Бизнес-планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание

Для достижения этого состояния бизнеса компании недостаточно обладать такими качествами, как гибкость и адаптивность, представляется, что сегодня подход к эффективному управлению бизнесом должен также учитывать разнообразные и постоянно меняющиеся потребности клиентов, удовлетворение которых возможно лишь путем «приспособления» каждого рабочего места не только к потребностям клиента, но и к потребностям самого работника.
Целью работы является изучение теоретических основ бизнес-планирования на предприятии и составление бизнес-плана. Исходя из цели, задачами работы являются: рассмотрение понятия и целей создания бизнес-плана;
 изучение структуры типового бизнес-плана;  анализ методик разработки бизнес-плана.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и цели создания бизнес-плана 6
2. Структура типового бизнес-плана 13
3. Методики разработки бизнес-плана 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_Бизнес-планирование на предприятии(1).doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

Финансовый раздел бизнес-плана  включает в себя:

  • калькуляцию себестоимости продукта;
  • прогнозирование спроса на продукцию с учетом ассортимента;
  • расчет цены реализации продукта;
  • план доходов и расходов;
  • план выручки;
  • балансовую прибыль;
  • прибыль до налогообложения;
  • чистая прибыль.

7. Экономическая эффективность

Кроме того, при составлении  бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.

Анализ чувствительности - это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта - затрат на исследование и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.

Чистая дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.

Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.

Чистая дисконтированная стоимость - это дисконтированная стоимость за вычетом первоначальных инвестиций.

Критерием эффективности  бизнес-проекта является положительная  величина чистой дисконтированной стоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителен проект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес-планирования позволяет снижать предпринимательских риск, избегать непроизводительных вложений капитала.

Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана - это определение точки безубыточности производства. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.

При составлении бизнес-плана  нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес-плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы.

Если бизнес-план составляется для достижения целей развития и  диверсификации в новые сферы  бизнеса для уже существующего предприятия, он должен дать ответ, не пострадают ли текущие, основные операции в связи с запланированными изменениями?

8. Риски и гарантии.

Следует признать, что  деятельность российских предприятий  сопряжена с таким уровнем  рисков, при котором западные предприниматели вряд ли начали бы свой бизнес. Все риски, возникающие в связи с осуществлением инвестиционных проектов и движением финансовых потоков, можно подразделить следующим образом: процентные, валютные, кредитные, бизнес- риски и инвестиционные.

Процентный риск возникает  из-за колебаний процентных ставок. Следовательно, это приводит к изменениям затрат на выплату процентов или  доходов на вложенные инвестиции.

Валютный риск можно  охарактеризовать как риск получения  убытков, возникающий в результате неблагоприятных краткосрочных и долгосрочных колебаний курсов валют. Косвенным образом валютному риску подвержена любая компания, сталкивающаяся с иностранной конкуренцией на внутреннем рынке.

 Кредитный риск  следует дифференцировать и рассматривать  в форме коммерческого (торгового) и банковского кредитов. Торговый кредитный риск для поставщика товаров или при предоставлении услуг заключается в неспособности клиента оплатить их в соответствии с договорными обязательствами, а для клиента - в состоятельности поставщика предоставить их. Бизнес-риск - это способность предприятия поддержать уровень дохода на вложенный капитал. В условиях акционерного общества он выражается в возможности поддерживать доход на акцию на не снижающемся уровне. Бизнес-риск возникает в тех случаях, когда коммерческая и хозяйственная деятельность компании оказывается менее успешной, чем была ранее или чем ожидалось. Инвестиционный риск - это риск потери всего инвестируемого капитала, а также ожидаемого дохода8.

Методы снижения рисков в отечественной экономике стали применяться сравнительно недавно и пока, к сожалению, они не так эффективны, как того хотелось бы. Главными из применяемых методов стали распределение риска и его страхование (или резервирование). Каждый предприниматель устанавливает приемлемую для себя степень риска. Для определения его уровня возможно использование статистических, экспертных, экономико-математических и комбинированных методов. Выбирая проект, необходимо рассматривать его во взаимосвязи с уже существующими производствами предприятия. В целях снижения риска выбирают производство таких товаров и оказание таких услуг, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, то есть при увеличении спроса на один товар (услугу) спрос на другой товар снижается (диверсификация вложений в производство). Обязателен учет рисков в плане финансирования, который должен быть нацелен на решение задач обеспечения своевременного потока инвестиций и снижения капитальных затрат и риска проекта за счет оптимизации структуры инвестиций и налогового планирования.

 

3. Методики разработки бизнес-плана

 

Для разработки бизнес-планов используются следующие методы:

  • экономико-математические методы: методы анализа количественного влияния факторов на изменение результативного показателя, метод корреляционно-регрессионного анализа, метод линейного программирования, метод динамического программирования и др.;
  • анализ основных показателей производственно-хозяйственной хозяйственной деятельности: анализ технико-организационного уровня, анализ производительности труда, анализ объема, структуры, качества продукции, работ и услуг, анализ затрат на производство и себестоимости продукции, анализ использования финансовых результатов и финансового состояния, рейтинговая оценка финансового состояния предприятия;
  • маркетинговый анализ: отраслевой, региональный анализ, анализ конкурирующей среды, сегментация рынка, ценообразование, каналы распределения, анализ емкости рынка и др.;
  • перспективный анализ: определение устойчивости, изменений экономических показателей, прогнозирование хозяйственной деятельности, обоснование перспективного плана, оценка ожидаемого выполнения плана9.

Известно, что предприятие в рыночной системе хозяйствования подвержено постоянным, во многом противоречивым изменениям и воздействиям. В дополнение к этому для российских условий характерна еще и неустойчивость законодательства.

Специалисты-рыночники считают, что чем больше рынка, тем важнее план. При этом план надо понимать как сбалансированный с ресурсами комплекс мероприятий, учитывающий возникающие в новых условиях риски потери средств и очень ограниченное воздействие государства на правила рыночной экономики.

Разработка бизнес-плана требует профессиональных знаний в области управления, финансах, маркетинге. Поэтому даже небольшие фирмы обращаются к экспертам за консультацией или к специалистам, предлагающим услуги по составлению бизнес-плана10.

Однако составление бизнес-плана требует личного участия руководителя или предпринимателя, открывающего свое дело. Руководящая роль первого лица в процессе бизнес-планирования обусловливает необходимость его участия в моделировании будущей деятельности, соизмеряя с ней свои силы, ресурсы предприятия, возможности привлечения дополнительных средств и их эффективное использование. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Включаясь в эту работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя — хватит ли сил довести его до успеха и двинуться дальше? Это не означает, конечно же, что не надо пользоваться услугами консультантов — наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.

Ни один юридический документ пока еще не закрепляет обязательности подготовки бизнес-плана. Не всегда его требуют даже банки, предоставляя кредиты. Но пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель оказывается не готов к ожидающим его неприятностям и начинает обычно лихорадочно импровизировать. А это чаще всего заканчивается плачевно. Поэтому лучше не пожалеть времени (несмотря на то, что для крупного проекта разработка бизнес-плана может продолжаться до 200 и более часов) и заняться бизнес-планированием, пользу которого подтверждает и зарубежный опыт.

При формировании бизнес-плана особое внимание надо уделить языку и стилю. В рамках подготовки плана правильно выбранный стиль изложения часто оказывается залогом успеха при привлечении инвесторов. Необходимо обратить внимание на двойственный характер бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой - средство рекламы. В соответствии с этой особенностью нужно выбрать и язык бизнес-плана. Он должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Часто специалист, составляющий бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды.

Он понятен только людям, работающим в той же отрасли, но малопонятен для инвестора, который обычно является специалистом в области финансового менеджмента и не разбирается в производственных тонкостях. Следует также сказать и об орфографии и пунктуации. Ошибки в этой области могут внушить читателю негативное отношение к автору плана, а, следовательно, и к предприятию в целом.

При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Часто неопытные предприниматели при составлении бизнес-планов используют прилагательные весьма экспрессивной окраски, однако лучше избежать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров. Однако, при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее. Рекомендуется также привести цитаты солидных авторов, которые подчеркнут идею, излагаемую в проекте. Конечно, ссылка на авторитетный источник не сможет заменить творческую мысль, но цитата может быть приведена, чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомого материала или обильной цифровой информации.

Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть выпущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чем больше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будет воздействовать бизнес-план на потенциального участника бизнеса.

 

Заключение

 

Итак, для процесса бизнес-планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия характерны следующие особенности:

  • комплексное рассмотрение всех компонент финансово-хозяйственной деятельности, принимающих участие в бизнес-планировании;
  • различие в отечественных и зарубежных подходах к организации бизнес-планирования, что объясняется спецификой экономических условий;
  • многообразие методов и моделей, поддерживающих процесс бизнес-планирования, выбор которых основывается на целевой направленности бизнес-плана.

Кроме того, определены важные отличия  методик составления бизнес-плана  в зависимости от его предназначения. Важнейшей задачей бизнес-плана  является то, что он становится главным финансовым документом, который используется для привлечения заемных средств на развитие компании.

В условиях развития рыночных отношений  финансовое состояние становится важнейшей характеристикой экономической деятельности предприятий всех форм собственности во внешней среде, которое определяет конкурентоспособность предприятия, его деловой потенциал, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы как самого предприятия, так и его деловых партнеров.

Финансовое состояние характеризует, насколько успешно предприятие осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность. Показатели финансового состояния отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Это становится особенно актуально на этапе привлечения дополнительных денежных средств посредством бизнес-планирования.

 

Список литературы

 

  1. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2009.
  2. Бизнес-планирование. Курс лекций./ Э.А. Уткин, Б.А.Котляр, Б.М. Рапопорт. - М.: Экмос, 2008.
  3. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  4. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. – М.: Ось-89, 2009.
  5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - М.: Проспект, 2009.
  6. Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2009.
  7. Найденков В. Бизнес-план. Теория и практика. - М.: Приор-издат, 2009.
  8. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособ. — М.: Финансы и статистика, 2009.
  9. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.: ЭКМОС, 2009.
  10. Найденков В. Бизнес-план. Теория и практика. - М.: Приор-издат, 2009.

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии