Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:03, курсовая работа
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания.В большинстве стран эти отрасли либо являются регули
Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственного контроля……………………………………………… 5
1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5
1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9
1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………..14
2. Глава: государственное регулирование естественных монополий.. 17
2.1. История и перспективы развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22
2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий……..28
Заключение……………………………………………………………… 33
Список литературы……………………………………………………… 34
-в советы директоров
компаний входили
- президенты компаний
одновременно являлись и
- президенты компаний
на собраниях акционеров
Недостаточную привлекательность
отраслей – естественных монополий
для внешних инвесторов определяла
также и нестабильность регулирования,
которая была связана с отсутствием
эффективных органов
До тех пор, пока
сответсвующие отрасли не будут
реструктурированы, невозможно организовать
эффективное государственное
Функции органов
регулирования и методология, которой
они будут руководствоваться
в процессе регулирования, в значительной
степени зависят от масштабов
реструктурирования отраслей естественных
монополий. Там, где будут действовать
свободные силы рынка, основной задачей
органов регулирования станет разработка
«правил игры» с целью развития
и поддержания конкуренции. Но при
отсутствии необходимого реструктурирования
государственное регулирование
будет развиваться в направлении
все более дорогостоящего и навязчивого
контроля за действиями и издержками
предприятий, т. е. именно того типа регулирования,
от которого стремятся уйти другие
страны. Россия может полностью избежать
такой эволюции – будущее покажет,
насколько это реализуемо.
2.3. Регулирование
ценовой политики естественных
монополий.
Ценовая политика естественных
монополий является одним из главных
рычагов регулирования
Разразившийся летом
в стране энергетический кризис поставил
под сомнение возможность соблюдения
сторонами своих обязательств. Если
цена на топливо за границей в 2-4 раза
выше цены, по которой оно может
быть продано внутри страны (в соответствии
с принятым соглашением), кроме того
существуют сложности с получением
«живых» денег, то очевидно, что призывы
к естественным монополиям не подействуют
без принятия необходимых экономических
мер.
Основными рычагами
государственного влияния на производителей
в этих условиях являются тарифные
(экспортные пошлины, ценовое регулирование)
и нетарифные (квотирование). О нецелесообразности
введения квот свидетельствует тот
факт, что в соответствии с уставом
Всемирной налоговой
Длительное время
у нас использовался в основном
затратный метод определения
цены на товары и услуги естественных
монополий. Его недостатками являются:
определение цены на уровне «средних
издержек», что ведет к дискриминации
результатов деятельности достигнутых,
в ходе честной конкуренции; отсутствие
механизмов стимулирования повышения
эффективности и сдерживания
роста издержек; исключение действия
случайных факторов, таких, как погодные
условия или обще экономические
условия; необходимость сложной
детализации затрат и группировки
их на основе какого- либо принципа (например
объема производства, величина продаж,
получаемые прибыли и др.). Более
перспективным является стимулирующее
регулирование, т.е. регулирование верхнего
предела тарифа без жестких ограничений
на норму прибыли. Суть данной модели
заключается в установлении на согласованный
срок формулы расчета ежегодного
тарифа, который включает дефлятор
и фактор повышения производительности
труда.
Представляется, что
в отраслях, производящих услуги для
широкого круга потребителей, целесообразно
регулировать тариф на базе комбинаций
их стоимости для различных групп
населения и производителей. Например,
услуги телефонной связи могут быть
структурированы отдельно для бюджетных
организаций, коммерческих структур и
частных лиц. Такой метод используется
средствами связи, однако при этом не
достигается главная цель – воспрепятствовать
перекрестному субсидированию различных
видов услуг на основе формирования
комбинированного тарифа для трех групп
потребителей. Возможность осуществления
перекрестного субсидирования в
отношении услуг для одной
группы должна сохраняться.
Данная модель ценового
регулирования деятельности естественных
монополий, котороя применяется
региональными властями, имеет ряд
достоинств. Во-первых, в центре внимания
находятся наиболее важные для потребителя
параметры – уровни цен, во-вторых,
«прозрачность» и, как следствие, простота
отслеживания и принятия решений; в-третьих,
упрощение процесса регулирования
(компания меняет и структуру тарифов
по заданной формуле, и нет необходимости
в участии в процедурах пересмотра
цен регулирующих органов); в-четвертых,
стимулирование эффективности (производителям
гарантируется сохранение выгод
от повышения эффективности в
период между пересмотрами тарифа).
Таким образом, принципы
построения двух систем ценообразования
в сфере естественных монополий
едины: и там, и здесь за основу
берется определение дохода компании,
достаточного для ее развития.
Принципиальные отличия
модели регулирования тарифов от
модели регулирования нормы прибыли
заключаются в следующем: в первом
случае срок фиксирован, во втором –
компания может обращаться с просьбой
о пересмотре тарифа так часто, как
допускается установленной
Преобладающим методом
тарифной политики в перспективе
должен стать метод стимулирующего
регулирования – регулирование
верхнего предела тарифа, который
стимулирует повышение
Также необходимо ввести
долевую правовую ответственность
естественных монополий за деятельность
предприятий и организаций, юридически
не являющихся ее подразделениями, но
вовлеченных в сферу ее производственных
интересов на территории данного
субъекта Федерации (предприятия, входящие
в производственно –
Региональные власти
не должны использовать «живые» бюджетные
деньги для решения проблем
Заключение.
Таким образом, государственное
регулирование естественных монополий
является одним из главных факторов
обеспечивающих нормальное функционирование
экономики. Если предприятие не находится
в государственной
Законодательство, регулирующее
деятельность естественных монополий
должно быть разумным и продуманным,
т. к. чрезмерно жесткое применение
методов регулирования может
привести к дисбалансу сформировавшихся
рыночных отношений и вызвать
недовольство со стороны работников
крупных организаций.
Законы, регулирующие
деятельность естественных монополий,
имеют важное значение для современной
России, но их реальное применение сталкивается
с определенными трудностями
и проблемами.
Список литературы.
1. Жилинский С.
Э. «Предпринимательское право»
2. Клеин Н. И., Фонарева
Н. Е. «Конкурентное право
3. Львов Д. С.
«Экономика развития».
4.Самуэльсон П. "Экономикс"
5. «Институциональные
и микроэкономические проблемы
Российской экономики в 1995г.»
6. «Естественные
монополии в России: история и
перспективы развития системы
регулирования» Дж. Вильсон, В.
Цапелик Журнал «Вопросы
7. «Проблемы взаимодействия
естественных монополий с
8. «Регулирование
естественных монополий» В. Е.
Цапелик Журнал «Общество и
экономика» 1996г. №8
9. "Пути преодоления
монополизма в общественном
10. "Государственная
и естественная монополии"
Тотьев К. Журнал "Закон" 1995 г. №4