Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:23, статья
В статье рассматриваются основные проблемы налоговой системы страны, особенности доходной базы государственного бюджета и ее недочеты. На основе выявленных тенденций автор предлагает основные направления совершенствования доходной базы государственного бюджета.
природе, а не могут быть причислены к неналоговым только в силу законода-
тельного решения. В условиях рыночной экономики государство является
предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского до-
хода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет просле-
живается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов феде-
ральной собственности сокращается в результате приватизации. При этом
именно в процессе совершенствования системы неналоговых доходов от про-
дажи и использования федерального имущества (в том числе ее правовых ос-
нов) Российская Федерация может проявлять себя как специфический участник
гражданского оборота, обладающий собственностью.
8
Таким образом, в части формирования неналоговых доходов вопросы
эффективного использования федеральной собственности, создания системы
управления государственными активами занимают особое место [3]. Необхо-
димо:
установить жесткий контроль за использованием объектов недвижимо-
сти, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и
учреждений, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от арен-
ды государственной собственности в федеральный бюджет;
осуществить работу по оптимизации государственного участия в капи-
талах банков, инвестиционных, фондовых, финансовых компаний;
с максимальной выгодой для федерального бюджета провести распро-
дажу рекомендованных к отчуждению государственных акций, долей и паев.
Другой вопрос, требующий внимания – таможенные пошлины и сборы.
Они составляют около 90 процентов поступлений неналоговых доходов и не-
многим более трети всех доходов федерального бюджета. Ставки таможенных
пошлин, размер которых меняется в течение финансового года в зависимости
от конъюнктуры мирового рынка и необходимости принятия протекционист-
ских мер, являются гибким финансовым инструментом. В связи с этим прогно-
зирование ставок таможенных пошлин на предстоящий финансовый год, а тем
более на плановый период весьма затруднено.
В качестве меры по совершенствованию администрирования таможенных
платежей нужно упорядочить систему предоставления таможенных льгот. Для
оптимизации установленного режима беспошлинного ввоза технологического
оборудования для различных отраслей промышленности необходимы четкие
критерии его отнесения к этой категории. Кроме того, важно продолжить рабо-
ту по выработке нормативно-правовых актов, которыми устанавливаются ис-
точники достоверной ценовой информации о стоимости идентичных и одно-
родных товаров. Это должно содействовать созданию более эффективной сис-
темы контроля заявленной таможенной стоимости товаров.
9
Целесообразно также усилить контроль за принятием решений по вопро-
сам дивидендной политики компаний представителями государства в управ-
ляющих органах компаний с высокой долей государственного участия.
Устранение оu1085 необоснованных льгот по налогообложению импортеров и
лазеек для уклонения от таможенных пошлин даст возможность получить ощу-
тимые дополнительные доходы бюджета.
Представляется, что только благодаря увеличению неналоговых доходов
федерального бюджета станет возможным достижение цели снижения налого-
вого бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается ос-
новополагающее значение неналоговых доходов. И, наоборот, при благоприят-
ных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекра-
щать продажу государственной (федеральной и региональной) недвижимости.
Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в совре-
менных кризисных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику
предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использова-
нию дополнительных финансовых ресурсов.
Реализация выше предложенных мер позволит нарастить объемы полу-
чаемых налоговых доходов, повысить уровень неналоговых доходов, безвоз-
мездных поступлений и, в конечном счете, приведет к повышению доходности
государственного бюджета в целом и мобилизации средств для преодоления
кризисной ситуации в экономике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1 ФЗ № 198 от 24 июля 2007 года «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плано-
вый период 2009 и 2010 годов» // система КонсультантПлюс – Выпуск 12. – 2009.
2 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М.
Александров – М.: Дашков и Ко, 2006. – 488с.
3 Белозеров С. А. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / С. А. Белозеров, С. Г.
Горбушина / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 512 с.
4 Бюджетная система России: учеб. для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / под
ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 703 с.
10
5 Васильева Л. А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах / Л. А.Васильева
// Финансы. – 2007. – № 9 – С. 8-10
6 Зевакин М. Ю. Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибы-
ли федеральных государственных унитарных предприятий. / М. Ю. Зевакин // Финансы u1085 ни
кредит. – 2008 – № 22 – С. 30-33.
7 Иншина Р. С. Налоговые доходы федерального бюджета / Р. С. Иншина // система
КонсультантПлюс. – 2008.
8 Качур О. В. Некоторые аспекты налоговой политики / О. В. Качур // Экономический
анализ: теория и практика. – 2007. – № 2 – С. 28-33.
9 Лермонтов Ю. М. Об основных характеристиках доходных источников федераль-
ного бюджета на 2008 – 2010 гг. / Ю. М. Лермонтов // Финансы и кредит. – 2007. – № 44 – С.
49–57.
10 Шаталова С. Д. Актуальные налоговые проблемы: взгляды с разных сторон / С. Д.
Шаталова // Финансы. – 2008. – №8 – С.24-31.
Информация о работе Совершенствование доходной базы государственного бюджета