Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:29, курс лекций
Цели дисциплины. Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих образовательных целей:
- изучение содержания дисциплины. Освоение студентами знаний и действий специалистов в объективной области и предметной среде дисциплины;
- подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалистов в области бизнес-планирования.
Введение 5
Тема 1. Методологические основы бизнес-планирования 7
Тема 2. Сущность инвестиционного проекта 15
Тема 3. Принципы разработки бизнес-плана 22
Тема 4. Цикл инвестиционного проекта. Фазы проектного цикла. 32
Тема 5. Производственный план 42
Тема 6. Организационный план 50
Тема 7. План маркетинга 58
Тема 8. Анализ рынка 66
Тема 9. Финансовый план 76
Тема 9. Финансовый план 81
Тема 10. Анализ эффективности инвестиционного проекта 87
Тема 11. Формы и методы финансирования инвестиционных проектов 97
Тема 12. Особенности составления бизнес-планов 107
Рекомендуемая литература 116
Желательно как можно полнее определить предстоящие расходы, включая переменные расходы на производство и реализацию продукции, постоянные эксплуатационные расходы, выплату задолженностей и процентов по ним, выплату дивидендов акционерам компании, выкуп акций, расходы на приобретение нового оборудования, необходимые платежи в бюджет, страховые взносы и т.д. Таким образом, в дальнейшем возможно определить итоговый баланс денежных средств на конец периода (месяца, квартала, года) как сумму остатка (баланса) на начало периода и прихода денежных средств, уменьшенную на величину понесенных расходов.
В такой план необходимо включать только реальные поступления и расходы, планируемые на каждый конкретный период времени. Это должны быть фактически выплачиваемые деньги, а не обязательства, которые приняты на себя сейчас для того, чтобы заплатить по ним в будущем. Эти обязательства отражаются в проекте отчета о финансовых результатах деятельности и в балансе.
Необходимо составить таблицу плановых показателей движения денег по месяцам первого года и кварталам второго и третьего года примерно так, как составлялся проект отчета о финансовых результатах деятельности, с необходимыми комментариями. В дальнейшем можно сравнить плановые показатели с фактическими, что поможет вовремя выявить возможные отклонения, проанализировать причины их возникновения и предпринять адекватные ответные меры.
Конечно, такие детали, которые содержатся в отчете о движении денежных средств предприятия, могут раскрыть как сильные, так и слабые стороны деятельности фирмы. Поэтому информация носит конфиденциальный характер и желательно позаботиться о том, чтобы не было ее утечки.
Анализ безубыточности помогает определить тот минимально необходимый объем реализации продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не неся убытков. Задавая этот уровень или, как иногда говорят, «точку безубыточности», предприниматель сталкивается с задачей, от успешного решения которой напрямую зависит прибыльность или убыточность деятельности предприятия.
Для предприятий, производящих и реализующих один продукт, расчет точки безубыточности может быть довольно простым, но этот же расчет для предприятий, производящих и реализующих несколько продуктов, оказывается довольно сложным.
Рассмотрим методику расчета точки безубыточности. Формулу для определения минимально необходимого для безубыточной работы объема реализации продукции (ОбРбу) можно записать в виде:
ОбРбу = ПсР + ПрР,
где ПсР - постоянные расходы (в денежном выражении);
ПрР - переменные расходы (в денежном выражении).
Как уже отмечалось выше, когда обсуждались показатели, входящие в отчет о финансовых результатах деятельности предприятия, постоянные (фиксированные) расходы представляют собой неизменные, не зависящие от уровня реализации продукции затраты. Эти расходы должны быть оплачены, даже если предприятие не получит никакого дохода. К ним относятся: расходы на заработную плату штатного персонала, на аренду, отдельные виды налогов (например, на фонд оплаты труда) и обязательных платежей в бюджет (отчисления в пенсионный фонд, в фонд занятости и т.п.), выплата процентов по кредитам и займам, а также различного рода «скрытые расходы», например, амортизация.
Переменные расходы связаны
непосредственно с объемом
В случае, если заранее невозможно сказать, какими будут суммарные переменные расходы в абсолютном денежном выражении, при расчете безубыточности можно использовать относительную величину валовой прибыли ВПР (%), выраженную в процентах от объема реализации продукции:
ВПР (%) = ВПр/ОбРбу = (ОбРбу-ПрР)/ОбРбу =ПсР/ОбРбу.
Отсюда получаем:
ОбРбу = ПсР/ВПр (%).
Для расчета уровня безубыточности в единицах продукции или товара достаточно разделить полученный результат в денежном выражении на цену единицы товара. Таким образом, определяется количество единиц товара, которое необходимо продать, чтобы обеспечить безубыточность деятельности предприятия.
Графики безубыточности можно с успехом применить также для проверки реалистичности планов, например, при подсчете количества клиентов, которых необходимо обслужить для достижения запланированного объема реализации товаров, или для определения сроков выхода на прибыльность и т.п.
Анализ отклонений от плановой сметы - это один из действенных способов прямого контроля за деятельностью предприятия. С его помощью можно сдержать рост расходов и увеличить прибыль. При этом достаточно потратить всего несколько часов в месяц, чтобы сверить плановые показатели с фактическими результатами и получить необходимый материал для анализа текущего состояния дел на предприятии.
Любое возможное отклонение - в
положительную или отрицательну
Нельзя давать отклонениям накапливаться; даже в том случае, если они положительны, следует внимательно проанализировать их причины и влияние на общие результаты деятельности предприятия в данный момент и в перспективе.
Важно определить допустимые пределы отклонений. Если в одном из месяцев расходы на уборку возросли с 25$ до 50$, т.е. в два раза, то это не так страшно. Но если вдруг возрастет в два раза стоимость рекламных услуг, это может оказаться весьма ощутимым для бизнеса и приведет к существенному увеличению расходов и снижению прибыли.
В своих действиях по анализу отклонений от сметы следует четко определить ту грань, за которой руководитель принимает решения по результатам подсчетов и обнаруженным отклонениям.
Работу по анализу отклонений можно существенно облегчить, если выполнять ее на компьютере по специальным программам. В принципе, компьютер же должен давать сигнал тревоги в случае необходимости принятия решений по поводу состояния дел в той или иной области деятельности предприятия.
Если бизнес начинается не с нуля, то в финансовую часть бизнес-плана нужно включить отчеты о результатах деятельности за предыдущие периоды. Под этими периодами обычно понимают предшествующие три года – этого срока вполне достаточно, чтобы у знакомящегося с планом сложилось понимание того, что представлял собой бизнес в прошлом, и как обстоят дела сейчас.
Отчеты прошлых периодов помогают сформировать у потенциальных партнеров или кредиторов ощущение основательности бизнеса, его укоренённости в системе рыночных связей и отношений.
В данный раздел достаточно включить два основных вида документов: балансовые отчеты и отчеты о финансовых результатах деятельности. Из них можно почерпнуть всю информацию, необходимую для принятия решения о партнерстве или о выделении кредита. Она покажет, чем занималось предприятие, его успехи, какова реальная стоимость имущества, сколько заработало предприятие и как заработанным распорядилось.
Важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Когда представляете плановые показатели, нужно достаточно подробно изложить исходные предположения и доказательства, аргументировать необходимость привлечения средств и т.д. Другое дело - отчетные показатели: здесь все уже в прошлом. Не нужны предположения, доказательства и аргументы. Нужны только объяснения фактов, причем как можно более короткие, так как сами факты представлены в цифрах.
Если же предприятие начинается с нуля, то важно сконцентрировать все внимание на плановых показателях, на доказательстве их реальности.
Составить проекты отчетов о результатах, соотнести с реальностью цели, которые ставятся перед бизнесом, удержаться в рамках запланированной сметы - одна из сложнейших задач управления. Все это должно быть отражено в разделе «финансовое планирование».
Проекты отчетов о финансовых результатах деятельности и движении денежных средств являются основой продвижения к поставленным целям, таким, как уровень безубыточности, предельный уровень расходов, уровень прибыли, объем реализации, обеспечивающий достижение такой прибыли.
Анализ отклонения от сметы позволяет увидеть проблемы и откорректировать принятые решения и осуществляемые действия до того, как ситуация может стать неуправляемой.
Наличие хорошо проработанных плановых смет и отлаженной системы контроля существенно упорядочивает управленческую деятельность, придает ей целесообразность, снижает рабочие нагрузки, позволяет экономить и рационально расходовать рабочее время, являющееся важнейшим из ресурсов.
Плановые финансовые показатели и контроль за их выполнением - это модель бизнеса, адекватная ему в той мере, в какой предположения и опыт руководителя соответствуют ожиданиям клиентов и рынка.
Если руководитель убеждается в неадекватности этой модели, то самое время пересмотреть показатели плана, в противном случае накапливающиеся ошибки все больше будут приближать бизнес к краху.
Рекомендуемая литература:
4.Уткин Э.А., Котляр Б.А., Рапопорт Б.М. Бизнес – планирование. М.: ЭКМОС, 2008. - 58 с.
5.Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степанова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004
6. Буров В. П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы: Теория и практика. М: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2009.
7.Баринов В.А. Бизнес – планирование: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008.
8.Бугаева Н. В. Планирование и финансирование инвестиционных проектов: Учебное пособие. (Серия финансы)/Под ред. А. В. Омельяненко. – Краснодар: БК «ГРУППА Б», 2007. – 118с.
9.С. В. Петухова Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011 г. - 176 с.
10И. А. Дубровин Бизнес-планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011 г. - 432 с.
Тема 10. Анализ эффективности инвестиционного проекта
1. Статические методы оценки эффективности инвестиционного проекта.
2. Динамические методы оценки эффективности инвестиционного проекта.
3. Денежные потоки
10.1. Статические методы оценки
Срок окупаемости инвестиций (Payback Period, PP). Наиболее распространенным статическим показателем эффективности инвестиционных проектов является срок окупаемости (Payback Period, PP).
Под сроком окупаемости понимается период времени от момента начала реализации проекта до того момента эксплуатации объекта, в котором доходы oт эксплуатации становятся равными первоначальным инвестициям (капитальные затраты и эксплуатационные расходы).
Данным показатель дает ответ на вопрос: когда произойдет полный возврат вложенного капитала? Экономический смысл показателя заключается в определении срока, за который инвестор может вернуть вложенный капитал.
Для расчета срока окупаемости элементы платежного ряда суммируются нарастающим итогом, формируя сальдо накопленного потока, до тех нор, пока сумма не примет положительное значение. Порядковый номер интервала планирования, в котором сальдо накопленного потока принимает положительное значение, указывает срок окупаемости, выраженный в интервалах планирования.
Общая формула расчета показателя РР имеет вид:
где Pk - величина сальдо накопленного потока;
I0— величина первоначальных инвестиций.
При получении дробного числа оно
округляется в сторону
где Pk-— отрицательная величина сальдо накопленного потока на шаге до момента окупаемости; Pkt — положительная величина сальдо накопленного потока на шаге после момента окупаемости.
Если доход распределен но годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими.
Для проектов, имеющих постоянный доход через равные промежутки времени (например годовой доход постоянной величины — аннуитет), можно использовать следующую формулу периода окупаемости: