Естестенные монополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания.В большинстве стран эти отрасли либо являются регули

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственного контроля……………………………………………… 5
1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5
1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9
1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………..14
2. Глава: государственное регулирование естественных монополий.. 17
2.1. История и перспективы развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22
2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий……..28
Заключение……………………………………………………………… 33
Список литературы……………………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

курс 2.docx

— 37.98 Кб (Скачать документ)

Второй специфический  метод регулирования – определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Производимые в них товары нередко  ограничены по своим ресурсам, а  то и вовсе исчерпаемы (полное использование  разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей. 

Решение о применении методов регулирования принимается  на основе анализа деятельности конкретного  субъекта естественной монополии. При  этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание: 

-издержки производства (реализации) товаров, в том числе  заработная плата, стоимость сырья  и материалов, накладные расходы; 

-налоги и другие  платежи; 

-стоимость основных  производственных средств, потребности  в инвестициях, необходимых для  их воспроизводства, и амортизационные  отчисления; 

-прогнозируемая  прибыль от возможной реализации  товаров по различным ценам  (тарифам); 

-удаленность различных  групп потребителей от места  производства товаров; 

-соответствие качества  производимых (реализуемых) товаров  спросу потребителей; 

-государственные  дотации и другие меры государственной  поддержки. 

Сами органы регулирования  деятельности естественных монополий  строят свою работу в обстановке широкой  гласности. Они обязаны через  средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, о введении, об изменении или прекращении  регулирования деятельности субъектов  естественных монополий, а также  о применяемых методах регулирования  деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях  и требованиях, предъявляемых к  ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют  доклад о своей деятельности. Через  средства массовой информации они обязаны  сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Что  касается решений по делам, связанным  с нарушениями этого Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, то они подлежат опубликованию  в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия. 

1.3. Юридическая ответственность  за нарушение законодательства  о естественных монополиях. 

За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях»  виновные несут различную юридическую  ответственность. 

Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими  этот Федеральный закон, причинены  убытки, в том числе от завышения  цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных  убытков может быть принято органом  регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании  убытков (реального ущерба и упущенной  выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании  общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий  субъект,  а любое другое лицо - субъект гражданского права. 

Не освобождаются  от гражданско-правовой ответственности  и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом  принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в  результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков  в порядке, предусмотренном гражданским  законодательством. 

Наиболее действенной  санкцией, применяемой органами регулирования  естественных монополий к нарушителям  Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о  наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к  административной ответственности  в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов  власти. В отличие от гражданско-правовых, административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения  законодательства, могут применять  только органы регулирования естественных монополий. 

Субъекты естественных монополий несут ответственность  в виде штрафа за следующие нарушения: 

-завышение цен,  установленных органом регулирования  естественной монополии, - в размере  до 15 тыс. минимальных размеров  оплаты труда; 

- неисполнение решения  выданного органом регулирования  естественной монополии, в размере  до 10 тыс. минимальных размеров  оплаты труда; 

- представление органу  регулирования естественной монополии  недостоверных сведений – в  размере до 1000 минимальных размеров  оплаты труда; 

- непредставление  органу регулирования естественной  монополии уведомления для предварительного  контроля – в размере до 600 минимальных размеров оплаты  труда; 

- непредставление  в срок по требованию органа  регулирования естественной монополии  документов или иной информации  необходимой для осуществления  его деятельности, - в размере  до 500 минимальных  размеров оплаты  труда. 

Руководители субъектов  естественных монополий, должностные  лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность  за: 

- неисполнение в  срок решения соответствующего  органа регулирования естественной  монополии – в виде предупреждения  или штрафа в размере до 50 минимальных  размеров оплаты труда; 

- непредставление  документов или иной информации, затребованных органом регулирования  естественной монополии, либо  представление заведомо недостоверных  сведений – в виде предупреждения  или  штрафа в размере до 8 минимальных размеров оплаты  труда. 

Административная  ответственность самих исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в отличие от субъектов естественных монополий, законодательством не предусмотрена. Хозяйствующий субъект, в том  числе естественный монополист, платит штраф из своей прибыли, что весьма для него ощутимо, органы же государственной  власти и местного самоуправления –  из средств соответствующих бюджетов. Суммы штрафов направляются в  доход федерального бюджета. Взыскание  штрафов с государственных органов  нередко означало бы «перекачку»  денег из федерального бюджета в  федеральный же бюджет. 

Должностные лица органов  регулирования естественных монополий  за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том  числе  за разглашение  сведений, составляющих коммерческую тайну, несут  административную ответственность  в виде штрафа в размере до 50 минимальных  размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может  быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов  естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия  решения  о  введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в  результате  чего было принято неправильное решение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Глава: государственное  регулирование  естественных  монополий. 

2.1 История и перспективы  развития системы регулирования.  

В последнее время  в России  были предприняты значительные шаги по формированию правовой и институциональной  базы государственного регулирования  естественных монополий. В августе  1995г. вступил в действие Закон  РФ «О естественных монополиях», начата работа по созданию органов регулирования  на федеральном уровне. 

В странах с развитыми  рыночными экономиками современная  концепция регулирования  естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается  оправданным в тех случаях, когда  определенный товар (услуга) производится единственным экономическим субъектом  при условии, что конкуренция  между аналогичными предприятиями  невозможна по технологическим или  экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах). 

Применение экономического регулирования необходимо для:                       - обеспечения баланса интересов  потребителей (доступные цены) и  регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для  кредиторов и новых инвесторов); 

- стимулирования  предприятий к сокращению издержек  и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению  эффективности инвестиций и. т.  д.   

- определения структуры  тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного  отнесения издержек на тарифы  для различных типов потребителей; 

-создания условий  для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного  доступа конкурентов к информационным  сетям). 

Классическими примерами  естественных монополий на федеральном  уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные  перевозки, а также отдельные  подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая  теплоснабжение, канализацию, водоснабжение  и. т. д. 

В советской экономике  все цены устанавливались в плановом порядке, и, таким образом, не возникало  проблем со специальным выделением отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике  обусловил необходимость применения определенных методов регулирования  естественных монополий. 

В 1994г. правительство  стало уделять большое внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи  с необходимостью остановить рост цен  в соответствующих отраслях. Идея состояла в том, чтобы регулировать цены (тарифы) лишь в отраслях, обладающих естественной монополией, оставив все  остальное ценообразование  свободным  рыночным процессам. 

К 1995г. была сформирована только одна система регулирующих органов. Это Федеральная и региональные  энергетические комиссии, созданные  в 1992г. для регулирования тарифов  на электроэнергию.  Регулирование  других естественных монополий осуществлялось соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей  сообщения, Минсвязи). Минэкономики и  Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния  отрасли. 

Однако даже в  электроэнергетике до 1995г. не были зафиксированы  правовые основы регулирования. Государственный  контроль за хозяйственной деятельностью  естественных монополий был значительно  ослаблен в связи с преобразованием  многих предприятий  в  акционерные  общества. 

С общим сокращением  производства в России спрос на продукцию  и услуги отраслей – естественных монополий -, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли  являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит  постоянный характер. В результате быстро росла доля постоянных издержек в цене  единицы продукции. 

В 1994-1995 гг. отраслевые цены российских естественных монополий  росли более быстрыми темпами, чем  в других отраслях экономики (см. табл. 1). Они приблизились к уровню мировых  цен, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли  их. Потребители начали оказывать  давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания  цен. 

Табл.1 Цены  (тарифы) в отраслях естественных монополий. 
 
 
 
 
 
 
 

Декабрь 

1994 г. 

Август 

1995 г. 

Август 1995 г. к декабрю 1994 г. 

Декабрь 1994г. к декабрю 1993г. 

Газ, цена за тыс. куб. м, руб. 

Электроэнергия, руб. (средний тариф за кВт*ч) 

Железнодорожн. тариф 

Курс рубля  к  доллару 

Информация о работе Естестенные монополии в России