Совершенствование доходной базы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:23, статья

Описание

В статье рассматриваются основные проблемы налоговой системы страны, особенности доходной базы государственного бюджета и ее недочеты. На основе выявленных тенденций автор предлагает основные направления совершенствования доходной базы государственного бюджета.

Работа состоит из  1 файл

курсо.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

природе, а не могут быть причислены к неналоговым только в силу законода-

тельного решения. В условиях рыночной экономики государство является

предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского до-

хода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет просле-

живается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов феде-

ральной собственности сокращается в результате приватизации. При этом

именно в процессе совершенствования системы неналоговых доходов от про-

дажи и использования федерального имущества (в том числе ее правовых ос-

нов) Российская Федерация может проявлять себя как специфический участник

гражданского оборота, обладающий собственностью.

8

Таким образом, в части формирования неналоговых доходов вопросы

эффективного использования федеральной собственности, создания системы

управления государственными активами занимают особое место [3]. Необхо-

димо:

установить жесткий контроль за использованием объектов недвижимо-

сти, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и

учреждений, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от арен-

ды государственной собственности в федеральный бюджет;

осуществить работу по оптимизации государственного участия в капи-

талах банков, инвестиционных, фондовых, финансовых компаний;

с максимальной выгодой для федерального бюджета провести распро-

дажу рекомендованных к отчуждению государственных акций, долей и паев.

Другой вопрос, требующий внимания – таможенные пошлины и сборы.

Они составляют около 90 процентов поступлений неналоговых доходов и не-

многим более трети всех доходов федерального бюджета. Ставки таможенных

пошлин, размер которых меняется в течение финансового года в зависимости

от конъюнктуры мирового рынка и необходимости принятия протекционист-

ских мер, являются гибким финансовым инструментом. В связи с этим прогно-

зирование ставок таможенных пошлин на предстоящий финансовый год, а тем

более на плановый период весьма затруднено.

В качестве меры по совершенствованию администрирования таможенных

платежей нужно упорядочить систему предоставления таможенных льгот. Для

оптимизации установленного режима беспошлинного ввоза технологического

оборудования для различных отраслей промышленности необходимы четкие

критерии его отнесения к этой категории. Кроме того, важно продолжить рабо-

ту по выработке нормативно-правовых актов, которыми устанавливаются ис-

точники достоверной ценовой информации о стоимости идентичных и одно-

родных товаров. Это должно содействовать созданию более эффективной сис-

темы контроля заявленной таможенной стоимости товаров.

9

Целесообразно также усилить контроль за принятием решений по вопро-

сам дивидендной политики компаний представителями государства в управ-

ляющих органах компаний с высокой долей государственного участия.

Устранение оu1085 необоснованных льгот по налогообложению импортеров и

лазеек для уклонения от таможенных пошлин даст возможность получить ощу-

тимые дополнительные доходы бюджета.

Представляется, что только благодаря увеличению неналоговых доходов

федерального бюджета станет возможным достижение цели снижения налого-

вого бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается ос-

новополагающее значение неналоговых доходов. И, наоборот, при благоприят-

ных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекра-

щать продажу государственной (федеральной и региональной) недвижимости.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в совре-

менных кризисных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику

предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использова-

нию дополнительных финансовых ресурсов.

Реализация выше предложенных мер позволит нарастить объемы полу-

чаемых налоговых доходов, повысить уровень неналоговых доходов, безвоз-

мездных поступлений и, в конечном счете, приведет к повышению доходности

государственного бюджета в целом и мобилизации средств для преодоления

кризисной ситуации в экономике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1 ФЗ № 198 от 24 июля 2007 года «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плано-

вый период 2009 и 2010 годов» // система КонсультантПлюс – Выпуск 12. – 2009.

2 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М.

Александров – М.: Дашков и Ко, 2006. – 488с.

3 Белозеров С. А. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / С. А. Белозеров, С. Г.

Горбушина / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 512 с.

4 Бюджетная система России: учеб. для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / под

ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 703 с.

10

5 Васильева Л. А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах / Л. А.Васильева

// Финансы. – 2007. – № 9 – С. 8-10

6 Зевакин М. Ю. Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибы-

ли федеральных государственных унитарных предприятий. / М. Ю. Зевакин // Финансы u1085 ни

кредит. – 2008 – № 22 – С. 30-33.

7 Иншина Р. С. Налоговые доходы федерального бюджета / Р. С. Иншина // система

КонсультантПлюс. – 2008.

8 Качур О. В. Некоторые аспекты налоговой политики / О. В. Качур // Экономический

анализ: теория и практика. – 2007. – № 2 – С. 28-33.

9 Лермонтов Ю. М. Об основных характеристиках доходных источников федераль-

ного бюджета на 2008 – 2010 гг. / Ю. М. Лермонтов // Финансы и кредит. – 2007. – № 44 – С.

49–57.

10 Шаталова С. Д. Актуальные налоговые проблемы: взгляды с разных сторон / С. Д.

Шаталова // Финансы. – 2008. – №8 – С.24-31.



Информация о работе Совершенствование доходной базы государственного бюджета