Банковское дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 45.73 Кб (Скачать документ)

Первичный оборот обладает собственными методами торговли ценными  бумагами, в основном облигациями. Первичный  рынок, обладающий собственными методами размещения, представляет собой самостоятельный, довольно сложный и разветвленный  механизм. Однако этот механизм не имеет  собственного определенного места  торговли ценными бумагами в отличие от биржи. Особенность первичного рынка заключается также в том, что он пропускает через себя новые выпуски акций и облигаций, которые затем при их последующей покупке уходят на фондовую биржу. Но подавляющая часть новых облигаций не возвращается на биржу и находится в руках (активах) кредитно-финансовых институтов. Основная роль первичного рынка связана с торговлей облигациями, однако на нем продаются и акции. В этих случаях посредничество берут на себя, как правило, инвестиционные банки, банкирские дома, специализированные брокерские и дилерские фирмы. Объем и стоимость акций первичного оборота значительно уступают аналогичным показателям биржи, однако наблюдается тенденция к их росту.

Фондовая биржа представляет собой традиционно и постоянно  действующий рынок ценных бумаг  с определенным местом и временем по продаже и покупке ранее  выпущенных ценных бумаг. Она является важным элементом современного экономического механизма1.

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемой фондовыми биржами. Порядок участия  в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг не получивших допуска на фондовые биржи. На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, то есть получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок, на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть довольно объемным – до 2/3 всего оборота рынка ценных бумаг.

Одной из характеристик российского  рынка ценных бумаг является его  дробление на региональные замкнутые  анклавы. По данным Федерации фондовых бирж России (ФФБР), более 90% видов ценных бумаг, по которым совершались биржевые сделки, котировались только на одной  бирже, более 97% - на двух. Межрегионального перемещения ценных бумаг практически  нет, то есть они являются продуктом  местных эмиссий и не выходят  за пределы своих регионов. Развитие отечественного рынка ценных бумаг  связано с решением многих проблем. Одной из наиболее важных является достаточно слабая регламентированность рынка. Так, с течение достаточно длительного времени некоторые фирмы работали на фондовом рынке без лицензий, необходимых для работы с ценными бумагами и операций по привлечению средств населения. Эмиссия нередко проводилась в размерах, не согласованных с Министерством финансов Российской Федерации, что приводило к появлению на рынке ничем не обеспеченных суррогатов ценных бумаг. Повсеместно процветала запрещенная указом Президента России реклама будущих доходов, при этом большинство фирм практиковало самокотировку своих акций. Процедура регистрации акционеров в реестре не соблюдалась, бухгалтерский учет нередко велся с большими нарушениями. Эти и другие недостатки отечественного рынка приводили к существенной девальвации самой идеи фондового рынка как одного из наиболее эффективных механизмов перелива капитала из одной сферы экономики в другую.

 

2.2. Перспективы развития и проблемы финансового регулирования рынка

в Российской Федерации

Прошлый год продемонстрировал  шаткость национальной финансовой системы  как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости  основного субъекта фондового рынка  – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.

Отток рублевых средств инвесторов с фондового рынка, слухи о  введении фиксированного курса доллара  и замораживании валютных вкладов  привели к хроническому кризису  денежного предложения на рынке  ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень  доходности сделал невозможным построение Минфином «финансовой пирамиды», а  саму эмиссию ГКО из скрытой формы  денежной эмиссии превратил в  непосредственную денежную эмиссию.

Кроме того, сама идея «пирамиды» на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов.

Во-первых, в мировой практике создание «финансовой пирамиды»  только в том случае для государства- эмитента не заканчивалось катастрофически, если последнее использовало максимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальное производство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированные ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельность Минфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями в реальный сектор экономики (по крайней мере на прибыльной и возвратной основе).

Во-вторых, руководство Министерства финансов РФ своей целью декларировало  создание благоприятных условий  для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержание стабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина на рынке ценных бумаг своим следствием могла  иметь лишь окончательную минимизацию  значения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.

В-третьих, сейчас широкомасштабные частные инвестиции в национальное производство вообще представляются мало возможными ввиду некоммерческого  характера такой деятельности. Нынешний уровень банковского процента за пользование кредитом позволяет  рентабельно функционировать лишь крупной оптовой торговле, а также  производственным предприятиям, полностью  ориентированным на экспорт. Инвестицио6нная деятельность в отношении столь  низкорентабельного и высокорискованного объекта инвестиций, как российская промышленность, в мировой практике признается либо невозможной, либо осуществляется непосредственно самим государством. Центробанк, несмотря на все усилия своего руководства, все в большей степени превращается в нормального субъекта финансового рынка, озабоченного привлечением значительных финансовых ресурсов и извлечением дохода от собственной деятельности. Поставленная перед Центральным Банком России задача контроля курса рубля по отношению к другим валютам вынуждает его ориентироваться на максимальную концентрацию у себя рублевых и иных денежных средств, необходимых для успешных операций на валютном денежном рынке.

 

Задача концентрации денежных средств решается Центробанком за счет увеличения активности в следующих  направлениях. Первое – максимальное полное использование средств коммерческих банков, находящихся во временном  распоряжении Центробанка. Это:

·        увеличение размеров отчислений коммерческих банков в резервные и страховые фонды;

·        сохранение низкой скорости платежей, позволяющей  дополнительно оборачивать переводимые  средства.

Наряду с политикой  Минфина по увеличению налогооблагаемой базы доходов коммерческих банков, это деятельность Центробанка своим  следствием имеет увеличение непроизводительных расходов субъектов финансового  рынка, снижение уровня рентабельности коммерческого кредитования. Реализация политики компенсации снижения доходной части госбюджета за счет хозяйствующих  субъектов, в первую очередь коммерческих банков, способствует повышению рискованности  финансовой деятельности на отечественном  рынке, а также увеличению числа  банков – потенциальных банкротов. Второе – целенаправленная деятельность по возвращению в Центральный  банк всех бюджетных счетов государственных  организаций, которые в настоящее  время размещены среди уполномоченных и иных коммерческих банков. Последнее  представляется также крайне болезненным  для банковской системы, так как  бюджетные средства в настоящее  время составляют, по некоторым данным, до 70% привлекаемых кредитных ресурсов.

Проблемы государственного регулирования

финансовых рынков в Российской Федерации.

Государственное регулирование  кредитно-финансовых институтов –  один из важнейших элементов развития и формирования финансовых рынков капиталистических  стран. Основными направлениями  государственного регулирования являются:

·        политика центрального банка в отношении  кредитно-финансовых институтов;

·        налоговая  политика правительства на центральном  и местном уровне;

·        участие  правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных  институтах;

·        законодательные  мероприятия исполнительной и законодательной  власти, регулирующие деятельность различных  институтов кредитной системы.

В развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и  переучете коммерческих векселей, поступающих  от коммерческих банков, которые в  свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные  ресурсы на оплату векселей и устанавливает  так называемую учетную ставку. Учетная  политика центрального банка направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита  для каждого коммерческого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Следующей формой регулирования  центрального банка является определение  нормы обязательных резервов для  коммерческих банков. Смысл этой формы  регулирования заключается в  том, что коммерческие банки обязаны  хранить часть своих кредитных  ресурсов на беспроцентном счете  в центральном банке. Норма резерва  может уменьшаться или увеличиваться  в зависимости от конъюнктуры  на финансовом рынке. Ее увеличение ведет  к ограничению кредитной экспансии  коммерческих банков и, наоборот, снижение – к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются  по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в  целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.

Еще одной формой регулирования  центральным банком кредитной системы  являются операции на открытом рынке  с государственными облигациями  путем из купли-продажи кредитно-финансовым институтам. Продавая государственные  облигации центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

Формой регулирования  является также прямое государственное  воздействие центрального банка  на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в  форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. Один из методов  регулирования – налоговая политика. Она заключается в изменении  налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок и, наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать  снижению процентных ставок. Поэтому  налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное  регулирование деятельности кредитной  системы.

Другим регулирующим методом  является участие государства в  деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:

·        приобретение части кредитных институтов государством путем национализации;

·        организация  новых учреждений как дополнение к частным;

·        долевое  участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных  институтов.

Большое влияние на регулирование  финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.

Система государственного регулирования  финансовых рынков представляет собой  сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Российская система государственного регулирования  сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются  основные черты систем регулирования  финансовых рынков развитых стран.

 

 

Заключение.

Мировой финансовый рынок  стал развитым и широкомасштабным в  результате многолетней эволюции. Россия вынуждена стремительно осваивать  его законы. Рынок государственных  облигаций – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Это  нормальный экономический этап. Появление  следующих зависит от нашей готовности к ним. На сегодняшний день объем эмиссии на рынке ГКО-ОФЗ – 100 трлн. рублей. Уже создано 8 региональных торгово-расчетно-депозитарных площадок на базе валютных бирж в Москве, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде. Эти торгово-депозитарные комплексы, работающие в режиме реального времени, позволяют уполномоченным дилерам, а через них сотням тысяч инвесторов вкладывать свои деньги в государственные ценные бумаги, а государству – аккумулировать средства для финансирования дефицита бюджета. Для современной России характерно быстрое развитие финансовых рынков, особенно рынков ценных бумаг. В отличие от многих стран Восточной Европы у нас они формируются не только в столице и крупных промышленных центрах. Практически их имеет каждый субъект Федерации. В большинстве промышленных городов есть как минимум одна фондовая или товарно-фондовая биржа. Все страны, которые идут по пути прямых заимствований иностранной валюты, теряют внутренний финансовый рынок. Даже в таких странах, как Швеция и Финляндия, при идеальном механизме построения финансовые рынки далеки от совершенства с точки зрения объемов и пропорций. Если страна хочет сохранить финансовую независимость, она должна балансировать между внутренними и внешними заимствованиями. То же пытается делать и Россия. Это очень трудный путь, но иначе нельзя.

Информация о работе Банковское дело