Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:17, реферат
Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса, который необходим по объему и структуре, необходимыми денежными ресурсами.
Для достижения этой цели на предприятии должны быть сформулированы и выполнены следующие задачи:
установление объектов бюджетирования;
разработка системы бюджетов операционных и финансовых;
расчёт соответствующих показателей бюджетов;
вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
Главная задача бюджетного регламента — обеспечение возможности контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней управления. При этом часто приходится преодолевать скрытое или явное противодействие (или прямой саботаж) руководителей среднего и более низкого уровней.
Первоначально составляются бюджеты отдельных структурных подразделений (для ЦФО — основные, для ЦФУ и структурных подразделений — операционные) компании. После представления всеми бизнес-единицами и структурными подразделениями своих бюджетов (прогнозных и отчетных) составляются сводные бюджеты предприятия или компании в целом в соответствии с установленным бюджетным регламентом. На пути продвижения бюджета от составления до утверждения ему необходимо пройти различные этапы обработки, анализа, согласования, внесения изменений и т. п.
При разработке и внедрении бюджетного регламента, прежде всего, предстоит определить бюджетный период, или, как его еще называют горизонт финансового планирования для предприятия или фирмы.
Разбивка бюджетного периода на подпериоды (различная для БДиР, БДДС и расчетного баланса) имеет отношение только к характеру отображения (степени детализации) финансовой информации. Регламент проведения план-факт анализа и корректировки бюджетов определяется, прежде всего, шагом финансового планирования, который устанавливается для всех основных бюджетов. При организации управления бюджетами, прежде всего, необходимо определить участников – субъектов бюджетного процесса.
Для эффективной постановки бюджетирования чрезвычайно важным является то обстоятельство, что весь бюджетный процесс, управление им на уровне предприятия в целом должны быть сосредоточены в одних руках, в одном функциональном структурном подразделении, если предприятие большое, то все основные бюджеты можно разделить по разным структурным подразделениям (Журнал «Финансовый менеджмент», №6, 2003).
Контроль исполнения бюджетов (сводных и ЦФО), анализ причин расхождения фактического исполнения бюджетов с бюджетными намётками (прогнозами), выработка рекомендаций по устранению негативных тенденций, исправлению финансовой ситуации в компании или отдельным ЦФО являются важнейшей задачей бюджетного процесса.
Для организации контроля за исполнением бюджета на уровне компании, выработки решений относительно направлений инвестиционной политики компании, стратегии финансового планирования на высшем уровне может быть создан так называемый бюджетный комитет, который состоит из представителей ЦФО, контролирующих исполнение бюджетов, из руководителей и специалистов бюджетного отдела, финансового и планово-экономического отдела компании, первых должностных лиц предприятия, контролирующий бюджетный процесс в организации в целом.
Составление бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным регламентом и по бюджетным форматам, утверждённых на предприятии.
Составление сводных бюджетов является функцией службы заместителя генерального директора компании по экономическим вопросам.
Главным элементом организации внутрифирменного бюджетирования является разработка графика документооборота, без которого бюджетирование не станет элементом управленческого контроля. График документооборота представляет собой систему, объединяющую процедуры и регламенты бюджетирования. Именно с помощью такого графика можно оптимизировать графики составления отдельных бюджетов, последовательность, сроки их предоставления и консолидации, отлаживать взаимодействие отдельных центров финансовой ответственности в бюджетном процессе, как между собой, так и с различными подразделениями высшего уровня управления.
Таким образом, можно сделать вывод, что постановка бюджетирования на предприятии не заканчивается на составлении определенных бюджетов. Следом возникает необходимость проверки и анализа составленных бюджетов, а также анализа полученных результатов. Анализ результатов проводится путем расчета отклонений плановых показателей от фактических. После этого нужно выявить причины таких отклонений. Отклонения целесообразно рассчитать как в целом по предприятию, так и для отдельных бюджетов (Журнал «Финансовый менеджмент», №6, 2003).
10
Информация о работе Сущность и особенности бюджетирования на предприятии