Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:31, курсовая работа
Для достижения этого состояния бизнеса компании недостаточно обладать такими качествами, как гибкость и адаптивность, представляется, что сегодня подход к эффективному управлению бизнесом должен также учитывать разнообразные и постоянно меняющиеся потребности клиентов, удовлетворение которых возможно лишь путем «приспособления» каждого рабочего места не только к потребностям клиента, но и к потребностям самого работника.
Целью работы является изучение теоретических основ бизнес-планирования на предприятии и составление бизнес-плана. Исходя из цели, задачами работы являются: рассмотрение понятия и целей создания бизнес-плана;
изучение структуры типового бизнес-плана; анализ методик разработки бизнес-плана.
Введение 3
1. Понятие и цели создания бизнес-плана 6
2. Структура типового бизнес-плана 13
3. Методики разработки бизнес-плана 24
Заключение 28
Список литературы 30
Бизнес-план как результирующий документ процесса бизнес-планирования описывает основные аспекты будущего развития предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться в ходе реализации проекта, определяет способы их решения. Бизнес-план предназначен для обоснования целесообразности вложения ресурсов в проект путем расчета величины дохода, который позволит окупить все затраты. Этот документ призван описывать цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции. Таким образом, эффективный бизнес-план дает возможность:
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Рассмотрены некоторые варианты структуры бизнес-плана, предлагаемые различными авторами методических разработок по бизнес-планированию.
Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным.
Особую структуру и логику изложения имеет бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит для:
Наиболее популярной в России является структура бизнес плана, предлагаемая UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). Согласно стандартам, разработанным этой организацией, бизнес-план должен иметь следующее содержание:
1. Резюме.
Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.
Структура резюме должна состоять из 3-х частей:
Резюме должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы, но лучше, если резюме поместится на одной страницы. Резюме - это ключевая часть документа, “продающая” его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов6.
2. Возможности и условия привлечения инвестиций и заемных средств.
Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направления использования капитала.
Вопросы об источниках финансирования
могут иметь следующее
Предполагаемая система
Величина процентов и основных выплат по долгу. Только около трети российских предпринимателей указывают в своих бизнес- предложениях величины процентов по кредитам, а указанные проценты обычно предполагаются гораздо более низким, чем действующие на реальном ссудном рынке. Такой подход, естественно, не может заинтересовать потенциальных инвесторов. Кроме того, желательно указать распорядок выплат по финансовым соглашениям.
Список текущих кредитов фирмы (если они существуют), суммы и сроки выплат по кредитам.
При определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы их получения- от обращения в банк, к венчурным капиталистам и выпуска акции и облигации до поиска помощи у федерального правительства и муниципальных структур через государственные субсидии, схемы финансирования малого бизнеса и т. д.
3. План маркетинга.
Для того, чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана.
Мало просто произвести хороший продукт, предложить яркую техническую инновацию. Нужно также завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, которые обладают способностью оплачивать покупки, то есть создать платёжеспособный спрос на свой товар. В российском предпринимательстве не сложилась маркетинговая деятельность, среди всех элементов устойчивых традиций маркетинговой деятельности преобладает реклама. Между тем планирование маркетинга насущно необходимо.
Маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:
Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и отвечать на следующие вопросы:
Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку, поведенческим принципам и т. п. можно выделить, другими словами, каковы основные сегменты данного рынка? На какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?
На какое место (долю) в донном сегменте рынка может претендовать бизнес? Определяя свою позицию в рынке, намерена ли фирма потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?
Какова основная методика расчёта цены на товар фирмы? Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей?
Какие каналы распространения товаров будет использовать фирма? Будет ли она прибегать к услугам оптовых или розничных торговцев или предлагать товар потребителю напрямую, без посредников? Чем обоснован выбор тех или иных посредников?
Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своего товара? Какие из способов продвижения намерена применять? Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров? Будет ли организован отдел по связям с общественностью?
Будет ли фирма применять систему технических гарантий на свою продукцию? Как планирует организовать послепродажный сервис?
4. План производства.
Главное правило при написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инженерного образования.
Вместе с тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы и их обоснование - все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане.
Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчёты издержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы:
Каковы основные методы производства и технологии?
Какова общая структура производственного процесса, операции по выпуску товара? Возможно ли достижение преимущества в операциях? Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков.
Какое сырьё и материалы необходимы? Кто основные поставщики фирмы? Указать их имена и адреса.
Выявлены ли критические факторы (узкие места)? Ими могут быть поставщики, время, затрачиваемое на те или иные операции, и т. д.
Какие мощности необходимы для организации производства? Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты (издержки ), связанные с расширением мощностей, и период расширения?
Может ли предприятие рассчитывать на эффект масштаба производства? Какова предполагаемая структура издержек?
Как часты случаи дублирования, непредвиденные обстоятельства при выполнении производственных операции?
Как осуществляется контроль качества?
Описание оборудования, как существующего, так и необходимого, как осуществляется его выбор?
Где будет расположено производство? Требования к производству со стороны месторасположения и географических условий.
Какова рабочая сила,
необходимая для ведения
5. Организационный план.
Организационный план знакомит
с формой собственности, выбранной
фирмой, вопросами руководства, распределения
полномочий и ответственности, типом
организационной структуры
Ориентирами для составления плана могут служить следующие вопросы:
Какова форма собственности предприятия (товарищество, акционерное общество и т. д.)?
Кто основные пайщики или основные акционеры организации?
Схема представления акционера может быть такой:
Если форма собственности акционерная, то сколько акций и какого класса всего было выпущено и предполагается выпустить?
Каковы основные положения о правах голосования, процедуре выплаты дивидендов, финансовой конверсии для каждого класса акции?
Кто входит в состав совета директоров и правления корпорации? Перечислите членов совета директоров и правления с указанием имени, адреса, возможно, краткой биографической справки. Также необходимо указать должность, квалификацию, опыт, образование каждого из них. Лучше сделать это в виде короткого резюме.
В чём выражается участие собственников и совета директоров в повседневном управлении фирмой?
Как распределяются полномочия среди управляющих фирмы?
Каковы основные черты контрактов, заключаемых с менеджерами фирмы? Как осуществляется вознаграждение менеджеров?
Применяет ли фирма различные формы участия работников в акционерном капитале фирмы? Если да, то конкретно какие?
Каковы организационная структура фирмы, способ взаимодействия подразделения друг с другом? Структуру организации лучше изобразить в виде схемы, которая наглядно объяснит внутреннее устройство организации, взаимодействие различных его частей, направление организационных потоков.
Если фирма существует уже несколько лет, необходимо описать историю формирования собственности, изменения, которые произошли в ней. Рассказать также о родительской компании или дочерних обществах, если таковые существуют. С этой точки зрения схема организации может быть дополнена сведениями о доле акции, которая владеет каждая из компаний, и её права при голосовании7.
6. Финансовый план.
Цель финансового плана заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок.