Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:31, контрольная работа
Целью работы является раскрытие основного экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого последовательно рассмотрены сущность, принципы, модели, механизмы функционирования, проблемы и направления развития бюджетного федерализма.
Введение 3
1. Сущность бюджетного федерализма 5
1. 1. Понятие, особенности и принципы бюджетного федерализма 5
1. 2. Модели бюджетного федерализма 7
2. Специфика российского бюджетного федерализма 10
2. 1. Российская модель бюджетного федерализма 10
2. 2. Основные проблемы развития бюджетного федерализма в РФ 11
2. 3. Основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ 14
Заключение 17
Список литературы 19
Глоссарий 21
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Бюджетная система РФ»
Вариант № 7
Тема: «Специфика российского бюджетного федерализма»
Студент:
Группа:
Шифр:
Руководитель:
Содержание
Введение 3
1. Сущность бюджетного федерализма 5
1. 1. Понятие,
особенности и принципы
1. 2. Модели бюджетного федерализма 7
2. Специфика российского бюджетного федерализма 10
2. 1. Российская
модель бюджетного федерализма
2. 2. Основные проблемы развития бюджетного федерализма в РФ 11
2. 3. Основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ 14
Заключение 17
Список литературы 19
Глоссарий 21
Не существует федераций, сопоставимых
с Россией по числу административно-
Бюджетная система Российской Федерации основывается на модели бюджетного устройства и бюджетного процесса федеративного государства, получившей название бюджетного федерализма.
Проблеме бюджетного федерализма
по праву принадлежит важное место
в реформировании бюджетной системы
России на современном этапе. От решения
этой проблемы зависит будущее России
– сохранится ли она как единое
государство, развивающееся на основах
подлинного федерализма, или распадется
на ряд слаборазвитых
Бюджетный федерализм реализуется
через единую социально-экономическую
и бюджетно-финансовую политику государства.
Это такая организация
Целью работы является раскрытие основного экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого последовательно рассмотрены сущность, принципы, модели, механизмы функционирования, проблемы и направления развития бюджетного федерализма.
Решение проблемы бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность рыночной экономической системы.
В общем, необходимым для России является не только создание принципиально новой системы межбюджетных отношений, но и осознание того, что эта система должна быть ориентирована на реализацию совокупности интересов государства в целом, его субъектов и граждан.
Термин "бюджетный федерализм" –
это экономическое понятие, не связанное
с государственным политическим устройством
и характеризующее многоуровневость бюджетной
системы любого государства. Согласно
стандартной бюджетной методике Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), существует три уровня власти -
центральные, региональные (штаты в США,
кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде
и т.д.) и местные органы (где объединены
все более мелкие административно-
В настоящее время насчитывается более 20 стран с различным типом федеративного устройства (США, ФРГ, Австралия, Канада, Австрия, Мексика, Россия, Эфиопия, Бразилия, Индия, Малайзия и др.).[8] Кроме того, значительное число стран мира в системе управления государством используют отдельные элементы федерализма, связанные с разделением полномочий между различными уровнями государственной власти и регионами. Конкретные формы федерализма в каждой стране периодически видоизменяются. Это относится как к разграничению предметов ведения и полномочий между уровнями власти, так и реформам в области бюджетов и налогов.
Разделение властных полномочий между федерацией и ее субъектами предполагает и разделение бюджетов, их доходов и расходов. Распределение общих доходов государства между федеративным центром и его субъектами, которое обеспечивало бы наиболее качественное выполнение возложенных на них задач и функций, является наиболее сложной проблемой.
Под бюджетным федерализмом
понимается форма автономного
Аналогичное определение
бюджетного федерализма приведено
в другом источнике: «Бюджетный федерализм
– это законодательно принимаемая
норма равноправных (партнерских) отношений
между федеральным центром и
субъектами при формировании доходов
бюджетов всех уровней за счет оптимального
сочетания их налогового потенциала,
выполняемых финансово-
Очевидно, что данные определения отражают некую абстрактную идеальную модель бюджетного федерализма, при которой объемы доходных полномочий субъектов федерации совпадают с объемами расходных полномочий, закрепленными за этими уровнями власти. В этом случае какие-либо перераспределительные процессы между бюджетами отсутствуют. В реальной действительности достигнуть такого состояния ни одному государству не удалось.
Под бюджетным федерализмом понимают форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.[8]
Бюджетный федерализм базируется на 5 основных принципах:
1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечение соответствующих
органов власти необходимыми
финансовыми ресурсами для
3) обеспечение вертикального
и горизонтального
4) наличие единых для
каждого звена бюджетной
5) самостоятельность и
равноправие каждого бюджета,
входящего в бюджетную систему,
Для государств с федеративным устройством можно выделить три типа организации бюджетной системы: централизованный, децентрализованный и комбинированный типы.[8]
При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов, самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.
Децентрализованный
тип организации бюджетной
Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие моменты: использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания, повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, значительная роль бюджетных трансфертов передается из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.
В мире существуют государства с различными типами федеративного устройства. Для каждого типа характерна своя модель бюджетного федерализма. Наиболее известными являются американская и германская модели. Иногда их называют соответственно конкурентной и кооперативной.[12]
Американская модель строится на относительно
большой самостоятельности
Для германской модели бюджетного федерализма характерной чертой является все возрастающая тенденция к единообразному распределению ресурсов между землями. Бюджетная система базируется на «общих» налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями. К ним относятся: налог на заработную плату, прямой подоходный налог, налог с доходов корпораций, непрямой подоходный налог с дивидендов и процентных прибылей, налог на добавленную стоимость. Однако имеются и такие налоги, которые применяет только один уровень власти. В частности, в федеральный бюджет поступают все акцизы. К региональным (налогам земель) относятся транспортный налог, налог наследства; к местным налогам относятся налог на недвижимость, местный предпринимательский налог и ряд других.
Для выравнивания условий между
отдельными землями (богатыми и бедными)
используется механизм дифференциации
нормативов отчислений от общих налогов.
Однако следует подчеркнуть, что
основные финансовые ресурсы для
выравнивания социально-экономических
условий жизнедеятельности
Бюджетная система Российской Федерации включает три звена или три уровня: федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты: городские, районные, поселковые, сельские. При этом формальные местные органы власти не входят в состав государственного аппарата, но несомненно, что местные бюджеты включены в единую бюджетную систему Российской Федерации.
В силу федерального устройства современной
России бюджеты разного уровня являются
самостоятельными по отношению друг
к другу. Каждый из них утверждается
и исполняется собственными властными
органами в соответствии с действующей
правовой базой. Принцип самостоятельности
проявляется и в том, что бюджеты
нижеследующих органов
Совокупность всех бюджетов образует консолидированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта Федерации (рис. 1).
Рис. 1 «Схема консолидированного бюджета РФ»
Федеральному бюджету
Консолидированный бюджет субъекта Федерации
есть результат объединения
Информация о работе Специфика российского бюджетного федерализма