Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:03, курсовая работа
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания.В большинстве стран эти отрасли либо являются регули
Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственного контроля……………………………………………… 5
1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5
1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9
1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………..14
2. Глава: государственное регулирование естественных монополий.. 17
2.1. История и перспективы развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22
2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий……..28
Заключение……………………………………………………………… 33
Список литературы……………………………………………………… 34
Второй специфический
метод регулирования –
Решение о применении
методов регулирования
-издержки производства
(реализации) товаров, в том числе
заработная плата, стоимость
-налоги и другие
платежи;
-стоимость основных
производственных средств,
-прогнозируемая
прибыль от возможной
-удаленность различных
групп потребителей от места
производства товаров;
-соответствие качества
производимых (реализуемых) товаров
спросу потребителей;
-государственные
дотации и другие меры
Сами органы регулирования
деятельности естественных монополий
строят свою работу в обстановке широкой
гласности. Они обязаны через
средства массовой информации сообщать
о принятых ими решениях, о введении,
об изменении или прекращении
регулирования деятельности субъектов
естественных монополий, а также
о применяемых методах
1.3. Юридическая ответственность
за нарушение законодательства
о естественных монополиях.
За нарушение Федерального
закона «О естественных монополиях»
виновные несут различную юридическую
ответственность.
Гражданско-правовая
ответственность субъекта естественной
монополии состоит в следующем:
если действиями (бездействием), нарушающими
этот Федеральный закон, причинены
убытки, в том числе от завышения
цены (тарифа), другому хозяйствующему
субъекту, эти убытки подлежат возмещению
субъектом естественной монополии.
Решение о возмещении причиненных
убытков может быть принято органом
регулирования естественных монополий.
Исковое заявление о взыскании
убытков (реального ущерба и упущенной
выгоды) подается в арбитражный суд,
так как истцом является предприниматель.
Возмещения убытков на основании
общих норм гражданского законодательства
может требовать и не хозяйствующий
субъект, а любое другое лицо
- субъект гражданского права.
Не освобождаются
от гражданско-правовой ответственности
и сами органы регулирования естественных
монополий. В случае если этим органом
принято решение с нарушением
Федерального закона «О естественных
монополиях», в том числе об определении
(установлении) цен (тарифов) без достаточного
экономического обоснования, и в
результате этого субъекту естественной
монополии или иному
Наиболее действенной
санкцией, применяемой органами регулирования
естественных монополий к нарушителям
Федерального закона «О естественных
монополиях», являются решения о
наложении штрафа на субъект естественных
монополий и привлечении к
административной ответственности
в виде предупреждения или штрафа
руководителей субъектов
Субъекты естественных
монополий несут
-завышение цен,
установленных органом
- неисполнение решения
выданного органом
- представление органу
регулирования естественной
- непредставление
органу регулирования
- непредставление
в срок по требованию органа
регулирования естественной
Руководители субъектов
естественных монополий, должностные
лица органов исполнительной власти
и органов местного самоуправления
несут административную ответственность
за:
- неисполнение в
срок решения соответствующего
органа регулирования
- непредставление
документов или иной
Административная
ответственность самих
Должностные лица органов
регулирования естественных монополий
за нарушение Федерального закона «О
естественных монополиях», в том
числе за разглашение сведений,
составляющих коммерческую тайну, несут
административную ответственность
в виде штрафа в размере до 50 минимальных
размеров оплаты труда. К другим нарушениям
должностными лицами Федерального закона
«О естественных монополиях» может
быть отнесено, например, превышение сроков
рассмотрения ходатайств субъектов
естественных монополий о даче согласия
на совершение определенных сделок, несоблюдение
процедур принятия решения о
введении регулирования деятельности
субъекта естественной монополии, в
результате чего было принято неправильное
решение.
2.Глава: государственное
регулирование естественных
монополий.
2.1 История и перспективы
развития системы
В последнее время
в России были предприняты значительные
шаги по формированию правовой и институциональной
базы государственного регулирования
естественных монополий. В августе
1995г. вступил в действие Закон
РФ «О естественных монополиях», начата
работа по созданию органов регулирования
на федеральном уровне.
В странах с развитыми
рыночными экономиками
Применение экономического
регулирования необходимо для:
- обеспечения баланса интересов
потребителей (доступные цены) и
регулируемых предприятий (финансовые
результаты, привлекательные для
кредиторов и новых инвесторов);
- стимулирования
предприятий к сокращению
- определения структуры
тарифов на основе принципов
справедливого и эффективного
отнесения издержек на тарифы
для различных типов
-создания условий
для развития конкуренции (
Классическими примерами
естественных монополий на федеральном
уровне являются передача электроэнергии,
нефти и газа, железнодорожные
перевозки, а также отдельные
подотрасли связи, а на региональном
уровне – коммунальные услуги, включая
теплоснабжение, канализацию, водоснабжение
и. т. д.
В советской экономике
все цены устанавливались в плановом
порядке, и, таким образом, не возникало
проблем со специальным выделением
отраслей, относящихся к естественным
монополиям. Переход к рыночной экономике
обусловил необходимость
В 1994г. правительство
стало уделять большое внимание
проблемам регулирования
К 1995г. была сформирована
только одна система регулирующих органов.
Это Федеральная и
Однако даже в
электроэнергетике до 1995г. не были зафиксированы
правовые основы регулирования. Государственный
контроль за хозяйственной деятельностью
естественных монополий был значительно
ослаблен в связи с преобразованием
многих предприятий в акционерные
общества.
С общим сокращением
производства в России спрос на продукцию
и услуги отраслей – естественных
монополий -, за исключением отраслей
связи, постоянно снижался. Эти отрасли
являются чрезвычайно капиталоемкими,
значительная часть их издержек носит
постоянный характер. В результате
быстро росла доля постоянных издержек
в цене единицы продукции.
В 1994-1995 гг. отраслевые
цены российских естественных монополий
росли более быстрыми темпами, чем
в других отраслях экономики (см. табл.
1). Они приблизились к уровню мировых
цен, а в некоторых случаях (например,
международные телефонные тарифы) превзошли
их. Потребители начали оказывать
давление на правительство вплоть до
выдвижения требования замораживания
цен.
Табл.1 Цены (тарифы)
в отраслях естественных монополий.
Декабрь
1994 г.
Август
1995 г.
Август 1995 г. к декабрю 1994 г.
Декабрь 1994г. к декабрю
1993г.
Газ, цена за тыс. куб.
м, руб.
Электроэнергия, руб.
(средний тариф за кВт*ч)
Железнодорожн. тариф
Курс рубля к
доллару