиком, при условии, если оно имеет оценку по балансовой стоимости более 100.000 рублей. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.


Информация о работе Роль государственных органов в процессе банкротства организаций