Бизнес-планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание

Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Планирование – это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………….5

1.1. Глобальные и локальные цели планирования…………………...5

1.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия………………………7

Глава 2. Разработка бизнес-плана………………………………………………14

2.1. Типы бизнес-планов……………………………………………….14

2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………...18

Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии…...23

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Бизнес-планирование на предприятии.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     Кроме авторов концепций, заложенных в  бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие  особенности кредитного рынка, наличия  свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группы специалистов по разработке бизнес-плана составляют экономисты, статистики, системщики.

     Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне  ее. Он необходим руководству фирмы  для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании обществ. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая – распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.

     Следует отметить, что бизнес-план активно  помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития производства у фирм-партнеров, изготавливающих в порядке кооперирования узлы, детали, выполняющих части технологического процесса. Либо обоснования изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурса, определяет необходимость соответствующего изменения операций по производству финального (конечного) продукта. В любом случае фирмы-участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.

     Как следует из характеристики сущности планирования, продукт этой деятельности – план – является, как правило, и достаточно объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности фирмы, и необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

     Соответствовать таким задачам может только целевой, программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности – получение максимальной прибыли от нее. Такой системный документ, структурированный по определенным разделам, получил название бизнес-плана.

     Среди тех функций, которые выполняет  этот плановый документ, можно выделить следующие:

     - обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;

     - планирование и прогнозирование  результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;

     - привлечение инвесторов, что особенно  важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов;

     - расширение круга предприятий-партнеров,  совместно реализующих разработанный  проект, либо расширение самого  проекта.

     Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование  деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; систему управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.

     Главная целевая направленность и отличительные  черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех  внешних условий и характеристик  рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).

     Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов.

     Структура бизнес-планов в целом, так же как  и внутренняя структура отдельных  их разделов, в основном однотипна  как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления.

     Наиболее  распространенные на предприятиях формы  бизнес-планов, как правило, содержат в себе:

     - титульный лист;

     - резюме;

     - меморандум конфиденциальности;

     - описание предприятия и отрасли;

     - анализ ранка сбыта;

     - существо предлагаемого проекта,  описание продукции, работ, услуг;

     - стратегию маркетинга;

     - инвестиционный план;

     - производственный план;

     - организационный план;

     - финансовый план;

     - стратегию финансирования;

     - оценку, анализ рисков и страхование;

     - выводы;

     - предложения.

     Как любой другой документ, бизнес-план начинается с титульного листа, на котором  отражены все исходные реквизиты  предлагаемого проекта – название и адрес фирмы – инициатора проекта, фамилии, имена его авторов, наименование и суть проекта, время и место его разработка. Эти реквизиты важны прежде всего не для самого предприятия (предпринимателя), собирающегося реализовать проект, а для других возможных участников его реализации – кредитных организаций, банков, инвесторов, потенциальных партнеров. Именно их для первоначального знакомства с проектом будут интересовать, прежде всего, и название предприятия (может, уже со сложившейся репутацией), и суть, и стоимость предполагаемого проекта.

     В отдельных случаях, по желанию разработчика бизнес-плана, составляется либо так  называемая вводная часть, либо резюме. Суть этой части бизнес-плана состоит, вне зависимости от ее формы, в  том, чтобы в сжатом виде, убедительно и четко информировать заинтересованные лица об основных положениях предлагаемого коммерческого проекта. При этом, конечно, необходимо определить: цель составления бизнес-плана; сферу будущей деятельности; за счет каких ресурсов она будет осуществляться; чем будущий продукт (или услуга) будет выгодно отличаться от аналогичной продукции конкурентов; каковы основные финансовые результаты с возможным расчетом размера продаж, выручки от реализации, затрат на производство и реализацию, прибыли, срока окупаемости затрат участников проекта. Не менее важны в резюме общие сведения об управленческом персонале, его доле в капитале предприятия, оценка факторов риска проекта, гарантии по возврату возможных кредитов и др.

     Учитывая, что именно резюме по определению должно сформировать возможную однозначную оценку проекта, его содержание и строение должны быть простыми, без применения специальных терминов, характерных для данной сферы деятельности.

 

      Заключение 

     В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

     Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящие внутри фирмы, так и с изменениями  на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов может быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов других организаций.

     Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами, позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиями.

     Особенностью  бизнес-плана как стратегического  документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы  бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые изучаются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т. е. отличаться научно-технической новизной, но и достаточно полно проработанными, показывать, какие затраты необходимы на их реализацию и что это экономически даст (какой доход принесет). Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. В то же время включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

 

      Список литературы

  1. Бизнес-план. Методические материалы. – 3 –е изд., доп./Под. ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 5-е изд., доп. и переработ. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004.
  3. Пелих А. С., Баранников М. М. Экономика машиностроения/ Под ред. Проф. А. С. Пелиха, Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  4. Дубровский В. Ж., Чайкин Б. И. Экономика и управление предприятием (фирмой). Екатеринбург, 2003.
  5. Зайцев Н. Л. Экономика организации. – М.: «Экзамен», 2000.
  6. Экономика предприятия: Учебник, Под ред. Проф. Н. А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998.
  7. Бизнес-план. Методические материалы/ Под ред. Проф. Р. Г. Маниловского. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  8. Бизнес-план. Рабочая книга. – СПб.: ЭИС, 1999.
  9. Липсиц И. В. Бизнес-план – основа успеха: Практическое пособие. – М.: Машиностроение, 2002.
  10. Пелих А. С. Бизнес-план, 7-е изд. М., 2003.
  11. Экономика отрасли: Учебное пособие/ Под ред. А. С. Пелиха. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003.

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии