Характеристика малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание

Малый бизнес является стержнем экономики большинства развитых стран. Это та область, где творческие, целеустремленные люди могут полностью реализовать свой талант и опыт. Именно идеи малого бизнеса создали гамбургер McDonald’s, компьютер Apple, машину Ford и много других полезных товаров. Любой крупный бизнес начинается с малого.
Цель работы - доказать то, что методы стимулирования малых инновационных предприятий играет не маловажную роль в развитии малого инновационного бизнеса в России.
Задача - изучение методов стимулирования развития инновационного предпринимательства в малом бизнесе России.

Содержание

Введение 5
1 Характеристика малого бизнеса в России 6
1.1 Понятие и критерии малого бизнеса 6
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 7
1.3 Проблемы становления малого бизнеса в России 9
1.4 Условия и факторы развития малого бизнеса 12
2 Методы стимулирования развития инновационного предпринимательства в малом бизнесе России 15
2.1 Основные цели и принципы государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации 15
2.2 Подходы стимулирования малого инновационного бизнеса 16
2.3 Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий 23
Список использованных терминов 26
Заключение 27
Список использованной литературы. 28

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 46.62 Кб (Скачать документ)

Весьма существенными  препятствиями на пути становления  и развития малых предприятий  в России являются нехватка квалифицированных  кадров, отсутствие надлежащей системы  материально-технического снабжения, условий для внешнеэкономической  деятельности. Надо помнить, что так  называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление  цивилизованной рыночной

1.4 Условия и факторы развития  малого бизнеса

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура  и динамика в решающей степени  зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий  данной страны.

Из опыта стран с  развитой рыночной экономикой известно, как влияет на  положение малого бизнеса общее состояние и  социально-экономический уровень  развития страны. Быстрый рост в  них числа малых предприятий  обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных  разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы  услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Производственные возможности  малого бизнеса, конкретные направления  его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность  успешной деятельности и получения  прибыли.

Перечислю важнейшие факторы  влияющие на  развитие малого бизнеса:

    1. политическая обстановка в обществе;
    2. состояние экономики страны;
    3. политика государства в области экономики;
    4. меры поддержки малого бизнеса;
    5. правовое обеспечение малого бизнеса;
    6. налоговая политика;
    7. финансово-кредитная политика;
    8. уровень жизни населения;
    9. цивилизованность предпринимательства.

В настоящее время в  России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически  по всем вышеприведенным пунктам  условия далеки от оптимальных. До тех  пор, пока основой хозяйственного механизма  в стане не станет производственной предпринимательство, а государство  всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст  условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться  в полной мере или будет развиваться  однобоко, преимущественно только в  форме торгово-предпринимательской  деятельности.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

    1. нормативно-правовое;
    2. финансово-кредитное;
    3. информационно-техническое;
    4. организационное;
    5. кадровое и консультационное обеспечение;
    6. внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной  программе должны быть отражены  механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий  в развитии предпринимательской  деятельности.

В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько  средства государственного бюджета, сколько  возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования  государственных  ресурсов должно стать  не выделение прямых инвестиций, а  страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

2 Методы стимулирования  развития инновационного предпринимательства  в малом бизнесе России

2.1 Основные цели и принципы государственного  стимулирования инновационной деятельности  в Российской Федерации

  1. Государственное стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
  2. Основными целями государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации является обеспечение долгосрочного устойчивого развития государства, формирование экономики знаний в Российской Федерации, развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, товаров (работ, услуг), выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции.
  3. Основными принципами государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации являются:
    1. создание органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности;
    1. оказание субъектам инновационной деятельности комплексных мер поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    2. участие представителей субъектов инновационной деятельности, их саморегулируемых организаций в выработке и реализации государственного стимулирования инновационной деятельности, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития инновационной деятельности;
    3. неприменение к субъектам инновационной деятельности положений нормативных правовых актов, которые ухудшают их экономическое положение;
    4. гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов;
    5. интеграция инновационной, инвестиционной, научной, научно-технической и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного воздействия на экономику;
    6. стимулирование инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот;
    7. консолидация усилий органов государственной власти и общественных организаций для развития инновационной деятельности;
    8. содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, конверсии оборонных предприятий, расширению сети малых и средних инновационных организаций различных форм собственности.

2.2 Подходы стимулирования малого  инновационного бизнеса

Существует два традиционных подхода к поддержке стимулирования  малого инновационного бизнеса:

    1. стимулирование создания новых и поддержка развития начинающих инновационных компаний через выделение грантов и развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы);
    2. наделение венчурных фондов государственным капиталом с целевым назначением – финансирование инновационных компаний.

Предпринимаемые меры государственной  поддержки способствуют коммерциализации науки, развитию инновационной инфраструктуры (в том числе финансовой), но не поддерживают собственно инновационное  предпринимательство, поскольку объектом поддержки являются люди, по определению  не являющиеся предпринимателями.

Актуальные направления  развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Возникновение бизнесов в научной среде. Сейчас государственная поддержка малого инновационного предпринимательства заключается, в основном, в стимулировании создания новых инновационных предприятий. При этом объектом поддержки являются компании учрежденные, как правило, бывшими или действующими сотрудниками научных, учебных организаций. Форма поддержки – предоставление целевых грантов на окончание НИОКР или финансирование (софинансирование) коммерциализации технологий.

Результатом государственной  поддержки в такой форме является «выталкивание» действующих сотрудников  научных организаций на рынок, путем  финансирования создания новых инновационных  предприятий. Здесь имеется в  виду, в основном, различные программы  Фонда содействия развитию малых  форм предприятий в научно-технической  сфере, деятельность которого, безусловно, является очень полезной, но, вместе с тем, имеет и некоторые недостатки.

Во-первых, создать автономный, коммерчески успешный бизнес, можно  на основе очень ограниченного числа  разработок, а подавляющее большинство  научных результатов должно вводится в хозяйственный оборот с использованием иных механизмов (уступка патентов, продажа лицензии, выполнение НИОКР  на заказ). Во-вторых, требование о подаче заявки на «Старт» действующим научным  сотрудником сужает число потенциальных  участников, поскольку из научных  учреждений и вузов уже давно  ушли люди, способные проявить себя в бизнесе. Более того, из-за этого  условия, программы Фонда не поддерживаются научными учреждениями, поскольку их администрации боятся, что и последние грамотные сотрудники начнут уходить в бизнес.

До тех пор, пока деятельность научных организаций не будет  оцениваться государством по критерию коммерческой эффективности использования  разработок (в том числе), процессы коммерциализаций технологий в государственных  научных учреждениях не будут  поддерживаться.

Конкуренция за финансы с  другими отраслями экономики.

Второй традиционный подход к стимулированию инновационного бизнеса  – создание венчурных фондов с  государственным участием. При участии  государства капитал венчурного фонда имеет целевое назначение – инновационный бизнес. Управляющая  компания, обязанная эффективно использовать средства акционеров и государства, будет «давить» капиталом на рынок  научных разработок и, тем самым, стимулировать создание и развитие новых инновационных компаний. Более  того, в условиях неразвитости инновационной  инфраструктуры, неизбежна «интеграция  венчурного фонда назад», т.е. возникновение  ситуации, когда ресурсы венчурного фонда будут тратиться не только на «финансирование» уже существующих инновационных компаний, но и на «инкубирование «start-up–компаний». С  точки зрения государства, это, безусловно, положительная тенденция, однако с  точки зрения диверсификации рисков фонда, предотвращения конфликта интересов  управляющих и акционеров – это  явление недопустимо. Если менеджер фонда принимал участие в создании и инкубировании компании, то он не сможет объективно оценить потенциал  ее роста в момент принятия решения  о финансировании. Максимальная эффективность  венчурного финансирования возможна только тогда, когда первоначальным «взращиванием» компании и финансированием роста  бизнеса занимаются разные люди (структуры).

Финансовые инвестиции в  инновационную сферу увеличатся только тогда, когда доходность на единицу  риска в инновационной сфере  будет выше, чем на альтернативных рынках – на фондовом рынке, рынке  недвижимости. Учитывая риск, которым  подвержен инновационный бизнес – это очень сложная задача.

Для выполнения указанной  задачи необходимо максимально снизить  для инвестора стоимость капитала, предназначенного для финансирования инновационных проектов. Идеальный  вариант – государство на 100 % формирует капитал венчурного фонда  за счет бюджетных (т.е. бесплатных для  инвестора) средств и передает управление этим фондом частному инвестору.

Для стимулирования инновационного предпринимательства государство  должно сместить акценты: не стимулировать  создание учеными своего бизнеса, не пытаться напрямую затащить финансовых инвесторов в инновационную сферу (в которой они все равно  ничего не понимают). Необходимо сосредоточиться  на привлечении к инновационной  деятельности уже состоявшихся, действующих  предпринимателей, которые и будут  совместно с разработчиками преодолевать многочисленные барьеры на пути к  рынку. Основная цель поддержки –  стимулирование «перетекания» предпринимательских (менеджерских) ресурсов из традиционных отраслей экономики в ее инновационные  сегменты.

2.3 Основные формы и методы поддержки  малых инновационных предприятий

Малые инновационные предприятия  нуждаются в постоянной поддержке  со стороны органов государственной  власти, местного самоуправления и  некоммерческих организаций. В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Формирование правовой среды малых  инновационных предприятий является обязательным и непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии, позволяющие  осознанно заниматься бизнесом, разрешенным  законом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются  обязанности и ответственность  МИП перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки  и в полном объеме.

Законодательные и нормативные  акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую  поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются  общие правила их поведения в  рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного  предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства  от негативного влияния внешней  среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного  уровня. С принятием законодательных  и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, происходит совершенствование инфраструктуры малого инновационного бизнеса и  объединение предпринимательских  организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного) особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малых инновационных предприятий.

Информация о работе Характеристика малого бизнеса в России