Теоретические основы бюджетного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:54, реферат

Описание

Разработкой теоретических основ бюджетного регулирования экономического роста занимались такие экономисты, как Д. Кейнс, А. Хансен, П. Самуэльсон, У. Хеллер, Д. Пекман, Д. Хикс, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эккли. Ими было сформулировано теоретическое положение, состоящее в принципиальной невозможности с помощью исключительно рыночных механизмов обеспечить устойчивый экономический рост по причине большой степени неопределенности экономической системы, неравномерного распределения национального богатства. Регулирование экономического роста с помощью регионального бюджета происходит по трем направлениям – норме процента, потреблению, норме прибыли.

Работа состоит из  1 файл

Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики.docx

— 33.45 Кб (Скачать документ)

На федеральном уровне разрабатываются: прогноз социально-экономического развития страны, прогноз сводного финансового баланса на финансовый год, основные направления бюджетной  и налоговой политики, проект плана  развития государственного сектора  экономики и основные показатели (контрольные цифры) проекта консолидированного бюджета. Аналогичная схема предусмотрена и на других уровнях власти. Органами исполнительной власти субъектов РФ ведется детальная проработка и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр проекта своего бюджета.

По результатам этой работы Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с Центробанком готовят  и представляют на рассмотрение Правительства  Российской Федерации проекты консолидированного федерального бюджета. Одновременно происходит обсуждение и принятие новых законодательных  инициатив в налоговой области  в Федеральном собрании.

Проект федерального бюджета  вносится в Государственную думу, где процесс рассмотрения предусматривает  четыре чтения. В первом чтении рассматриваются  доходы федерального бюджета, распределение  доходов от федеральных налогов  и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, определяется дефицит федерального бюджета в  абсолютном и относительном выражении  и общий объем расходов. Во втором чтении обсуждаются и утверждаются статьи расходов по разделам функциональной классификации и размер Фонда  финансовой помощи субъектам Российской Федерации. В третьем чтении утверждаются расходы по всем подразделам функциональной классификации расходов и главным  распорядителям средств бюджета (ведомственная  структура), а также различные  федеральные программы (инвестиционная, внешних заимствований, гарантий и  т. п.). В четвертом чтении принимается  бюджет в целом.

Бюджет  и его функциональная роль в регулировании  экономики

Основу финансовой базы государственного регулирования национальной экономики  составляет бюджет, состоящий из бюджета  центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней

Бюджет – это счетный  план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме  налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и  процесс использования бюджетных  ресурсов согласно бюджетной росписи  расходов – с другой. Налоги и  займы определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов  государства, концентрируемый в  бюджете. Они предопределены законами воспроизводства, т. е. размеры налоговых  поступлений и займов зависят  от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества.

Все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т. е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективную  экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращении, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса.

Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов и займов. Расходная  часть государственного бюджета  развитых стран включает расходы  на содержание вооруженных сил и  государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов  по государственному долгу.

Исторически структура государственных  расходов определялась потребностями  в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировые войны вызвали  увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказывали  большое влияние экономические и социальные факторы.

Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в развитых странах  имеются существенные различия, связанные  масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора до недавнего времени  был велик, большая часть государственных  расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных  предприятий, а прямые государственные  капиталовложения составляли 10 – 20% всех инвестиций. Приватизация национализированных  предприятий сократила государственные  вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору.

Функции бюджета. Бюджетная  система выполняет три функции:

1) фискальная функция  означает создание финансовой  базы функционирования государства  в условиях фактического отсутствия  у него собственных доходов;

функция экономического регулирования  – это использование государством налогов для проведения своей  экономической политики;

социальная функция предполагает использование государственного бюджета  для перераспределения национального  дохода.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять  рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства  должна строиться на синтезе рыночного  и государственного механизмов регулирования.

Бюджетная политика России

Начало XXI в. для бюджетной  политики России знаменовалось положительными тенденциями: доходы как консолидированного, так и федерального бюджета стабильно  превышали расходы, обеспечивая  профицит бюджета на уровне 2-3% к  ВВП. При этом помимо количественных улучшений показателей бюджета, положительным является тот факт, что прирост доходов был достигнут за счет не только налогообложения экспортно-импортных операций, но и увеличения налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих на внутреннем рынке. Большая часть профицита была использована на погашение государственного долга, в основном внешнего.

В начале 2003 г. была разработана правительственная Программа бюджетной политики Российской Федерации на 2003 – 2005 годы. Направленность на достижение сбалансированности государственных финансов в среднесрочной перспективе, превышение доходов бюджета над расходами предполагают использовать больше половины ожидаемого профицита на формирование финансового резерва. Фактически речь идет о резервном бюджетном фонде стабилизационного характера, нормальное функционирование которого повысит устойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной части бюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровень расходов бюджета.

Резервный бюджетный фонд может выполнять две цели. Первая – сбережение для будущих поколений. Оно связано с долгосрочной задачей  создания механизма перераспределения  существующих ресурсов между текущим  моментом и будущим. Вторая – стабилизация. Она связана с задачей выравнивания в краткосрочном периоде государственных  расходов и в целом экономического развития страны при резких колебаниях конъюнктуры на мировых товарных рынках. Сегодня стабилизационная направленность бюджетного резервного фонда является для России наиболее актуальной. Сберегательная составляющая также может рассматриваться  в долгосрочном периоде, но до тех  пор, пока Россия вынуждена ежегодно выплачивать значительные суммы  в качестве внешнего долга.

В целом основными принципами современной бюджетной политики нашего государства являются:

недопущение опережающего роста  государственных расходов над темпами  роста экономики;

безусловное исполнение принятых сектором государственного и муниципального управления обязательств;

приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития экономики;

конкурсные принципы распределения  бюджетных ресурсов;

открытость и доступность  информации по расходам государственного бюджета на всех уровнях.

Проблемы  государственного долга в России

С 2003 г. наступает период, когда по внешнему долгу выплачиваются  до трети расходов федерального бюджета. На 1 мая 2012 г. внешний долг России составил 41737,7 млн. долл. по данным Минфина России, а его структура, по данным Минфина России, выглядела так, как показано в табл. 1

Объем государственного внутреннего  долга на 1.01.2012 г. Составил 4190,55 млрд. рублей, а в 2011 г. Он был – 2940,39 млрд. рублей.

Чем обременительнее для  страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание взаимодействует с функционированием  всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Это выражается в  том, что чрезмерный рост внешнего долга  опасен для государственного бюджета, денежно-кредитной системы и международной  кредитоспособности страны. Для государственного бюджета неблагоприятные последствия  чрезмерного роста внешнего долга  связаны в основном со стадией  его погашения. В то же время неблагоприятно может складываться и график платежей по внешнему долгу.

В условиях обременительного внешнего долга существенно подрастают трудности в укреплении доверия  к национальной валюте, противодействии  инфляции, обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Бремя платежей по внешнему долгу усиливается в  случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения его  реального курса.

Все это свидетельствует  о необходимости управления внешним  долгом. Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ограничителем размеров внешних  заимствований может служить  установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления  задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Для России, как и для других стран с  большой территорией, объективно закономерен  относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно потому, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику России желательно отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

Современному российскому  государственному долгу присущи  следующие черты:

внутренний и внешний  долг постепенно смыкаются. Этот процесс  ускоряется при использовании такой  формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;

большую часть российского  долга составляют краткосрочные  заимствования, из-за чего на протяжении последних 10 лет постоянно возникает  вопрос о реструктуризации задолженности;

отсутствует система долгового  управления, т. е. не существует единого  органа, который бы занимался исключительно  проблемами долга. Сегодня этим занимаются Минфин, Внешэкономбанк, Центральный  банк;

погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее  время уделяется приоритетное значение.

Правительство РФ стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие  годы. Об этом свидетельствуют прописанный  в бюджете механизм создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами.

Для совершенствования управления государственным долгом необходимо проведение следующих неотложных мер:

создание особого агентства  по управлению государственным долгом с независимым статусом, принимающим  решения по управлению государственным  долгом страны оперативно и без политического  давления, допускающим согласованные  и реалистичные бюджеты. Эти функции  не могут выполнять ни Банк России, ни Минфин России. У них свои приоритеты, которые плохо сочетаются со стратегическим управлением государственным долгом;

создание системы эффективного управления государственным долгом, минимизирующей совокупные издержки и максимизирующей сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста;

дальнейшее совершенствование  налоговой системы, поскольку доходы бюджета в настоящее время  являются основным источником покрытия государственного долга;

Эти действия государства  будут не только способствовать снижению долгового бремени, но и повышать эффективность использования дефицитного  финансирования, направляя кредиты  и займы государства на развитие базовых для отечественной экономики  отраслей и высоких технологий, а  также на социальные нужды общества.


Информация о работе Теоретические основы бюджетного регулирования экономики