Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:54, реферат
Разработкой теоретических основ бюджетного регулирования экономического роста занимались такие экономисты, как Д. Кейнс, А. Хансен, П. Самуэльсон, У. Хеллер, Д. Пекман, Д. Хикс, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эккли. Ими было сформулировано теоретическое положение, состоящее в принципиальной невозможности с помощью исключительно рыночных механизмов обеспечить устойчивый экономический рост по причине большой степени неопределенности экономической системы, неравномерного распределения национального богатства. Регулирование экономического роста с помощью регионального бюджета происходит по трем направлениям – норме процента, потреблению, норме прибыли.
Теоретические основы бюджетного регулирования экономики
Разработкой теоретических основ бюджетного регулирования экономического роста занимались такие экономисты, как Д. Кейнс, А. Хансен, П. Самуэльсон, У. Хеллер, Д. Пекман, Д. Хикс, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эккли. Ими было сформулировано теоретическое положение, состоящее в принципиальной невозможности с помощью исключительно рыночных механизмов обеспечить устойчивый экономический рост по причине большой степени неопределенности экономической системы, неравномерного распределения национального богатства. Регулирование экономического роста с помощью регионального бюджета происходит по трем направлениям – норме процента, потреблению, норме прибыли.
Одним из инструментов бюджетного
регулирования является сокращение
государственных расходов, и этот
инструмент основан на взаимосвязи
темпов инфляции с объемами государственными
расходов. Уменьшение расходов бюджета
позволяет сократить темпы
Несмотря на большое значение бюджетного обеспечения регионального экономического роста, существующая в России бюджетная система, по сути, не соответствует потребностям стратегии развития национальной экономики в стратегическом отношении. Наблюдается неоправданно высокая степень кон-центрации налоговых и бюджетных полномочий на федеральном уровне – в центре. Одновременно с этим местные и региональные бюджеты обладают излишним объемом социальных и экономических обязательств, реализация которых не обеспечена соответствующими финансовыми поступлениями.
Сложившаяся система бюджетного
федерализма, а именно неоправданно
завышенная зависимость региональных
бюджетов от решений центра в части
установления системы нормативов расщепления
федеральных налогов, негативным образом
сказывается на темпах экономического
роста региона. По причине явной
ограниченности существующих налоговых
полномочий региональных и местных
органов власти формируется система
неформальных источников доходов, которая
негативно сказывается на общей
экономической конъюнктуре
Существует
явная проблема противоречия
между децентрализацией
Неэффективная
организация бюджетов регионов
ведет к снижению
БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Важнейшим звеном финансовой
системы национальной экономики
являются государственные и
Поскольку национальная экономическая
система России функционирует в
рамках федеративного государства,
то выделяются три уровня финансовой
(бюджетной) системы: первый уровень
— федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
второй уровень — бюджеты субъектов
Российской Федерации (89) и бюджеты
территориальных
Общность трехуровневой
системы государственных и
Финансы каждого уровня власти
включают бюджет, внебюджетные фонды,
кредиты и финансы казенных, государственных
и муниципальных унитарных
Доходы бюджета и внебюджетных
фондов формируются за счет налоговых
платежей и страховых взносов
предприятий и работающего
В структуре государственных
и муниципальных финансов федеративного
государства главным элементом
выступают взаимосвязанные
Межбюджетные взаимоотношения по достижению сбалансированности бюджетов всех уровней носят, как правило, односторонний характер: от федерального уровня к региональному (субъекту РФ) и далее — к местному (муниципальному).
Подобная схема
Важным элементом в
системе государственных и
На региональном и местном уровнях действуют внебюджетные фонды, имеющие целевой или всеобщий (обезличенный) характер. Так, в целях мобилизации внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы решением
законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления создаются региональный или местный внебюджетные фонды развития жилищного строительства. В них аккумулируются добровольные взносы предприятий и граждан на жилищное строительство, целевые кредиты под гарантии органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (в пределах их компетенции), дивиденды, получаемые от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства, другие доходные источники.
Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного
продукта и национального дохода,
бюджет представляет собой экономическую
форму образования и
Кроме основного, так называемого регулярного бюджетного фонда в России существует «второй» бюджет государства, охватывающий внебюджетные фонды социального и другого назначения.
Принципы функционирования бюджетной системы
Функционирование бюджетной системы осуществляется в соответствии с рядом принципов. В российской практике они закреплены на законодательном уровне в Бюджетном кодексе.
Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованностью бюджетного процесса, единством налоговой и денежной систем.
Принцип полноты — это отражение всех доходных источников и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы (в реальной жизни имеются трудности в осуществлении данного принципа, поскольку значительная часть неналоговых доходов собирается в различного рода внебюджетных фондах).
Принцип сбалансированности означает, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах — направления финансирования, затраты по которым будут способствовать достижению прогнозных показателей экономики. Органы власти должны стремиться к минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип достоверности реализуется в бюджетных показателях путем реального прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, динамики налоговой базы и учета инфляции.
Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия бюджетных решений, а также обязательную публикацию утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
Секретные статьи могут быть только в федеральном бюджете.
Принцип самостоятельности обеспечивает
По закрепленным доходным
источникам доходы полностью или
в твердо фиксированной доле поступают
в соответствующие бюджеты. По регулирующим
доходным источникам устанавливается
процент отчислений средств в
нижестоящие бюджеты. Этот процент
утверждается в бюджете вышестоящего
звена бюджетной системы. В федеральном
бюджете процент отчислений в
бюджеты субъектов РФ принимается,
как правило, в одинаковом размере
по каждому регулирующему
Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налогового механизма. Большинство налогов имеет статус закрепленных доходных источников. По трем федеральным налогам — гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов.
Бюджетное регулирование национальной экономической системы реализуется через бюджетный процесс, который регламентируется нормами права (законами и нормативными актами), органами государственной власти, местного самоуправления и участниками бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, в соответствии с которым распределяются и перераспределяются источники доходов и финансовые ресурсы между бюджетами разных уровней.
Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти — федеральным правительством, администрациями субъектов РФ, городов и районов. Рассмотрение (обсуждение), утверждение и контроль за исполнением бюджетов составляют функции законодательных (представительных) органов власти — федерального уровня, субъектов РФ, городов и районов. Принятый в 1998 г. и вступивший в действие с начала 2001 г. в полном объеме Бюджетный кодекс Российской Федерации достаточно полно определяет полномочия участников бюджетного процесса, порядок составления проектов бюджета, процедуру рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также организацию государственного и муниципального финансового контроля.
В соответствии с БК бюджетный
процесс на очередной финансовый
год начинается с ежегодного бюджетного
послания Президента Российской Федерации,
в котором намечаются основные направления
бюджетной политики. В дальнейшем
составление проектов бюджетов находится
в исключительной прерогативе органов
исполнительной власти и организуется
федеральным правительством, которое
принимает постановление о
В соответствии с этом постановлением проводится поэтапная работа по составлению проектов бюджетов.
Информация о работе Теоретические основы бюджетного регулирования экономики