Современное состояние и проблемы АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение состояния агропромышленного комплекса, а так же проблемы его финансирования.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть сущность агропромышленного комплекса страны;
- охарактеризовать современное состояние агропромышленного комплекса страны;
- проанализировать структуру и динамику бюджетного финансирования агропромышленного комплекса страны

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОНИЕ АПК В РОССИИ
1.1 Особенности АПК
1.2 Отраслевая структура АПК
1.3 Современное состояние АПК в России
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК
2.1 Формы финансовой поддержки АПК
2.2 Анализ динамики финансирования АПК
2. 3 Анализ структуры финансирования АПК
2.3.1 Анализ структуры финансирования расходов на повышение финансовой устойчивости
2.3.2 Анализ структуры финансирования расходов на развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В АПК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

0. 0. 0. введение.docx

— 73.93 Кб (Скачать документ)

Вторая  по значимости проблема — обеспечение  отрасли высокопроизводительной и качественными техникой, оборудованием. Иначе говоря, человек, вооруженный современными знаниями и техническими средствами является главным фактором повышения производительности и снижения удельных затрат в сельском хозяйстве. Ситуация же на сегодняшний момент весьма печальная: почти полностью разрушено сельскохозяйственное машиностроение (свыше 75% парка составляют старые машины, что делает своевременную и качественную уборку урожая практически невозможной).

Важно отметить, что понимание государственной  финансовой поддержки отрасли как  «подачки», что культивируется в  России весь период реформ, недопустимо. Финансовая помощь является одним из государственных инструментов, направленных на создание объективно необходимого межотраслевого баланса, с учетом особенностей отрасли, то есть обеспечения паритета в экономике, без которого неминуемо наступает кризис.

Следует учитывать, что рыночные механизмы  регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов гораздо сложнее административных, вследствие чего требуют более высокой  квалификации от тех, кто принимает  решения по выполнению указанных функций, прежде всего, на федеральном уровне, и больших усилий от тех, кто их исполняет в органах государственного управления на всех уровнях [11].

В сложившихся условиях для сохранения и развития отечественного АПК необходимы следующие меры прямой государственной поддержки на основе стратегического развития планирования и программно-целевого управления развитием агропромышленного производства и сельских территорий:

а) Требуется многократное увеличение прямой бюджетной поддержки отечественного АПК с учетом имеющегося мирового опыта, состояния мирового рынка продовольствия и имеющихся возможностей государства. Существующие объемы бюджетных ассигнований на поддержку АПК при существующих проблемах являются мизерными. По расчетам экономистов на эти цели в 2008-2010 гг. выделено соответственно 1,79%, 1,52%, 1,54%. В США доля расходов бюджета Министерства сельского хозяйства в 2007 г. составила 3,31% всех расходов федерального бюджета. Это при том, что, по оценкам географов и агроклиматологов, средняя природная продуктивность гектара сельхозугодий в США в 2,7 раза выше, чем в РФ. Представляется целесообразным законодательно установить минимальные расходы на поддержку АПК на уровне не ниже 5% расходов федерального бюджета РФ.

б) Нужно придать более масштабный и целенаправленный характер мероприятиям, направленным на развитие села. Реальное социальное развитие села не сводится к механическому выравниванию уровня жизни городского и сельского населения. Село имеет свои специфические проблемы, требующие осуществления специфических мероприятий: например, развитие альтернативных (несельскохозяйственных) видов деятельности в сельской местности, таких как переработка сельхозпродукции и возрождение традиционных сельских территорий Центральной России.

в) Необходимо создать временный режим наибольшего благоприятствования для отечественных производителей сельхозпродукции. Последнее включает:

1) регулирование уровней и соотношений (ценового паритета) на продукцию отраслей АПК;

2) пролонгацию льготного налогообложения для производителей сельхозпродукции;

3) повышение действенности таможенно-тарифного регулирования в отношении этой продукции;

4) использование временных налоговых преференций для частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие агропромышленного производства.

г) Необходимо инициировать и поддерживать интеграционные процессы в сельской местности как на основе создания производственных и потребительских сельскохозяйственных кооперативов, ассоциаций союзов производителей, так и путем интеграции личных подсобных хозяйств населения и фермерских хозяйств в структуры, обслуживающие крупные финансово-промышленные объединения.

д) В связи с изменением ситуации на мировом продовольственном рынке России следовало бы инициативно и активно участвовать в формировании новой структуры и правил функционирования этого рынка, которые бы отличались от существующей биполярной структуры (лидеры-экспортеры и аутсайдеры-импортеры) отношений в рамках ВТО. В этих условиях было бы целесообразно активизировать деятельность государственной организации ОАО «Объединенная зерновая компания», сделав ее проводником государственной политики РФ на мировом рынке продовольствия [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

АПК Российской Федерации на сегодняшний день является наиболее проблемным сектором развития для российской экономики.

Сельское хозяйство является базой для развития других областей экономики. Один работающий в сельском хозяйстве обеспечивает работой 8 работающих в других областях. Сельское хозяйство  обеспечивает продовольственную безопасность страны. При этом оно имеет свою специфику, которая проявляется в зависимости производства от погодных условий, низком уровне оборота капитала, низкой эластичности спроса на продукты питания. Таким образом, сельское хозяйство объективно имеет не равные стартовые условия хозяйствования по сравнению с другими отраслями. Все это приводит к убыточности аграрных предприятий и их тяжелому финансовому состоянию, возникновению эффекта "ценовых ножниц", то есть способствует росту цен на продукцию промышленности и снижению цен на продукцию сельского хозяйства. Как следствие такого состояния 70% основных фондов отрасли являются полностью амортизированными.

Отрасли производства и переработки сельскохозяйственной продукции страны имеют возможность производить определенные виды товаров в объеме, превышающем внутренние потребности, при этом сохраняют экспортную ориентацию, степень реализации которой определяется конъюнктурой как внутреннего, так и внешнего рынка.

Для восстановления производственной и социальной инфраструктуры наряду с бюджетными средствами, вероятно, потребуются значительные частные инвестиции, в том числе средства компаний и холдингов, ведущих производство на определенной территории. Это достижимо путем установления для них льготных условий кредитования и налогообложения, вплоть до временного освобождения от уплаты налогов на прибыль при условии осуществления крупных инвестиционных вложений в развитие села.

Рост инвестиций в АПК позволит перевооружить сельскохозяйственное производство новыми машинами и оборудованием. Это обеспечит внедрение современных технологий, снижение издержек производства и обусловит наращивание производства конкурентоспособной продукции, благодаря росту производительности труда. Результатом этих вложений капитала в развитие АПК будет восстановление сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности страны, преодоление острых социальных проблем села и, главное, повышение заинтересованность отечественного товаропроизводителя в развитии сельскохозяйственного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1 Алексеев, В.В. Агропромышленный менеджмент [Текст]: учебник /  В.В. Алексеев, Б.В. Агаев.- М.: «ДеКА», 2003. - 432с.

2  Голубева, А.А. Риски в агропроизводстве [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.rgazu.ru/db/vestnic/2010(1)/economica/007.pdf

3 Фигуровская Н. Современное состояние сельского хозяйства требует результативных действий государства [Текст] / Н. Фигуровская // журнал Экономист. – 2009. - № 8. – с.40-44.

4 Приоритетные национальные проекты [Электронный ресурс]: режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Приоритетные_национальные_проекты

5 Государственная программа на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/1350.145.htm

6  Справочник о мерах  и направлениях государственной   поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: режим доступа: http://support2011.mcx.ru/index3.html

7  Ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 годы) по подпрограммам (направлениям) [Электронный ресурс]: режим доступа:

http://www.mcx.ru/documents/document/show/1360.145.htm

8 Ресурсное обеспечение Госпрограммы и основные индикаторы ее реализации [Электронный ресурс]: режим доступа:

http://www.mcx.ru/documents/document/show/1356.145.htm

9 Мустафаев, А., Спирягин, В. Об источниках инвестирования АПК [Текст] / А. Мустафаев, В. Спирягин, журнал Экономист. – 2010. - № 9. – с.65-76.

10 Макаренко А. Финансовое оздоровление и устойчивость сельскохозяйственного производства [Текст] / А. Макаренко, журнал Экономист. – 2011. - № 9. – с.87-90.

11  Ушачев И.Г., Серков А.Ф, Агропромышленный комплекс России: состояние и проблемы [Электронный ресурс]: режим доступа:

 http://www.vniiesh.ru/publications/Stat/4948.html

12 Лизунов В.Н., Проблемы АПК и пути их решения [Электронный ресурс]: режим доступа:

 http://www.tisbi.org/science/vestnik/2011/issue3/Lizunov.pdf

 

 

 


Информация о работе Современное состояние и проблемы АПК