Естестенные монополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания.В большинстве стран эти отрасли либо являются регули

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственного контроля……………………………………………… 5
1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5
1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9
1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………..14
2. Глава: государственное регулирование естественных монополий.. 17
2.1. История и перспективы развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22
2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий……..28
Заключение……………………………………………………………… 33
Список литературы……………………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

курс 2.docx

— 37.98 Кб (Скачать документ)

-в советы директоров  компаний входили представители  министерств, но не было согласования  позиций и не полномочного  представителя правительства, который  бы отвечал за принимаемые  советом директоров решения;  

- президенты компаний  одновременно являлись и председателями  советов директоров, т. е. возглавляли  органы, которые должны были контролировать  их деятельность; 

- президенты компаний  на собраниях акционеров голосовали  пакетами акций, принадлежащими  государству, без должного контроля  со стороны представителей основного  собственника – государства. 

Недостаточную привлекательность  отраслей – естественных монополий  для внешних инвесторов определяла также и нестабильность регулирования, которая была связана с отсутствием  эффективных органов регулирования (включая замораживание цен). 

До тех пор, пока сответсвующие отрасли не будут  реструктурированы, невозможно организовать эффективное государственное регулирование.  

Функции органов  регулирования и методология, которой  они будут руководствоваться  в процессе регулирования, в значительной степени зависят от масштабов  реструктурирования отраслей естественных монополий. Там, где будут действовать  свободные силы рынка, основной задачей  органов регулирования станет разработка «правил игры» с целью развития и поддержания конкуренции. Но при  отсутствии необходимого реструктурирования государственное регулирование  будет развиваться в  направлении  все более дорогостоящего и навязчивого  контроля за действиями и издержками предприятий, т. е. именно того типа регулирования, от которого стремятся уйти другие страны. Россия может полностью избежать такой эволюции – будущее покажет, насколько это реализуемо.  

2.3. Регулирование  ценовой политики естественных  монополий. 

Ценовая политика естественных монополий является одним из главных  рычагов регулирования деятельности, направленных на обеспечение стабильности и единства экономического пространства страны. В соответствии с подписанным  летом 1999г. «Картельным» соглашением  государство добилось от крупнейших предприятий и монополий обещания сохранить до конца года неизменными  цены на их продукцию для российских потребителей, а со своей стороны  обязалась не менять «правила игры»: не вводить запретительных экспортных пошлин и других ограничений, не увеличивать  налоги. 

Разразившийся летом  в стране энергетический кризис поставил под сомнение возможность соблюдения сторонами своих обязательств. Если цена на топливо за границей в 2-4 раза выше цены, по которой оно может  быть продано внутри страны (в соответствии с принятым соглашением), кроме того существуют сложности с получением «живых» денег, то очевидно, что призывы  к естественным монополиям не подействуют  без принятия необходимых экономических  мер. 

Основными рычагами государственного влияния на производителей в этих условиях являются тарифные (экспортные пошлины, ценовое регулирование) и нетарифные (квотирование). О нецелесообразности введения квот свидетельствует тот  факт, что в соответствии с уставом  Всемирной налоговой организации  они запрещены для ее стран-участниц. От них удалось отказаться в 1993-1995гг. и в России. Однако в правительстве  эта идея возникает вновь, и в  случае ее реализации может вновь  возродиться система спец экспорта, а следовательно, усилиться коррупция. 

Длительное время  у нас использовался в основном затратный метод определения  цены на товары и услуги естественных монополий. Его недостатками являются: определение цены на уровне «средних издержек», что ведет к дискриминации  результатов деятельности достигнутых, в ходе честной конкуренции; отсутствие механизмов стимулирования повышения  эффективности и сдерживания  роста издержек; исключение действия случайных факторов, таких, как погодные условия или обще экономические  условия; необходимость сложной  детализации затрат и группировки  их на основе какого- либо принципа (например объема производства, величина продаж, получаемые прибыли и др.). Более  перспективным является стимулирующее  регулирование, т.е. регулирование верхнего предела тарифа без жестких ограничений  на норму прибыли. Суть данной модели заключается в установлении на согласованный  срок формулы расчета ежегодного тарифа, который включает дефлятор и фактор повышения производительности труда. 

Представляется, что  в отраслях, производящих услуги для  широкого круга потребителей, целесообразно  регулировать тариф на базе комбинаций их стоимости для различных групп  населения и производителей. Например, услуги телефонной связи могут быть структурированы отдельно для бюджетных  организаций, коммерческих структур и  частных лиц. Такой метод используется средствами связи, однако при этом не достигается главная цель – воспрепятствовать  перекрестному субсидированию различных  видов услуг на основе формирования комбинированного тарифа для трех групп  потребителей. Возможность осуществления  перекрестного субсидирования в  отношении услуг для одной  группы должна сохраняться. 

Данная модель ценового регулирования деятельности естественных монополий, котороя применяется  региональными властями, имеет ряд  достоинств. Во-первых, в центре внимания находятся наиболее важные для потребителя  параметры – уровни цен, во-вторых, «прозрачность» и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений; в-третьих, упрощение процесса регулирования (компания меняет и структуру тарифов  по заданной формуле, и нет необходимости  в участии в процедурах пересмотра цен регулирующих органов); в-четвертых, стимулирование эффективности (производителям гарантируется сохранение выгод  от повышения эффективности в  период между пересмотрами тарифа). 

Таким образом, принципы построения двух систем ценообразования  в сфере естественных монополий  едины: и там, и здесь за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития. 

Принципиальные отличия  модели регулирования тарифов от модели регулирования нормы прибыли  заключаются в следующем: в первом случае срок фиксирован, во втором –  компания может обращаться с просьбой о пересмотре тарифа так часто, как  допускается установленной процедурой; модели фиксирования нормы прибыли  базируется на данных прошлых периодов, модель установления относительного предельного  тарифа – на прогонных оценках. Точный прогноз дает несомненные преимущества, но он не всегда осуществим; в первой модели  выше степень гибкости маневров компании; во второй- меньше вероятность  субъективного подхода, т. к. все  аспекты взаимоотношений регулирующего  органа и компании осуществляются в  рамках четких юридических процедур. 

Преобладающим методом  тарифной политики в перспективе  должен стать метод стимулирующего регулирования – регулирование  верхнего предела тарифа, который  стимулирует повышение эффективности, сдерживает рост издержек производства, упрощает процесс регулирования  тарифа (т. к. рассчитывается по определенной формуле). В противном случае рост тарифов, формируемых с помощью  получившего распространение метода затратного регулирования (на основе издержек), будет неизбежным и усилит регионализацию национального рынка.  

Также необходимо ввести долевую правовую ответственность  естественных монополий за деятельность предприятий и организаций, юридически не являющихся ее подразделениями, но вовлеченных в сферу ее производственных интересов на территории данного  субъекта Федерации (предприятия, входящие в производственно – технологическую  цепочку естественно-монополистического производства, например службы на местах, которые осуществляют трансформацию  энергии высокого напряжения и доводят  ее до конечного потребления; либо предприятия, осуществляющие оперативное управление инфраструктурой естественной монополии, например, перевозчик по Северному  морскому пути и др.), в том случае, если в результате этой деятельности наносится ущерб природно- экономическим  ресурсам региона. 

Региональные власти не должны использовать «живые» бюджетные  деньги для решения проблем неплатежей, возникающих вокруг и при участии  предприятий естественных монополий. Речь может идти только о взаимозачетах  по реальной рыночной стоимости товаров. Тем самым и региональными  властями, и корпорациями естественных монополий будет оказываться  реальная поддержка отечественным  производителям - немонополистам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Таким образом, государственное  регулирование естественных монополий  является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится  в государственной собственности, то его регулирование сводится к  следующему: либо цены устанавливаются  на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную  и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также  оплату каждой единицы оплаченных услуг.  

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий  должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может  привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать  недовольство со стороны работников крупных организаций. 

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной  России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями  и проблемами. 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы. 

1. Жилинский С.  Э. «Предпринимательское право». 

2. Клеин Н. И., Фонарева  Н. Е. «Конкурентное право Российской  Федерации». 

3. Львов Д. С.  «Экономика развития». 

4.Самуэльсон П. "Экономикс" 

5. «Институциональные  и микроэкономические проблемы  Российской экономики в 1995г.»  Журнал «Общество и Экономика» 1996г. №5. 

6. «Естественные  монополии в России: история и  перспективы развития системы  регулирования» Дж. Вильсон,  В.  Цапелик Журнал «Вопросы экономики» 1995 №11 

7. «Проблемы взаимодействия  естественных монополий с регионами»  И. Домина. Журнал «Экономист»  1999г. №11. 

8. «Регулирование  естественных монополий» В. Е.  Цапелик Журнал «Общество и  экономика» 1996г. №8  

9. "Пути преодоления  монополизма в общественном производстве" Ясин Е., Цапелик В. Журнал "Плановое  хозяйство" 1996 г. №1   

10. "Государственная  и естественная монополии"  

Тотьев К. Журнал "Закон" 1995 г. №4

Информация о работе Естестенные монополии в России