Общие положения и правовое регулирование частного охранного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:19, доклад

Описание

Анализ состояния рынка частного охранного бизнеса невозможен без определения понятия данного вида бизнеса, а так же хозяйствующих в нем субъектов.
Частный охранный бизнес является неотъемлемой частью современной сферы услуг, как одной из наиболее динамично растущей отрасли экономики. В настоящее время сектор услуг является ведущим компонентом экономики.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛНАЯ ГЛАВА (25 страниц, 31 сноска).docx

— 66.09 Кб (Скачать документ)

Основу сотрудников любой  охранной организации, вне зависимости  от решаемых задач, составляют частные  охранники, имеющие лицензию. Именно от них зависит имидж организации, складывающийся у заказчиков, либо у людей, так или иначе контактирующих с охраной19. Репутация компании создается по крупицам в течении длительного времени, а теряется в один момент и, как правило, навсегда.

Законом так же регулируются случаи и порядок применения специальных  средств, в ходе осуществления частной  детективной деятельности, и порядок  и применение специальных средств  и огнестрельного оружия   при  осуществлении частной охранной деятельности. Важным моментом является том факт, что все огнестрельное оружие частных охранных структур в настоящее время передано на баланс МВД РФ и используется охранными предприятиями на правах аренды. Данные положения действует 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом №272-ФЗ от 22 декабря 2008 г.20.

 При применении огнестрельного оружия или специальных средств сотрудники охранно-сыскных структур обязаны:

  1. предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
  2. стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
  3. обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;
  4. немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы  и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую  проверку на пригодность к действиям  в условиях, связанных с применением  специальных средств и огнестрельного оружия. Это обусловлено тем, что  главной обязанностью работников частных  охранных структур является обеспечение  безопасности граждан, осуществление  которого без необходимого профессионализма невозможно. Для того чтобы приступить к работе, частные охранники должны пройти специальное обучение, итогом которого будет сдача экзамена на присвоение квалификации (разряда).

На сегодняшний  день предусмотрено три профессиональных разряда частных охранников: 4-й, 5-й, 6-й разряды:

  1. работник 4-го разряда может осуществлять трудовые функции по оказанию услуг только с использованием специальных средств, а именно с резиновой палкой и наручниками;
  2. работник 5-го разряда – с использованием гражданского оружия самообороны (газовое оружие, в том числе со слезоточивыми и раздражающими устройствами, электрошоковые устройства);
  3. работник 6-го разряда с использованием служебного оружия, гражданского оружия самообороны и специальных средств.

Периодическая проверка проводится для охранников 6-го разряда  через 1 год, 5-го разряда – через 2 года, 4-го – перед продлением срока  действия удостоверения.

Наряду с этим руководитель охранной структуры должен обеспечить свое предприятие юристом  и психологом. Так, юрист необходим  для того, чтобы грамотно подготовить  договор и грамотно инструктировать  работу с людьми. Психолог (врач) каждое утро должен осмотреть охранника, определить его самочувствие, психологическое  состояние и только потом дать заключение о его готовности выйти  на объект.

Требование повышение  квалификации касается не только частных  охранников, но и самого руководителя частной охранной организации. Тем  самым, помимо наличия высшего профессионального  образования у руководителя, обязательным требованием является наличие у  него удостоверения частного охранника.

Вышеизложенные  требования направлены на усиление и  упорядочение государственного контроля в сфере деятельности частных  охранных предприятий, что в итоге  должно привести к значительному  уменьшению правонарушений, совершаемых  частными охранниками, и повышению  уровня их услуг21.

Как было отмечено ранее в своей деятельности частные  детективы и охранники имеют  право применять специальные  средства. В частности: для отражения  нападения, когда его собственная  жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники  – и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни  и здоровью охраняемых граждан; для  пресечения преступления против охраняемого  ими имущества, когда правонарушитель  оказывает физическое сопротивление.

При этом запрещается  применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или  известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего  жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемому имуществу.

Кроме применения специальных  средств, охранники имеют право  применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для отражения  нападения, когда его собственная  жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество; для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи22.

В соответствии со ст. 20 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Министерство здравоохранения РФ, Прокуратура РФ и иные министерства.

  1. К другим законом, указанным в статье 2 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» можно отнести некоторые положения и статьи: Гражданского Кодекса Российской Федерации, Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации (КоАП), Уголовного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и д.р.

В Гражданском кодексе  РФ23 четко формулируются основные начала публичного договора (ст. 426 ГК РФ). Данные начала имеют не только основополагающее значение, но и прямым образом влияют на регулирование договорных отношений между сторонами по поводу деятельности частных охранно-детективных предприятий, в частности заключение договоров на оказание соответствующих услуг.

Статья 50 ГК РФ в  области осуществления частной  детективной и охранной деятельности определяет правовое положение юридических  лиц, в частности коммерческих организаций, к которым относятся частные  детективные и охранные фирмы24.

Также сфера деятельности частных детективов и охранных предприятий  регулируется нормами уголовного законодательства. В частности, статья 171 УК РФ гласит, если нелицензированные сотрудники детективного или охранного агентства в каком-либо случае будут осуществлять непосредственно детективные или охранные функции, то их следует привлекать к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Также уголовная ответственность по данной статье возлагается и на лиц, продолжающих осуществлять детективную или охранную деятельность после аннулирования соответствующих лицензий.

Частью первой ст. 203 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения25.

Среди кодифицированных актов, нормы которых направлены на регулирование частной детективной  и охранной деятельности, следует  назвать Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях.

В соответствии с  ч. 2 ст. 17.12 КоАП РФ определен специальный состав правонарушения, предусматривающий повышенную меру административного наказания для лица, имеющего специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности и незаконно носящего форму государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа в связи с осуществлением этой деятельности. Такая ответственность обусловлена прямым запретом для частных детективов и охранников выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Согласно ст. 14.1 КоАП РФ ответственность понесет лицо, которое осуществляло предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Согласно ст. 20.16 КоАП РФ также ответственность понесет лицо, которое осуществляло либо организовало частную детективную или охранную деятельность без специального разрешения (лицензии)26.

Так, статья 1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» указывает, что обязательным условием для осуществления частной детективной и охранной деятельности является получение данными предприятиями специального разрешения (лицензии) органов внутренних дел.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»27 лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

  1. Нормативно-правовые акты регулятивного, регламентирующего, распорядительного и рекомендательного характера.

В частности, к данному  элементу можно отнести следующие  нормативно-правовые акты: постановления  Правительства РФ, приказы министерств  и ведомств, а также указания, распоряжения и письма федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, чья компетенция затрагивает вопросы, касающиеся частной детективной и охранной деятельности (см. приложение 2).

Так, Постановление  Правительства РФ от 14 августа 2002 г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности»28 устанавливает лицензионные требования и условия при осуществлении детективной и охранной деятельности, необходимый пакет документов для получения соискателем лицензии.

Также сфера деятельности частных детективов и охранных предприятий  регулируется нормами Постановления  Правительства РФ от 14 августа 1992 года №587 (ред. от 4 апреля 2005 г.) «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности»29. В частности, данное Постановление устанавливает перечень объектов, подлежащих государственной охране, перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности, правила из применения и т.д.

Положения Приказа МВД России от 31 декабря 1999 г. №1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью»30 содержат основные направления, формы и методы работы подразделений органов внутренних дел по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью; определяют компетенцию органов внутренних дел по предупреждению противоправных действий в сфере частной детективной и охранной деятельности, основные обязанности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению противоправных действий в сфере частной детективной и охранной деятельности и др.

Как видно из названий вышеперечисленных нормативно-правовых актов, все они в той или  иной степени затрагивают вопросы, возникающие при осуществлении  частной детективной и охранной деятельности, а также регулируют и устанавливают порядок их разрешения31.

 

 

 

1 Волков В.В. Рынок охранных услуг. / В.В. Волков— М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 24 с.

2 Волков В.В. Рынок охранных услуг. / В.В. Волков— М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 7 с.

3 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 апреля 1994 г. №51-ФЗ [Текст] (принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.) (ред. от 27 декабря 2009 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1994. – №32. – Ст. 3301

4 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (ред. от 07 февраля 2011 г.) // Рос. газ. – 1992. – 30 апреля. – С. 8.

5  Демина М.Ф. Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы // Административное и муниципальное право. – 2009. – № 5. – С. 23.

Информация о работе Общие положения и правовое регулирование частного охранного бизнеса