Бизнес как деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:51, реферат

Описание

Еще с университетской скамьи, в те годы, когда в стенах факультета психологии МГУ безусловно доминировала «теория деятельности» А. Н. Леонтьева, и позже, когда в уникальной научной школе профессора М. Г. Ярошевского нам приходилось заниматься исследованиями социально-психологических процессов в научных группах и лабораториях, мы приучили себя к мысли, неоднократно помогавшей впоследствии по мере приближения к решению практических задач: постигать психологию в отрыве от понимания деятельности, в которую погружены люди, — занятие достаточно схоластическое.

Работа состоит из  1 файл

Бизнес как деятельность.docx

— 99.13 Кб (Скачать документ)

Бизнес как деятельность

Еще с университетской  скамьи, в те годы, когда в стенах факультета психологии МГУ безусловно доминировала «теория деятельности» А. Н. Леонтьева, и позже, когда в уникальной научной школе профессора М. Г. Ярошевского нам приходилось заниматься исследованиями социально-психологических процессов в научных группах и лабораториях, мы приучили себя к мысли, неоднократно помогавшей впоследствии по мере приближения к решению практических задач: постигать психологию в отрыве от понимания деятельности, в которую погружены люди, — занятие достаточно схоластическое.

Поэтому, прежде чем говорить о психологии бизнеса, попробуем  определиться с тем, что представляет собой сама эта деятельность, полагая, что слово «психология» понятно  читателю и не требует специальных  определений.

По страницам энциклопедий. определение природы бизнеса

Самый простой способ определить какое-либо понятие — это заглянуть  в энциклопедии и справочные издания. Поступили так  и мы, пройдясь по справочным полкам крупнейших библиотек, —  и были разочарованы.    Нельзя сказать, чтобы о бизнесе не было написано ничего, —  разумеется, нет. Однако, как оказалось, в справочниках и энциклопедиях вовсе нет желаемого единодушия и лаконичности, которые украсили бы вводную главу книги однозначными и четкими  определениями.    Что же, неоднозначность и противоречивость в определениях  также могут стать поводом для анализа и, следовательно, более  глубокого понимания. Разночтения порой могут дать не менее  интересное представление о сути происходящего, чем только  совпадения мнений, и потому мы приглашаем читателя еще раз  вместе с нами пройтись по избранным местам справочных изданий.    Проще  всего обстоит дело с Большой Советской Энциклопедией. Слова «бизнес» там нет и в помине — как в первом издании  1927 г., так и в последнем — 1976 г. Это, с одной стороны, понятно,  поскольку в СССР бизнеса, как такового, не существовало. Однако  он существовал во многих других местах земного шара, и Энциклопедия должна была как-то выразить свое представление о нем.  Такое представление действительно появляется во 2-м издании  1950 г., когда еще свежо было впечатление от соприкосновения.  Западом после Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.    

Определение, приводимое здесь, при всей его явной идеологической нацеленности имеет во многом психологический  характер: «Бизнес (буквально—дело, сделка, коммерческая деятельность, бизнесмен — коммерсант, делец) — распространенный тер мин среди капиталистов Англии и особенно США. Капиталисты  и их прислужники, буржуазные экономисты и политиканы, в целях  одурманивания трудящихся масс распространяют вредоносные иллюзии, будто каждый  человек, участвуя в каком-либо бизнесе,  может стать в будущем" капиталистом и даже миллионером...»  (12, с. 153).    

Определив таким образом, свое понимание мотивации человека,  идущего в бизнес, а, заодно очертив и основной ареал использования понятия (Англия и США), автор статьи далее останавливается только на двух ключевых моментах, определяющих, с его точки зрения, истинную природу бизнеса. Используя известный в формальной логике прием представления единичного как всеобщего, он указывает на то, что стремление к миллионам приводит бизнес к изготовлению некачественных лекарств в медицине и, соответственно, к потере трудящимися возможности сохранить свое здоровье, а стремление капиталистов наживаться на военных поставках обусловливает милитаристскую кровожадность капиталистических государств. Этих двух обвинений, ориентированных на важные для каждого человека ценности — здоровье и мир, — оказывалось достаточно для того, чтобы возбудить в читателях требуемое чувство «классовой ненависти».

В гораздо более сжатом виде подает те же идеи Словарь иностранных  слов, изданный «Советской Энциклопедией» в 1964 г. как «общедоступное пособие  для самого широкого круга советских  читателей». Информация о бизнесе  представлена здесь в двух коротких статьях:

«Бизнес — дело, занятие, связанное с личной наживой, предпринимательская  деятельность, коммерция».

«Бизнесмен—делец, воротила, коммерсант, предприниматель; капиталист, стремящийся из всего извлечь  крупные барыши, не гнушающийся никакими средствами в целях личной наживы» (79, с. 102).

И это тоже было. Мы далеки от мысли смеяться над авторами, писавшими свои статьи в совершенно определенных условиях и вряд ли имевшими возможность написать что-то иное. Однако важно помнить и о том, что  эти статьи — часть живой истории, а сам дух этой эпохи и подобного  отношения к бизнесу пока еще  витает в воздухе и во многом определяет «психологию масс», в частности  — отношение к бизнесу в  России сегодня со стороны старших  поколений.

Но что пишут о бизнесе  те, кто сам живет в этой среде? Парадоксально, но в классических энциклопедиях  стран — Англии и Америки, прародителей этого понятия, также не просто найти  ответ на интересующие нас вопросы.

Так, в одном из наиболее обстоятельных и популярных в  США изданий, «The Encyclopedia Americana», нет определения понятия «бизнес», как такового. Правда, там представлена достаточно обстоятельная статья под названием «Бизнес-карьера», в которой определение бизнеса приводится в задаваемом заголовком контексте: «Под бизнесом понимается финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований» (120, с. 43).

Здесь же приводится не менее  интересное определение того. что традиционно понимается под бизнес-карьерой в США; оказывается, здесь речь может идти о двух существенно различающихся видах занятий: во-первых, о менеджерской, т. е. управленческой работе на различных уровнях; во-вторых, о так называемой клерковской, офисной, секретарской и иной исполнительской работе в рамках бизнес-организаций.

Несколько более конкретную информацию можно найти в другом обстоятельном американском издании  — «Encyclopedia International». Резюмируя в основном то, что уже стало ясно из предыдущих определений («Бизнес как общий термин означает те виды активности людей, которые связаны с покупкой и продажей товаров и услуг с целью получения прибыли»), и подчеркивая особо, что «важнейшая мотивирующая сила бизнеса — это прибыль», издание рекомендует обратиться для более глубокого развития темы к таким статьям, как «Система свободного предпринимательства», «Продуктивность и производительность», «Прибыльность», «Администрирование и менеджмент в бизнесе». «Организации в бизнесе» (121, с. 423).

Возможно, в связи с  тем, что слово «бизнес» для англоязычной среды представляется самодостаточным и понятным, более наполненные определения этого термина находятся не в энциклопедических изданиях, а в толковых словарях.

Так, «American Heritage Dictionary» приводит следующие варианты словоупотребления данного понятия:

«Бизнес — 1. Занятие, в которое  вовлечен человек. 2. Коммерческие, промышленные или профессиональные сделки. 3. Коммерческое предприятие. 4. Объем коммерческой торговли (напр., Бизнес пришел в упадок). 5. Патронаж, управление (напр., Распространить свой бизнес повсюду). 6. Интерес или озабоченность. 7. Серьезная работа (напр., Погрузиться в бизнес). 8. Синоним «дела», «предмета». 9. Внезапное действие, совершаемое актером на сцене для заполнения паузы. 10. Словесное (неформальное) оскорбление, нагоняй (напр., Что за дела с твоими опозданиями?)» (106, с. 118).

В свою очередь, популярнейший  толковый словарь Уэбстера, в дополнение к изложенным вариантам повседневного  словоупотребления, добавляет специальную  статью:

«Бизнес — коммерция, торговля, индустрия, транспорт — означает такие формы активности, которые  имеют своим результатом предоставление услуг и предметов потребления. Бизнес как составное понятие  включает в себя обозначение этих сложных видов деятельности, связанных  с закупкой и продажей предметов  потребления или с финансовыми  взаимодействиями людей; так, коммерция и торговли —деятельность тех, кто связан с обменом и транспортировкой предметов потребления; индустрия — деятельность тех, кто производит предметы потребления... транспорт — деятельность тех, кто вовлечен в операции людских и товарных перемещений (железные дороги, корабли, автобусные линии и т. п.)» (152, с. 113).

С французским изяществом, не вдаваясь в излишние экономические  и социальные подробности, исходя, прежде всего из здравого смысла и утвердившихся  способов употребления иноязычного  слова в собственной культуре, подходит к пониманию бизнеса  французский толковый словарь «Grand Larousse». Его определение гласит следующее: «Бизнес (работа)— 1. Активность, направленная на финансовые и коммерческие дела (напр. Иметь чутье на бизнес). 2. Работа (напр., Пойти в бизнес). 3. Запутанное или сомнительное дело (напр. Это что еще за сделка?). Аналогично просто определяется здесь и слово «бизнесмен»: бизнесмен — это «деловой человек» (125, с. 463).

Список подобных определений  можно было бы продолжить. Однако во многом они повторяли бы друг друга, уже не сильно проясняя ситуацию. Попробуем  просто подвести некоторые промежуточные  итоги того. Что мы увидели, заглянув в словари.

Как минимум из сказанного ясно, что «бизнес» — это слово. Связанное с деловой активностью. Область этой активности относится к процессам купли-продажи, а также к производству, финансам, торговле или услугам. Все авторы едины в том, что доминирующий мотив бизнеса — это получение прибыли, хотя в некоторых случаях речь идет также о не очень понятных пока «усовершенствованиях». При этом если англоязычные авторы подчеркивали главным образом конструктивные стороны бизнеса, то россияне и французы не преминули отметить сомнительные или прямо негативные аспекты этого вида деятельности.

Из определений американских справочных изданий становится понятной одна из возможных причин того, почему «психология бизнеса», при всей страсти  американской психологии к поиску новых  исследовательских областей и четкому  обозначению границ между ними, не стала специальным предметом анализа. Эта причина — чрезвычайная сближенность в повседневном языковом словоупотреблении «занятости», «занятия» и «бизнеса» как специфического вида деятельности. Если в российской ситуации новая деятельность вошла в повседневный быт вместе с достаточно новым словом, имевшим до того лишь ругательный оттенок (что, впрочем, в силу особенностей российского менталитета могло добавить этому термину авторитета и популярности), то в англоязычных странах происходит обратный процесс отделения нового значения слова от традиционных вариантов его употребления.

Если сказанное верно, то для исходного формального определения понятия «бизнес» информации, обнаруженной в справочных изданиях, было бы и достаточно. Для продолжения разговора нас вполне устроит тот вариант «профессионального» (в отличие от бытовых, обыденных словоупотреблений) определения бизнеса, который приводится в словаре Уэбстера.

Однако для более серьезного понимания собственно психологии бизнеса, наполненной бесконечным разнообразием  дел, событий, людей, страстей и отношений, этого десятка слов о бизнесе  явно недостаточно. И поскольку в  этой картине на равных сталкиваются Человек со своим устройством, желаниями  и возможностями и Бизнес со своими внутренними законами, необходимо продолжить наше исследование.

Попробуем несколько развернуть призму анализа и взглянуть на бизнес под другим углом: сравнить общеизвестные  представления о бизнесе с  тем, что характеризует другие виды деятельности.


 

Бизнес ближе  всего к такому виду человеческой активности, как спорт, с точки  зрения доминирования и там и  здесь ценности успеха. Как и в спорте, в бизнесе важнее всего достижения и успехи. Главная цель профессионального спортсмена — стать первым, а достижения его измеряются по вполне определенной шкале, от кандидата в мастера спорта до чемпиона мира или олимпийских игр. Для бизнеса не менее важно постоянное измерение уровня своего успеха в сравнении с другими. Уровень, которого достигает бизнесмен, демонстрируется не кубками и медалями, лежащими в шкафу, но показателями долей рынка, оборота и прибыли, отделкой офиса, а зачастую — сопутствующим арсеналом внешних признаков успеха: костюмом, аксессуарами, автомобилем и пр. Спортивные олимпиады и соревнования заменяются рейтингами оборота и прибыли фирм, работающих в одних сферах бизнеса, а высшие спортивные достижения вроде титула чемпиона мира — строками в Книге рекордов Гиннесса, посвященными владельцам наиболее крупных состояний.

Как и в спорте, развитие бизнеса идет в условиях жесткого конкурентного состязания, в повседневной жизни следующего как писаным (в законах) правилам, так и неписаным нормам деловой  этики. Спортсмены и бизнесмены одинаково  ревниво относятся к достижениям  друг друга, поскольку часто победа одного — это исчезновение возможностей для другого. Также пристально изучаются  особенности конкурентов, методы их работы, сильные и слабые стороны, намерения и решения.

В бизнесе, как и  в спорте — на старте, в массовых состязаниях и дворовом футболе, начинают пробовать себя многие, но остаются профессионалами спорта и  бизнеса значительно меньшее  количество людей, а в «бизнес  высших достижений» проходят лишь единицы.

Различие «индивидуальных» и «командных» видов спорта, существенное для организации тренировок, технологии подготовки и связанное с психологическими особенностями спортсменов (известно характерное высказывание тренеров: «Ты не командный игрок»), может напрямую соотноситься и с организационными формами развития бизнеса, где также на определенных этапах существует возможность выбора между «индивидуальной игрой» руководителя бизнеса и «командным взаимодействием» группы учредителей или акционеров.

Однако при всем сходстве этих видов деятельности в  практике бизнеса спортсмены не так  часто становятся хорошими бизнесменами, как это можно было бы предположить. Однозначного понимания причин этого  у нас нет, хотя отдельные наблюдения показывают, что экс-спортсмены, чрезвычайно активные и целеустремленные на начальных этапах становления бизнеса, часто теряют темп сразу после появления первых ощутимых результатов. Используя военную терминологию, их отличает нечто вроде «психологии десантников», ориентированных на захват ключевых позиций и удержание их до подхода основных сил. Стремясь к достижению первенства, спортсмены часто теряются после того, как захватывают лидерские позиции, и вскоре утрачивают все плоды своих достижений. Чрезвычайно успешные в тактике, они зачастую оказываются неспособными работать в долгосрочной стратегической перспективе.

Человек бизнеса

 

Глава 4. Действующие лица и исполнители на сцене бизнеса

Теперь, когда нам удалось  что-то выяснить о природе бизнеса  как вида деятельности, настало время  обратиться к субъекту этой деятельности, то есть к Человеку бизнеса.

Слово, обозначающее человека бизнеса, бизнесмен пока еще режет ухо российскому гражданину, хотя, к примеру, все уже привыкли называть представителей спорта спортсменами, а шахматных мастеров — гроссмейстерами. В официально-газетной и административной лексике чаще используется другой термин — предприниматель, однако мы считаем, что это последнее понятие гораздо уже по смыслу, эти оттенки значений будут подробнее рассмотрены ниже.

Первая задача, которую  нам необходимо решить в рамках данной темы,— это ввести «область допустимых значений». Кого можно называть человеком  бизнеса? Будем ли мы относить к бизнесменам  всех действующих в сфере бизнеса  или же необходимо провести какую-то разграничительную линию и отделить «чистых от нечистых», «настоящих»  людей бизнеса от тех, кто соседствует  с ними? Необходимо ли для понимания  ключевых моментов психологии бизнеса  разбираться со всем потенциальным  составом действующих лиц «игры  в бизнес», или, так же как на сцене, можно отделить главных героев от «массовки», от тех, кто разнообразит и украшает действие, но не играет основополагающей смысловой роли.

Действительно, в сфере  бизнеса действует внушительное многообразие фигур. Они различаются по сферам деятельности: торговцы, финансисты, банкиры, страховщики, промышленники, рекламисты, консультанты и другие. Внутри этих сфер существуют также свои специальности и специализации: дилеры, андеррайтеры, коммивояжеры, брокеры, маклеры, мерчандайзеры, промуотеры, логистики. Какие-то термины больше говорят нам о размерах бизнеса, например «руководитель холдинга», «оптовик» или «лавочник». Есть также и обозначения для позиций, занимаемых людьми в иерархической структуре бизнеса: «президент», «генеральный директор», «управляющий» или «специалист», «исполнитель».

Несмотря на несомненную  значимость и самостоятельный интерес, которые представляет каждая из этих позиций в бизнесе, в этой работе мы не будем интересоваться ни профессиональной специализацией, ни особенностями, связанными с размерами осуществляемого  дела. Надеемся, что когда-нибудь и  у нас в стране будет написано много книг с соответствующими названиями и полезным содержанием — «Психология  банкира», «Психология дилера», «Психология  управляющего» и т. п. Но предмет  нашего обсуждения — это психология бизнеса в целом, и поэтому  мы должны выбрать для себя более  широкий и обобщающий срез.

Основным критерием, который  мы будем считать принципиальным для определения статуса Бизнесмена, выступает одновременное сочетание  права собственности и факта  управления своим предприятием. И  изнутри самого бизнеса такое  различение достаточно очевидно. Оно  выделяет собственников, владельцев и  хозяев бизнеса, тех, кто ежедневно  рискует своим состоянием, своей  судьбой и судьбами других людей  среди наемных работников любого ранга: от управляющих, финансовых и  коммерческих директоров, высококвалифицированных  специалистов до рядовых исполнителей, секретарей, водителей, клерков. Только тех, кто вкладывает свои средства и  имущество в бизнес, одновременно принимая на себя ответственность за его развитие, мы можем считать  настоящими Бизнесменами, и в основном именно о них будет идти разговор в этой книге. Остальные фигуры —  даже специалисты высокого класса —  в случае неудачи предприятия  Бизнесмена рискуют своим заработком, своим рабочим местом, но не делом, как таковым. Они станут предметом  нашего рассмотрения лишь в той мере, в какой это необходимо для  понимания всей сложности задач, стоящих перед главным действующим  лицом бизнеса.

Хотя такое разграничение  представляется достаточно естественным и привычным для юристов и  экономистов, отметим все же. что, принимая его, мы нарушаем некоторые из сложившихся психологических традиций. Об этом можно судить, например, просмотрев многочисленные каталоги одного из наиболее популярных реферативных изданий в области психологии «Psychological Abstracts». В предметном указателе практически каждого из выпусков этого издания присутствует термин «бизнес». Однако 9/10 реферируемых здесь исследований посвящены психологии наемных работников и чаще всего связаны с проблемами утомления на работе, мотивации и отношения к труду, психологическими характеристиками отдельных профессий и специализаций, вопросами обучения менеджеров и управляющих и т. п. Практически все результаты подобных исследований с одинаковой легкостью могут быть транспонированы и на другие виды деятельности — работу в государственных или «нон-профитных» организациях, на производствах любой формы собственности, организацию управления и процессы обучения. И даже оставшаяся 1/10 публикаций относится не столько к фигуре Бизнесмена, сколько к анализу специальных видов деятельности или процессов, существующих или развивающихся в бизнесе — например, системы управления по результатам или системы управления качеством.

Эта позиция классической «академической» исследовательской  психологии легко объяснима с  точки зрения заказчика — ведь именно бизнесмены чаще всего оказываются  заказчиками подобных исследований, и цель их — повысить управляемость  своих предприятий, найти новые  рычаги и средства для повышения  их эффективности. Понятно также, что  задача познания себя и своих индивидуальных особенностей, позволяющих эффективно «делать бизнес», далеко не так часто  осознается или признается владельцем бизнеса в качестве задачи для  академических исследований. Поэтому  ценную информацию о психологических свойствах фигуры Бизнесмена гораздо чаще можно встретить у тех, кто прямо контактирует с ними — в работах финансовых и управленческих консультантов, юристов и адвокатов, биографиях и автобиографиях самих бизнесменов и т. п. Именно подобные работы могут оказаться для нас особо ценным подспорьем в понимании психологии бизнеса и психологии бизнесмена.

Следующий вопрос, который  встает в нашей работе, — выбор  способа исследования и описания фигуры Бизнесмена, который мог бы стать оптимальным для анализа  его психологических особенностей.

В наиболее привычной для  академической психологии перспективе  оптимальным мог бы выглядеть  следующий вариант: проведение массы  сопоставительных исследований особенностей психических функций — мышления, внимания, памяти, навыков и др., или  же сочетаний личностных характеристик  бизнесмена Кузнецова, бизнесмена Смита, бизнесмена Ковальского и многих других бизнесменов. Тщательное сравнение  показателей функций или личностных характеристик между собой проявило бы их статистически значимые сходства и различия. Явно или неявно мы могли  бы предположить, что различия параметров можно отнести в фонд общечеловеческих качеств, а то, что окажется общим, и может считаться отличительным  свойством человека бизнеса.

Но хотя подобный подход имеет полное право на существование, нам он не представляется ни простым, ни продуктивным.

Из многолетних занятий  психологией нам известно, что  подобного рода проекты, иногда грандиозные  по своим масштабам. проводились и продолжают проводиться регулярно в рамках так называемой «trait psychology» («психологии черт»), «психологии индивидуальных различий» («differencial psychology») и в других направлениях психологии. Они направлены на поиск отличительных. уникальных особенностей людей науки, военных и других социальных групп и профессий с целью определения необходимых индивидуальных качеств для различных видов деятельности. Однако результаты множества подобных проектов оказывались в конечном счете достаточно своеобразными.

Типичная картина, наблюдаемая  в итоге, обычно состояла в том, что  со временем в рамках этих исследовательских  направлений выделялось несколько  лидирующих авторов, школ или теорий, каждая из которых утверждала, что  для человека науки, настоящего военного или представителя другой профессии  ключевым является такой-то или такой-то набор свойств. Но при любой попытке  сравнить эти наборы свойств между  собой возникали совершенно разные, иногда даже прямо противоположные  человеческие образы. И хотя апологеты этих подходов до бесконечности готовы отстаивать свою правоту, многие сторонние аналитики не без основания приходят к выводу: подобные результаты означают, что наукой, военным делом и другими профессиями с одинаковым успехом могут заниматься очень разные по своему устройству люди, а причины их успеха необходимо искать не в стабильном наборе психологических черт или свойств личности, а в чем-то ином.

Основываясь как на своих  наблюдениях, так и на мнениях  многочисленных авторов, описывающих  свою работу в бизнесе и свои впечатления  от Человека бизнеса, мы убедились в  том, что здесь в одинаковой мере могут быть успешными очень разные по своему психологическому складу люди. Сталкиваясь с одной и той  же проблемной ситуацией, одни из них  призывают на помощь свою коммуникабельность, другие — эрудицию и здравый смысл, третьи — фантастическую активность, четвертые — что-то иное.

Но главное, что делает бесперспективным анализ с точки  зрения психологии «черт», — это  отсутствие реальной потребности в  такой работе. Ведь главный смысл, социальный заказ и направленность «дифференциальных» исследований личности, ее свойств и психических функций  — это всегда в конечном счете оптимальный отбор и подбор людей на соответствующие позиции. Но задачи подбора бизнесменов не существует. Она, в соответствии с природой самого бизнеса, решается методом естественного отбора.

Бизнесмена может интересовать и реально интересует вопрос о  психологических свойствах исполнителей, поскольку они должны являться эффективными проводниками его воли, реализаторами его целей и устремлений. Применительно же к себе самому его интересует только один вопрос — не то, каким он должен быть, ввязываясь в дело, а что ему делать для того. чтобы не проиграть. а точнее — выиграть в этой игре.

Однако главная характеристика игры, в которую он играет. бизнеса как деятельности в отличие от многих других видов активности состоит в том, что эта деятельность постоянно развивается, меняются ее правила и условия, и человек вынужден постоянно изменяться сам в соответствии с этими новыми правилами.

Спасает в этой ситуации только то, что в самих этих изменениях есть своя логика. Поэтому оптимальным  при размышлении о психологии Бизнесмена мы считаем динамический подход, следование за Бизнесменом  по пути его развития. Всем известно, что ступить на дорогу бизнеса  может практически каждый человек. Но удержаться на этой дороге долгое время, а тем более пройти по ней значительный отрезок пути по направлению к  манящим горизонтам удается немногим. Статистика свидетельствует, что в  странах с развитой экономической  системой не более 20 % людей, пробующих  себя в бизнесе, остаются в нем  по истечении 5—8 лет. Что помогает выжить в бизнесе на разных этапах его  развития? Что приводит к неудаче  тех, кто проигрывает эту игру? Именно эта линия будет для  нас основной в построении логики дальнейшего движения.

Так как аппарат академической  психологии мало пригоден для решения  этой задачи, мы будем использовать в своем анализе достаточно свободный  жанр практической психологии, опирающийся  на описание и на тот метод познания, который один из авторов данной книги  в свое время назвал методом «проживания», не подозревая, что почти за 40 лет  до того, в 1947 г., группа учеников Курта Левина — Леланд Бредфорд, Кен Бенни, Рэнсис Лайкерт и Уоррен Беннис — разработали нечто подобное в качестве оптимального обучающего средства для практической работы с организациями в бизнесе, назвав этот метод «experiential learning». т.е. «обучение на основе переживания опыта» (см. 112).

Два других методологических приема, которые мы будем использовать в этой работе, можно было бы назвать  «методом призмы» и «методом луковицы».

«Метод призмы» сводится к тому, что по ходу развития темы мы постоянно будем менять угол зрения и обращаться к поиску важных для понимания психологии бизнеса моментов то с точки зрения требований деятельности, то в контексте отношений с другими людьми, то с точки зрения организации и так далее, В противном случае мы можем легко уподобиться троим слепым из известной восточной притчи, у каждого из которых было свое мнение о слоне, которого им довелось потрогать. Один из них, ощупавший ногу, заявлял, что слон — это как бревно. Другой, трогавший хобот, говорил, что слон — это как змея. Третий, которому достался хвост, говорил, что слон — это как веревка. Как известно, эта дискуссия закончилась дракой между уважаемыми оппонентами: нам хотелось бы избежать подобной участи.

«Метод луковицы» исходит из того, что, вообще-то говоря, психология человека — это удивительно сложное и глубокое устройство. О ней можно говорить на разных уровнях и, соответственно, на разных языках. Мы решили попробовать здесь путь поэтапного следования от наиболее поверхностных уровней, начав с описания деятельности и ее очевидных требований к человеку, и осторожно продвигаться вглубь, разбираясь слой за слоем с различными пластами психологических особенностей: ролевым поведением, межличностным взаимодействием, установками и аттитюдами, мотивацией и т. д.

Для начала разговора о  Человеке бизнеса мы сочли целесообразным остановиться на языке и способах описания, характерных для теории ролей. Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. И в то же время, вводя понятие индивидуального стиля исполнения ролей, этот подход оставляет достаточно широкое пространство для понимания большого спектра вариаций и различий, наблюдаемых в поведении людей, эти роли исполняющих.

Напомним несколько ключевых положений этой теории. «Весь мир  — театр, все люди в нем —  актеры, и каждый не одну играет роль»,—  сказал великий Шекспир. И если рассматривать  мир как сцену, то нам действительно  приходится играть на этой сцене великое  множество ролей. Мы все — сыновья  и дочери, мужья и жены, подчиненные  и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и  т. д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.

Роли отличаются от других вариантов состояний и поведения  человека — таких, например, как  «веселый» и «грустный», «интроверт»  и «экстраверт»,— главным образом  тем, что они вырабатываются в  ходе человеческой истории как некие  обобщенные модели выполнения социальных функций, требуемые образцы поведения  человека. Соответственно, возникают и некоторые представления о том, как эти роли должны «правильно» исполняться. Эти представления именуются в социологическом языке «экспектациями» — ожиданиями-требованиями к носителю роли со стороны окружающих.

Именно поэтому о человеке «в роли» всегда есть возможность  говорить как о хорошем или  плохом родителе, руководителе, программисте или бизнесмене, тогда как вряд ли возможно сказать, хорошо или плохо человеку удается «веселое» или «интровертивное» состояние.

При явно «внешнем», социальном происхождении ролей они всегда реализуются конкретными людьми и становятся частью их самих, их индивидуальной истории. Последовательное выполнение ряда ролей — «послушного ребенка», «успешного школьника», «студента» или  «рабочего» — есть условие перехода во взрослый мир, освоения профессий, достижения успехов в жизни. Мы в разной степени  сживаемся с нашими ролями, иногда даже срастаемся с ними: руководитель продолжает процесс руководства  в семье или в дружеской  компании; программист не мыслит своей  жизни без компьютера. Какие-то из ролей всегда ближе и роднее нам, какие-то — дальше и более чужды. Наши роли — это неотрывная часть нашего Я, но ими не исчерпывается это Я.

С этой точки зрения Бизнесмен  — это обобщенное название социальной роли. исполняемой людьми в бизнесе. Точно так же, как любой человек, действующий в науке, исполняет роль Ученого, а любой офицер — роль Военного.

Но в судьбе каждого  конкретного действующего лица, играющего  одну из этих крупных ролей, отчетливо  видны этапные состояния, сменяющие  друг друга. По крайней мере до тех пор, пока человек действует в бизнесе, науке или на военном поприще. Для военного существует возможность пройти путь от младшего офицера до полковника и затем — до генерала, а от ученого ожидают преодоления им этапов от аспиранта к старшему научному сотруднику и профессору, а потом — к академику. Не каждому суждено пройти этот путь до конца и стать генералом или академиком, однако именно этот путь целиком и представляет собой судьбу роли, которой посвящает себя человек, пришедший в эту сферу деятельности. Длина пройденного пути часто является самостоятельным мерилом успеха освоения роли для самого человека и для тех, кто оценивает его со стороны.

Можно ли выделить подобные этапы развития роли Бизнесмена? По нашему представлению, несомненно. Их существует как минимум четыре. Они  достаточно широко известны, хотя и  анализируются часто совершенно в разных контекстах и не всегда логически связываются между  собой. Это роли Предпринимателя, Менеджера. Инвестора и Лидера. Они различаются  между собой точно так же, как  различаются роли аспиранта, научного сотрудника, профессора и академика  в науке, и мы можем рассматривать  Предпринимателя, Менеджера, Инвестора  и Лидера как некие этапные  ипостаси роли Бизнесмена, которые  последовательно должен осваивать  человек, посвятивший себя бизнесу.

Попробуем последовательно  рассмотреть ключевые характеристики этих этапных состояний и понять их сущностные особенности. Но главное  — нам важно попытаться увидеть, насколько сложным, требующим от человека качественных психологических  изменений в себе и своей деятельности может оказаться переход от одной  из этих позиций к другой.

 

 

Страница: 15 из 105;   <<назад ^ вперед>>

Глава 5. Предприниматель

Предприниматель — первая ступень на пути вхождения в бизнес. Предпринимательство — это качество, на котором базируется бизнес. Термин «предприниматель» часто употребляется  как полный синоним слова «бизнесмен», то есть он рассматривается как та самая ключевая фигура, которая делает бизнес. Эти утверждения как истины в последней инстанции повторяет  практически каждая из многочисленных книг, посвященных предпринимательству.

При встрече с такими простыми формулировками легко может сложиться  впечатление, что и сама суть предпринимательства, особенности человека-предпринимателя  представлены с подобной же ясностью, и достаточно ознакомиться с ними, чтобы понять все те требования, которым должен отвечать человек, желающий справиться с этой ролью.

Подобных определений  действительно много, они часто  повторяют друг друга, так что  мы с удовольствием предоставляем читателю возможность ознакомиться с относительно небольшой выборкой требуемых предпринимателю свойств. В этот список, составленный на материале всего трех современных изданий, входят (для простоты перечисляем в алфавитном порядке) адаптивность, активность, вера, воля, воображение, гибкость, деловитость, жизнелюбие, изобретательность, индивидуализм, инициативность, интуиция, контроль, находчивость, новаторство, образованность, оборотистость, оптимизм, ответственность, поиск новых решений, практичность, предприимчивость, самокритичность, свобода распоряжения средствами, склонность к риску, смелость, способность развиваться, умение контактировать с людьми, умение планировать (см. 2, 21, 63).

Это яркий пример того результата, который всякий раз получается при  попытке описания той или иной роли через требуемую систему  черт. Читатель легко может применить  этот набор свойств к себе и  оценить, в какой мере он пригоден к роли Предпринимателя. Если ответ  будет положительным, то придется признать, что наш читатель — Герой, или, другими словами, совершенный человек, потому что все эти характеристики, в жизни достаточно редко сочетающиеся в одном индивиде, в совокупности есть не что иное, как описание свойств роли Героя практически в любой культуре и в любом виде деятельности.

Но как же тогда быть с тем не отрицаемым никем фактом, что предприниматели — это самое многочисленное племя в бизнесе, что это тот самый «дворовый футбол», для многочисленных представителей которого тренировки на маленьком поле — только первые шаги на фоне заманчивой перспективы со временем попасть в «высшую лигу» бизнеса. Конечно, можно согласиться с тем, что в душе каждый из начинающих футболистов — Герой, но утверждать, что каждый из них уже обладает всей этой массой великолепных качеств, было бы по меньшей мере неосторожно.

Попробуем подойти к пониманию  роли Предпринимателя повнимательней и посмотреть, все ли качества из этого списка равноценны для человека, входящего в бизнес, и существуют ли здесь какие-то приоритеты, связанные с особенностями пути, который проходит человек в бизнесе. И первое, что хотелось бы сделать в этой связи,— это развести три разных понятия, которые часто сливаются при анализе феномена предпринимательства.


 

Предприниматель, предприимчивость и дух предпринимательства

Прежде всего попробуем  развести три внешне сходных, но. по сути, существенно различных предмета обсуждения — это Предприниматель как роль в бизнесе, предприимчивость как особое качество, присущее человеку независимо от того, в какой сфере деятельности оно проявляется, и дух предпринимательства как характеристика состояния людей определенной исторической эпохи. Первое — главный предмет нашего обсуждения, последнее — просто удачный художественный образ. А предприимчивость как качество наверняка знакомо каждому человеку, который хоть раз в жизни решил попробовать себя в новом и нестандартном деле: поехать в отпуск в новое место, приобрести то, чего еще нет у других, устроить своего ребенка в супершколу или сад, посадить то, что еще не росло на участках у соседей.

Что касается «духа предпринимательства», то даже самый мимолетный взгляд на историю позволяет увидеть, что  это явление обнаруживается далеко не только в самое последнее время  и не только в связи с бизнесом. Мы можем вспомнить эпоху «пионеров», покорявших пространства Америки на рубеже последних веков. экспедиции мореплавателей, военные походы и набеги, миграции племен и народов, миссионерскую деятельность церкви. Только в этом контексте становится понятным, почему В. Зомбарт, наряду с купцами, относил к предтечам предпринимателей морских пиратов и разбойников, промышлявших на оживленных морских путях, авантюристов, путешественников, феодалов и даже государства.

Однако понятие о духе предпринимательства можно распространить еще шире, и тогда даже сторонники искать причины всего и вся  в генах и наследственности легко  найдут аргументы в пользу того, что предпринимательство — это  врожденное, генетически заложенное качество не только человека, но и животных. Достаточно вспомнить, например, один из нашумевших в свое время экспериментов  с крысами.

Он состоял  в том, что различным популяциям крыс — животных на удивление ловких и сообразительных, чей уровень  интеллекта среди многочисленных представителей животного мира не может не вызывать почтения, — предлагалось на какое-то время поселиться в специально сконструированном  помещении, поделенном на две половины, условно обозначаемые как «крысиный  рай» и «крысиный ад». В первой половине, как это и следует  из названия, было все, чего только может  пожелать крысиная душа: вкусная пища, приятная музыка, радующее глаз освещение, нежные самки, интересные игрушки для  развлечения. Во второй, с точностью  до наоборот, все то, что приводит крыс в ужас: неприятные звуки, колючки и ловушки, электрические разряды, омерзительные запахи...

Наблюдения за самыми разными группами крыс, попадавшими  в это помещение, дали удивительный результат. Практически все крысы, вдоволь насладившись прелестями «рая», в силу своего врожденного любопытства  рано или поздно засовывали свой нос  в дверцу, ведущую в «ад». Получив  электрический разряд по носу, услышав  ужасный звук или еще что-либо в таком роде, подавляющая часть  из них тут же возвращалась в свой райский «санаторий» и больше думать не смела о том, чтобы искать приключений. Так делало подавляющее большинство — но не все. От 10 до 20 % крыс в каждой популяции, слегка оправившись от потрясения, вновь и вновь отправлялись на исследование «ада» — до тех пор пока не осваивали его целиком.

Впрочем, любителей генетического  объяснения всего и вся может  несколько остудить тот факт, что  поиски причин подобного поведения  крыс-«предпринимателей» показали, что  часть из них — причем часть  статистически значимая — имела  в своей биографии любопытную особенность. В крысиных сообществах  для каждой особи мужского рода крайне значимо — не менее значимо, чем  в обезьяньих стаях или человеческом обществе — место в иерархии отношений. Цель каждой крысы — пробиться  наверх, уровень за уровнем, от презренной «дельты» к вожделенной «альфе», к позиции вожака стаи. Отличительной  же особенностью наших искателей  приключений было то, что они в  какой-то момент потерпели на этом пути фиаско и по каким-то причинам не получили «допуска» на следующий уровень  или были свергнуты с него на низший.

Можно было бы заложить и  этот эксперимент в основу концепции  предпринимательства. Но мы предпочитаем избрать другой путь — отдав должное  красивой, но несколько фантазийной  идее «духа предпринимательства», все же отделить от него как самостоятельное и независимое представление о роли Предпринимателя в бизнесе.

Следует сказать также  несколько слов и о предприимчивости как качестве. Несмотря на очевидное  желание заявить о несомненной  связи этого психологического свойства человека с успешным продвижением его по пути бизнеса, мы не можем привести тому объективных доказательств. Хотя предприимчивые люди обычно проявляют себя успешно в самых разнообразных видах деятельности. В том числе и в психологии или около нее. Сошлемся здесь на пример человека, который, имея развитые предпринимательские свойства, так и не стал предпринимателем и бизнесменом. Главным образом потому, что этот человек был устремлен к другой цели и стал в результате достаточно своеобразным психологом и социальным философом. Интересны его в достаточной мере профессиональные размышления о происхождении собственных предпринимательских качеств. Тем более что они были высказаны просто «по поводу» в разговоре совсем на иную тему. Речь идет о воспоминаниях Г. Гурджиева.

«Вопрос, который  мне задали, всегда интересует очень  многих... Даже ближайшие ко мне люди не знают, откуда приходят ко мне деньги для колоссальных расходов, которые  я нес все эти годы... Необходимым  условием существования (моего предприятия) была его независимость.

Я значительную часть  своей жизни занимался всякого  рода коммерческими и финансовыми  делами и хорошо знал людей. И кроме того, мое воспитание и образование, с моей точки зрения, приближались к идеалу, что также способствовало формированию деловых качеств.

Сильнейшее влияние  на меня в детстве оказал отец, который  понимал воспитание по-своему... Все  детские игры, даже самые обычные, обогащались моим воображением, в  котором я все стремился делать не так, как это обычно делают, а  совершенно особым способом...

Наиболее характерным  воспитательным методом моего отца был следующий: как только он замечал, что я особенно увлекался каким-нибудь ремеслом и оно начинало нравиться мне, то немедленно заставлял меня оставлять это дело и переходить к другому. Как я понял позже, его целью было не то, чтобы я узнал все виды ремесел, а развитие во мне способности преодолевать трудности, присутствующие в любой новой работе. И действительно, с того времени работа имела смысл и интерес для меня не сама по себе, а только как новое, неизвестное занятие. В результате я приобрел знания и навыки в огромном количестве профессий.... Благодаря изобретательности, широте взгляда и прежде всего здравому смыслу я стал способен схватывать из всей информации... самое существенное, оставляя в стороне пустой хлам.

Итак, в ранние годы я уже был достаточно хорошо подготовлен и способен зарабатывать много денег для обеспечения  непосредственных нужд. Однако... я не направил свои способности на зарабатывание денег... Я возвращался к зарабатыванию денег лишь время от времени, когда это становилось необходимо для моего повседневного существования, чтобы иметь возможность выполнить то, что было нужно для достижения цели, которую я поставил себе...» (22, с. 228—231).

Господин Гурджиев весьма красочно описал многое из того, что помогало ему достигать успеха в самых разных предпринимательских начинаниях. И все же, напомним, имея необходимые склонности, он так и не стал ни предпринимателем, ни бизнесменом. У него была другая цель в жизни.

Когда-то одному из авторов  этой книги довелось работать на сборочном  конвейере телевизионного завода. Одним  из самых сильных впечатлений  того периода было воспоминание о  людях, которые десятилетиями работали на этом конвейере, тысячи раз за день совершая одну и ту же простейшую операцию. Автора такая работа приводила в ужас, но эти люди были счастливы: они любили стабильность в своей жизни. Им не нужно было ничего Другого. Однако когда завод в силу отсутствия спроса на телевизоры практически закрылся, многие из этих людей занялись предпринимательством: ведь им нужно было кормить свои семьи. И поневоле обнаружили в себе необходимые предпринимательские качества. Поэтому, оставив в стороне художественные описания духа предпринимательства или перечни качеств, априорно необходимых для того, чтобы стать предпринимателем, попробуем просто посмотреть, как в сегодняшней действительности начинают путь реальные предприниматели.

Информация о работе Бизнес как деятельность