Банковское дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 45.73 Кб (Скачать документ)

Введение

Финансовый рынок –  это сфера проявления экономических  отношений между продавцами и  покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и  потребительной стоимости.

Финансовый рынок представляет собой одну из древнейших категорий  общественно-производственных отношений. Изначально смысл этого понятия  был связан со словами «финансы»и  «рынок». В настоящее время в нашей стране происходят глубокие экономические перемены. Общество пришло к выводу, что пересмотр роли и места рыночных механизмов в развитии экономики является объективной необходимостью.

Тема финансового рынка  в современной экономике является актуальной на сегодняшний день и  занимает очень важное место в  любой идеологии, так как государственный  финансовый рынок это необходимый  инструмент нормализации хозяйственной  жизни страны, а так же повышает эффективность национальной экономики, обеспечивает ее социальные приоритеты. 
В России формирует финансовый рынок, регулируемый государством. Однако, для превращения его в цивилизованный необходимо еще много работы, как в теоретическом, так и в практическом.

Объектом исследования является финансовый рынок.

Предмет исследования: особенности  финансового рынка.

Цель данной работы: рассмотреть  особенности финансового рынка  РФ.

На основании цели в  работе поставлены следующие задачи:

Проанализировать состояние  финансового рынка России на современном  этапе;

Изучить перспективы развития и проблемы финансового регулирования.

Задачи:

1 Понятие финансового  рынка.

2 Раскрыть цели и методы финансового рынка.

3 Охарактеризовать систему финансового рынка.

4 Рассказать о роли финансового рынка в современной экономике.

Предметом исследования выступает  совокупность государственных финансовых рынков.

 

 

                        Глава I. Сущность и структура  финансового рынка.

Финансовый рынок –  это сфера проявления экономических  отношений между продавцами и  покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и  потребительной стоимости.

Финансовый ранок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов1.

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». В каждом звене  финансов отношения проявляются  по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом  влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.

Финансы предприятий обслуживают  материальное производства. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено  финансовой системы представляет собой  определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом  – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

·          государственную бюджетную систему;

·          внебюджетные специальные фонды;

·          государственный кредит;

·          фонды страхования;

·          финансы предприятий различных  форм собственности.

 

Первые три  блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и социальных отношений  на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

 

 

1.1 Государственная бюджетная  система РФ

Бюджетная система РФ —  это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

  Каждый субъект РФ и муниципальное образование самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Однако дать полную характеристику бюджетной системы РФ исходя всего  лишь из перечня элементов бюджетной  системы абсолютно невозможно. Не менее важным представляется характеристика связей между перечисленными элементами, при отсутствии которых нельзя было бы говорить о наличии системы. Поэтому, строго говоря, легальное определение  бюджетной системы является неточным: это не просто совокупность бюджетов страны, а совокупность бюджетов и  связей между ними. Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе принципов ее построения.

Принципы построения бюджетной  системы. Закон устанавливает, что  бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах  единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и др.

Принцип единства бюджетной  системы (ст. 29 БК РФ) означает, что бюджеты  различных уровней не являются изолированными друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной  системы обеспечивается:

единой правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование  находится в ведении Российской Федерации;

единством денежной системы  Российской Федерации;

едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ. Бюджетная классификация — это  распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты функциональная, экономическая, ведомственная, финансовая (деление расходов на возвратные и  безвозвратные, а доходов — на постоянные и временные) и другие классификации:

единством формы бюджетной  документации;

единством принципов бюджетного процесса;

единством санкций за нарушение  бюджетного законодательства РФ;

единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ;

единым порядком ведения  бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Однако единство бюджетной  системы не означает единства государственного бюджета. Характер взаимосвязи элементов  бюджетной системы зависит от модели управления народным хозяйством, принятой в государстве. Так, в условиях централизованного управления наиболее естественной формой является единый государственный бюджет с включением в него бюджетов всех уровней и  широкими полномочиями центральных  органов по расходованию средств.

Напротив, децентрализация  в управлении народным хозяйством, характерная для современного периода, предполагает самостоятельность всех бюджетов (ст. 31 БК РФ), входящих в бюджетную  систему РФ. В самом общем виде самостоятельность элементов бюджетной  системы заключается в том, что  каждый бюджет обладает собственными источниками доходов (закрепленные, регулирующие доходы и др.) и правом самостоятельно определять направления  использования этих средств. Кроме  того, законом закрепляется недопустимость изъятия из бюджета дополнительно  полученных доходов.

Степень самостоятельности  бюджетов небезгранична и не доходит  до изолированности. Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетных  прав и обязанностей у соответствующих  субъектов бюджетного права по отношению  к нижестоящим и вышестоящим  бюджетам. В самом общем виде роль вышестоящих бюджетов заключается  в том, что они являются своего рода гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих  территорий.

Перечень минимально необходимых  расходов устанавливается вышестоящим  органом государственной власти. В том случае, если нижестоящий  бюджет не отвечает требованиям минимальной  бюджетной обеспеченности, происходит или прямое финансирование из вышестоящего бюджета, или закрепление за нижестоящим  бюджетом определенных регулирующих доходов  на длительный срок.

Российская Федерация  устанавливает структуру и общие  принципы построения бюджетной системы  РФ, определяет состав доходных источников, поступающих в нижестоящие бюджеты, устанавливает общий порядок  и принципы распределения доходов  в бюджетной системе, принципы и  основы бюджетного процесса, основы бюджетных  прав субъектов и муниципальных  образований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерация  утверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет размер дотаций, субвенций, определяет перечень минимально необходимых  расходов субъектов и др.

Субъекты РФ участвуют  в осуществлении федеральных  бюджетных прав (например, в форме  представительства в федеральных  законодательных и исполнительных органах). По отношению к местным  бюджетам субъекты РФ имеют право  предоставлять и получать процентные и беспроцентные ссуды, утверждают нормативы отчислений в нижестоящие  бюджеты, обеспечивают уровень доходов муниципальных образований, позволяющий финансировать их минимально необходимые расходы.

Муниципальные образования  также обладают определенной бюджетной  самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют  местные бюджеты, обладая правом устанавливать местные налоги, самостоятельно определять направления и объем  расходов. Муниципальные образования  имеют право получать и предоставлять  ссуды бюджетам других уровней. Однако на практике тезис о самостоятельности  местных бюджетов осуществляется не всегда последовательно. Дело в том, что источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, как правило, обеспечивают незначительную часть бюджетов муниципальных образований. Поэтому в основном доходная часть  местного бюджета образуется из средств  вышестоящих бюджетов на уровне минимальной  бюджетной обеспеченности.

Принцип полноты бюджетной  системы имеет два аспекта:

в бюджетную систему должны включаться бюджеты всех государственных  и муниципальных образований, существующих в Российской Федерации;

принцип полноты бюджетной  системы означает требование включения  в соответствующие бюджеты практически  всех видов источников государственных  и муниципальных доходов, а также  отражения в бюджете всех направлений  расходов (ст. 32 БК РФ). Существование  специальных внебюджетных фондов, специальных  счетов казначейства должно быть сведено  к минимуму. В соответствии с рассматриваемым  принципом БК РФ включил бюджеты  государственных внебюджетных фондов в бюджетную систему РФ.

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны - ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы  государства. Бюджет представляет собой  основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий  силу закона.

Государственный бюджет утверждается законодательным органом власти. В РФ это федеральное собрание и две его палаты: Государственная  Дума и Совет Федерации. В современном  обществе государственный бюджет играет существенную экономическую, социальную и политическую роль, является инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы.

Бюджетная система России

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих  уровней:

Федеральный бюджет;

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);

бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Основные функции государственного бюджета

Федеральный бюджет служит орудием претворения в жизнь  намеченных правительством финансовых мероприятий. Основные функции бюджета  заключаются в следующем:

перераспределение национального  дохода и валового внутреннего продукта (ВВП);

государственное регулирование  и стимулирование экономики;

контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.

Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен  на финансирование структурной перестройки  экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный  бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.

Состав и структура  расходов государственного бюджета

Надо сказать, что расходы  федерального бюджета по своей роли в процессе воспроизводства связанны с финансированием материального  производства и содержанием непроизводственной сферы. По функциональному назначению затраты государственного бюджета  можно разделить на следующие:

финансирование народного  хозяйства;

осуществление обороны страны;

финансирование социально-культурных программ;

содержание государственного аппарата управления;

осуществление право-охранительной деятельности и обеспечение госбезопасности;

финансирование научно-технического прогресса;

Информация о работе Банковское дело