Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:23, статья
В статье рассматриваются основные проблемы налоговой системы страны, особенности доходной базы государственного бюджета и ее недочеты. На основе выявленных тенденций автор предлагает основные направления совершенствования доходной базы государственного бюджета.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
В статье рассматриваются основные проблемы налоговой системы страны,
особенности доходной базы государственного бюджета и ее недочеты. На ос-
нове выявленных тенденций автор предлагает основные направления совер-
шенствования доходной базы государственного бюджета.
Ключевые слова: государственный бюджет, доходы бюджета, налоговая систе-
ма, налоговые и неналоговые поступления, совершенствование, налоговая ре-
форма
Несовершенство налоговой системы является одним из факторов на пути
развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое
время являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.
Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему,
достигаемые ценой огромных потерь, для социально-экономического развития
страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом на-
правлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к обра-
зованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов,
которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налого-
плательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины про-
мышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных
предприятий являются низкорентабельными.
Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные
формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой поли-
тике [2]. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные
налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляци-
онных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, которы-
ми являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Вы-
2
сокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают пла-
тежеспособный спрос, а, следовательно, и объемы производства, реализации и
потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых по-
ступлений [5].
При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и
льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формиро-
вании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преиму-
щественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стиму-
лирования и регулирования экономики.
Невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных
доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования извест-
ных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в
том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия
должна учитывать.
Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за
счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения нало-
гооблагаемой базы в результате создания благоприятных условий для развития
частного бизнеса. Таким образом, есть принципиальная возможность увеличе-
ния доходов бюджета в 2 раза при сокращении в 1,5 – 2 раза бремени налогов
для отечественных товаропроизводителей в целом. Реализация этого принципа
находит отражение в установлении плоской шкалы на доходы физических лиц
и в понижение ставки налога на прибыль предприятий с 24% до 20%.
Важными условиями являются также дальнейшее развитие налоговой ре-
формы в части налогообложения прибыли; уточнение параметров регрессии
при начислении единого социального налога с последующим снижением его
ставок; введение и постепенное расширение применения рентных принципов в
отношении налоговых платежей за пользование недрами.
Говоря о более долгосрочном развитии налоговой реформы, надо под-
черкнуть, что для российской экономики принцип – облагать налогами не ре-
зультаты труда, а ресурсы – перспективен, однако в сложившейся экономиче-
3
ской ситуации весьма рискован. На его основе можно выстроить налоговую
систему, объединяющую многочисленные разработки российских ученых и вы-
сокоэффективную с точки зрения решения фискальных задач и развития бюд-
жетного федерализма, стимулирования экономического роста и структурных
изменений. С другой стороны, не стоит забывать, что именно изъятие сверхдо-
ходов нефтяных компаний – при помощи НДПИ – в пользу государственной
казны позволили России за последние четыре года накопить третьи в мире ме-
ждународные резервы. Они стали той подушкой безопасности, при помощи ко-
торой Россия рассчитывает относительно безболезненно пережить мировой
финансовый кризис. Но сейчас наши международные резервы постепенно ис-
тощаются, а облегчение налогообложения нефтяного сектора не позволит им
восполняться в должной мере. В среднесрочной перспективе целесообразно от-
казаться от корректировки налога на добычу полезных ископаемых с учетом
мировых цен на нефть. Мировые цены на нефть резко упали. В середине июля
2008г. они достигли абсолютного исторического максимума – $147 за баррель;
30 сентября за баррель «черного золота» еще давали $100. В ноябре же они ста-
билизировались у черты $60 за баррель. В ноябре 2009г. цена за баррель нефти
установилась в размере $78. С этой целью следует создать систему внутрирос-
сийских ценовых индикаторов. Основным источником профильной информа-
ции должна стать создаваемая в настоящее время российская нефтяная биржа.
В странах, богатых природными ресурсами, существенным элементом
бюджета является рента с природных ресурсов. Однако в России этот источник
налогов используется слабо. По оценкам ученых РАН, на ренту приходится
75% общего прироста совокупного дохода России, но в доходах бюджета ее до-
ля не превышает 10%. Уже сегодня надо приступать к отработке методов изъя-
тия ренты в бюджет, в том числе через механизм роялти.
Одновременно с проведением налоговой реформы должно осуществлять-
ся дальнейшее укрепление системы налогового администрирования, отмена
экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышение
экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и
4
полном исполнении налоговых обязательств, совершенствование налогового
контроля за правильностью применения цен в целях налогообложения. Необхо-
димо продолжить работу по погашению накопившейся налоговой задолженно-
сти предприятий; в отношении неработающих предприятий более решительно
применять процедуру банкротства.
Еще одним важным источником укрепления доходной базы государст-
венного бюджета является налог на добавленную стоимость. Следует, прежде
всего, отметить, что в условиях значительного профицита федерального бюд-
жета есть возможность снижения ставок по данному налогу, что позволит
уменьшить налоговое бремя, противодействовать росту цен на потребительские
товары в условиях кризиса. Другая важная проблема – совершенствование ад-
министрирования налога на добавленную стоимость, в частности упрощение
механизма его изъятия в бюджет, а также возврата налогоплательщикам. По-
скольку НДС один из главных источников доходов федерального бюджета, то
проблемы с его администрированием чрезвычайно чувствительны как для госу-
дарства, так и для налогоплательщиков.
Во-первых, необходимо поэтапно снижать уровень налога на добавлен-
ную стоимость с доведением его ставки к 2020г. до уровня 10 – 12% при сохра-
нении соответствующих льготных режимов. Это позволит в определенной мере
приостановить рост цен [7].
Во-вторых, упорядочение ситуации с возмещением НДС из бюджета при
применении нулевой налоговой ставки. С 1 января 2007г. был осуществлен пе-
реход к единой декларации по НДС. Однако при изменении применяющейся
системы возмещения НДС необходимо иметь в виду, что основные способы ук-
лонения от налогообложения при возмещении налога связаны с неправомерным
неначислением налога одним или несколькими поставщиками. В этой связи
нужно рассмотреть вопрос об уточнении состава документов, которые под-
тверждают право на применение нулевой ставки НДС, учитывая при этом, что
такое право дает факт потребления товаров за пределами Российской Федера-
ции.
5
В-третьих, введение обязательной системы регистрации лиц в качестве
налогоплательщиков НДС. Всем зарегистрированным в системе с 2008г. при-
сваиваются особые идентификационные номера, которые необходимо будет
указывать в счетах-фактурах. Регистрация станет обязательной для тех органи-
заций и индивидуальных предпринимателей, у которых выручка от реализации
услуг превысит некоторую законодательно установленную величину. При этом
предлагается установить срок, в течение которого налогоплательщик должен
достигнуть этот объем выручки, чтобы регистрация в качестве налогоплатель-
щика НДС стала для него обязательной. Для тех налогоплательщиков, чей объ-
ем выручки не превышает предельно установленную величину, такая регистра-
ция будет являться добровольной.
В-четвертых, внедрение современных автоматизированных методов на-
логового контроля и отбора налогоплательщиков для проведения налоговых
проверок, обеспечивающий мониторинг и анализ операций по реализации на-
логооблагаемых товаров (работ, услуг) зарегистрированными налогоплатель-
щиками НДС, что позволит значительно снизить нагрузку на налогоплательщи-
ков с точки зрения представляемых им документов в обоснование права на
применение нулевой ставки [10].
В 2009г. ставка налога на прибыль была снижена на 4% за счет федераль-
ной части налога. Сейчас ставка налога на прибыль составляет 20%, из них
2,5% уходят в федеральный бюджет. При этом налог рассчитывается из факти-
ческой прибыли предприятия. Впрочем, не стоит забывать, что срок действия
ослабления налоговой нагрузки рассчитан ровно на год. С 1 января 2010 года
правительство запланировало фактическое повышение ЕСН (точнее, его анало-
га, который будет состоять из страховых взносов) с 26 до 34%.
Налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована
на создание максимально комфортных условий для расширения экономической
деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также
на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения, что при-
ведет к значительному росту налоговых доходов федерального бюджета [1].
6
При внесении новых поправок в Налоговый кодекс Российской Федера-
ции нужно думать не только о том, как увеличить налоговые поступления, но и
о том, чтобы указанные поправки способствовали преодолению кризисной си-
туации в экономике, расширению производства, росту экономики государства.
При определении направлений совершенствования доходной базы госу-
дарственного бюджета необходимо затронуть и неналоговые доходы. Так же,
как и другие платежи в бюджет, неналоговые доходы устанавливаются высши-
ми органами законодательной государственной власти и органами государст-
венного управления Российской Федерации и направляются на образование го-
сударственного бюджета.
Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой
удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания
имеет важное значение для организации контроля за использованием отдель-
ных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения оп-
ределенных действий, правильностью образования и использования некоторых
сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.
В целях уменьшения неблагоприятных последствий отсутствия четких
критериев деления фискальных сборов и неналоговых доходов необходимо
принять следующие меры: квалифицировать платежи, зачисляемые в бюджет,
как налоговые или как гражданско-правовые; полностью отказаться от граж-
данско-правового режима взимания компенсаторных платежей, так как нельзя
признать допустимым регулирование, при котором однородные по своей сути
платежи поступают в бюджет в одном случае как сборы, в другом – как ненало-
говые платежи.
Круг администраторов неналоговых доходов достаточно широк. Система
администрирования неналоговых доходов продолжает требовать совершенст-
вования, поскольку одни и те же неналоговые доходы закреплены за рядом ад-
министраторов, а также существует обширная группа неналоговых доходов, за-
крепленных за всеми администраторами доходов бюджета, что является неоп-
равданным и способно привести к нечеткому разграничению полномочий меж-
7
ду ведомствами и снижению качества администрирования неналоговых дохо-
дов.
В области формирования неналоговых доходов можно предложить сле-
дующие направления совершенствования:
применение более прогрессивных методов планирования и прогнозиро-
вания, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-
математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; пе-
реход к многовариантному составлению проекта бюджета.
повышение обоснованности макроэкономических показателей как ос-
новы планирования неналоговых доходов бюджета.
получение достоверной и объективной информации о предполагаемых
изменениях в законодательстве для исчисления неналоговых доходов.
отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов
бюджета.
Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов
можно считать поступления от продажи и использования федерального имуще-
ства. Состав неналоговых доходов сложно назвать стабильным, их перечень но-
сит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государ-
ственного имущества относятся к неналоговым доходам по своей правовой
Информация о работе Совершенствование доходной базы государственного бюджета