Современная система бюджетного финансирования, пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:32, контрольная работа

Описание

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и обязанностей субъекты бюджетного права становятся участниками правоотношений.
Целью курсовой работы является понятие межбюджетных отношений, системы бюджетного финансирования Российской Федерации и пути ее совершенствования.

Содержание

Введение 3
Глава I Понятие системы бюджетного финансирования 4
1.1 Виды бюджетов Российской Федерации 10
1.2 Межбюджетные отношения, принципы межбюджетных отношений 12
Глава II Пути совершенствования бюджетного финансирования 14
2.1Межбюджетные трансферты, поступающие из Федерального бюджета 16
2.2 Межбюджетные трансферты, поступающие из субъектов Российской Федерации 20
2.3Межбюджетные трансферты, поступающие из местных бюджетов 23
Заключение 25
Используемая литература 26

Работа состоит из  1 файл

финансовый бюджет.docx

— 40.12 Кб (Скачать документ)

Анализ выполнения бюджета (для Российской Федерации  возможны такие варианты, как консолидированный  бюджет, федеральный и территориальные  бюджеты) может быть осуществлен  путем исчисления относительных  величин выполнения плана по доходам  и расходам в целом, а также  по их видам и целевому использованию.

1.1 Виды бюджетов  Российской Федерации 

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  российской федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные  бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

1. Консолидированный  бюджет Российской Федерации  - это свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации. Консолидированный бюджет  РФ включает федеральный бюджет  и консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации.  В свою очередь консолидированный  бюджет субъекта Российской федерации  включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются  и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты  являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие  данные по доходам и расходам. Источникам поступлений средств и направлениям их использования по территории в  целом РФ и отдельных субъектов  РФ.

Показатели консолидированного бюджета используются в бюджетном  планировании.

2. Федеральный  бюджет 

Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения внутреннего  валового продукта и созданного национального  дохода страны между отраслями народного  хозяйства, регионами и социальными  слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки  экономики, конверсии предприятий  военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в  сфере производства и т.д.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании  и развитии искусства, культуры, средств  массовой информации.

3. Региональный  бюджет - это центральное звено  территориальных бюджетов. Они предназначены  для финансового обеспечения  задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской  Федерации. 

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые отстали от других районов. Для преодоления такой отрасли  разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

4. Местный бюджет - это один из главных каналов  доведения до населения конечных  результатов производства. Через  них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными  группами населения. Из этих  бюджетов в известной мере  финансируются развитие отраслей  производственной сферы, в первую  очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги которые  также являются важным компонентом  обеспечения жизнедеятельности  населения. 

Финансовой базой  местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные  права, предоставленные этим органом, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

1.2 Межбюджетные отношения,  принципы межбюджетных  отношений

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны  в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные  отношения - это отношения между  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, связанные с формированием и  исполнением соответствующих бюджетов.

Трансферты - это  средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки  регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Межбюджетные  отношения формируются за счет межбюджетных трансфертов.

Само понятие  межбюджетных отношений является более  широким по отношению к понятию  межбюджетных трансфертов, межбюджетные трансферты предоставляются и используются в рамках межбюджетных отношений, но действующая глава 16 БК РФ не акцентирует  внимание на этих вопросах и вообще не проводит параллель и взаимосвязь  межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, ограничиваясь лишь определением межбюджетных отношений в ст. 6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые  в настоящем Кодексе».

Основоположными принципами межбюджетных отношений  являются:

· распределение  и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

· разграничение (распределение по временным нормативам и закрепление на постоянной основе) регулирующих доходов по уровням  бюджетной системы Российской Федерации;

· выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований;

· равенство  всех бюджетов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные  виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов РФ и из бюджетов субъектов  РФ в местные бюджеты.

В основе процесса распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы  заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование  единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных  услуг, а также единый порядок  уплаты федеральных и региональных налогов.

Глава II Пути совершенствования  бюджетного финансирования

Для совершенствования  бюджетного финансирования осуществляется бюджетное выравнивание, которое  подразделяется на вертикальное и горизонтальное.

Вертикальное  выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений).

На вышестоящий  уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности  по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для  финансирования возложенных на него функций, центральное правительство  обязано предоставить этому региональному  или местному органу власти недостающие  бюджетные ресурсы. Центральное  правительство, обладая гораздо  большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета.

Вертикальное  выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций  между субъектами Федерации для  устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных  территориальным фактором.

Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических  задач федерального масштаба добавляются  еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы. (дотации на сбалансированность уровня бюджетной обеспеченности).

В основу организации  вертикального бюджетного регулирования  положены такие принципы, которые  стимулируют к понижению дефицита бюджета, например - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых “нуждающихся”  регионов, вторая - в адрес “особо нуждающихся”. “Нуждающимся” считается  регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, “особо нуждающимся” - регион, бюджетные  расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким  образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет  автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом  этого является то, что стремление федерального Правительства снизить  дефицит бюджета наталкивается  на экономически обусловленное противостояние регионов.

2.1 Межбюджетные трансферты, поступающие из федерального бюджета

Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в виде:

1. Дотаций на  выравнивание бюджетной обеспеченности  субъектов РФ, которые распределяются  между субъектами РФ в соответствии  с единой методикой, утверждаемой  Правительством РФ в соответствии  с требованиями БК РФ. Дотации  образуют Федеральный фонд финансовой  поддержки субъектов РФ.

Проект распределения  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов РФ между  субъектами РФ вносится в Государственную  Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период и утверждается при  рассмотрении проекта указанного федерального закона.

При этом допускается  утверждение на плановый период нераспределенного  между субъектами РФ объема дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в размере не более 15% общего объема указанных дотаций, утвержденного на плановый год планового  периода, и не более 20% общего объема указанных дотаций, утвержденного  на второй год планового периода.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  РФ предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ.

Уровень расчетной  бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между  расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и налоговой базы, и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально - экономических, географических, климатических и иных объективных факторов, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В составе дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы  и условия, учитываемые при определении  уровня бюджетной обеспеченности субъектов  РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% объема дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Министерство  финансов РФ до 1 июля текущего года направляет в исполнительные органы власти субъектов  исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  РФ на очередной финансовый и плановый период до 20 июля текущего финансового  года проводит сверку указанных данных с исполнительными органами власти субъектов РФ в порядке, установленном  Министерством Финансов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  РФ для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для консолидированного бюджета края, области, включая бюджеты  автономных округов, и зачисляются  в бюджет области или края, если иное не предусмотрено федеральным  законом о бюджете и договором  между органами государственно власти края, области и органами государственно власти автономного округа.

2. Субсидий бюджетам  субъектов РФ, под которыми понимается  межбюджетные трансферты, предоставляемы  бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственно власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Информация о работе Современная система бюджетного финансирования, пути ее совершенствования