Основы разработки бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание

Цель разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

Работа состоит из  1 файл

Основы разработки бизнес.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

     Основы  разработки бизнес-плана 

          Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

     Цель разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

     Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;
  • оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;
  • обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
  • добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
  • оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;
  • предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

     Бизнес  проекты классифицируют:

     По  типу: технический, экономический, социальный, организационный, смешанный.

     По  классу: монопроект, мультипроект, мегапроект.

     По  масштабу: мелкие, средние, крупные, очень крупные.

     По  длительности: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (3-5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

     По  сложности: простые, сложные, очень сложные.

     По  виду: инновационные, организационные, учебно-образовательные, научные и др.

     Структура бизнес-плана:

     Раздел 1. Резюме

     Раздел 2.  Описание товаров (услуг)

     Раздел 3. Оценка рынков сбыта товаров (услуг)

     Раздел 4. Анализ конкуренции на рынках сбыта

     Раздел 5. План маркетинга

     Раздел 6. План производства

     Раздел 7. Организационный план

     Раздел 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы

     Раздел 9. Оценка риска и страхование

     Раздел 10. Финансовый план

     Раздел 11. Приложения

     На  титульном листе бизнес-плана  следует указать, что приведенная  в данном бизнес-плане информация носит конфиденциальный характер и  представляет предпринимательскую  тайну. 

     Раздел 1. Резюме

     Предельная  простота и минимум специальных терминов. В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два вопроса: "Что они получат при успешной реализации данного плана?", и "Каков риск потери ими денег?". В этом разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках.

     По  каждому направлению устанавливаются  цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий, определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.   

     Таблица 1: Резюме

     Суть проекта       
     Цель проекта       
     Наименование предприятия – организатора проекта       
     Структура уставного  капитала       
     Ф.И.О. руководителя, телефон, факс       
     Местонахождение предприятия       
     Основные участники  предприятия       
     Направления использования инвестиций       
     Маркетинговые исследования       
     Сметная стоимость  проекта       
     Собственные средства на реализацию проекта       
     Привлеченные средства       
     Государственная поддержка       
     Срок окупаемости       
     Показатели эффективности       
     Стадия разработки проекта       
 

     Раздел 2. Описание товаров (услуг)

     В этом разделе бизнес-плана описываются все товары (или услуги) фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.

     Опыт  показывает, что успешно и стабильно  может вести бизнес только тот  предприниматель, который при выборе товаров (услуг) прежде всего, ориентируется на:

     - наибольшую степень удовлетворения  потребностей покупателей;

     - высокий уровень конкурентоспособности  своей продукции.

     В этом разделе необходимо дать описание всех товаров и услуг, предлагаемых фирмой, осветив следующие вопросы:

  • Наименование продукта и его спецификация.
  • Назначение и области применения.
  • Является ли этот продукт товаром рыночной новизны?
  • Вписывается ли предлагаемый продукт в существовавший до этого ряд продуктов?
  • Название товара (услуги).
  • Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).
  • Основные технико-экономические и потребительские характеристики товара (услуги).
  • Какие потребности (настоящие и потенциальные) призван удовлетворять предлагаемый товар (услуга)?
  • Степень освоения предлагаемой к производству продукции.
  • Имелись ли похожие продукты, которые уже были реализованы, и если да, то с каким успехом?
  • Наличие лицензии на производство товара (оказание услуги), использование товарного знака, изготовление промышленного образца.
  • Насколько данный товар (услуга) отвечает требованиям законодательства, традициям и обычаям страны рынка?
  • Наличие сертификата или необходимость выполнения сертификационных требований.
  • Имеет ли данный товар фирменную марку?
  • Особенности дизайна товара.
  • Особенности упаковки товара.
  • Регулярность спроса на данный товар (услуги).
  • На каких рынках и каким образом он продается?
  • Как долго этот товар (услуга) будет оставаться новинкой на рынке и могут ли конкуренты в ближайшее время выпустить подобный продукт?
  • Особенности технологии изготовления товара.
  • Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемого товара (услуги) или технология его производства (ее предоставления)?
  • Почему потребители отдадут предпочтение данному товару фирмы? Что составляет основное преимущество предлагаемого товара в глазах потребителей? В чем его недостатки?
  • Цены, по которым продается товар (услуга). Затраты, которые требуются для его производства. Чистая прибыль, которую будет приносить продажа одной единицы товара (услуги
  • Учитывается ли мнение потребителей при разработке новых товаров?
  • Организация предпродажного и послепродажного обслуживания данного товара (если это техническое изделие).
  • Описание концепции развития продукта следующих поколений.
  • В какой степени сбыт продукта зависит от реализации других (сопутствующих) товаров?
  • Насколько реальна концепция продукта и будет ли он выполнять те функции, которые декларируются авторами проекта?
  • Насколько сложна подготовка потребителя для использования продукта?
 

     Раздел 3. Оценка рынков сбыта продукции (услуг)

     Этот  раздел посвящен изучению рынков и позволяет предпринимателю четко представить: кто будет покупать его товар и где его «ниша» на рынке.

     В первую очередь нужно определить тип рынка по каждому товару или  услуги.  С этой целью предлагается следующая классификация рынков:

          Бесплодный рынок, т.е. рынок не имеющий перспектив для реализации рассматриваемых товаров или услуг.

     Основной  рынок где реализуется основная часть товаров и услуг.

     Дополнительный  рынок который поглощает небольшую часть товаров (услуг).

     Растущий  рынок, т.е. имеющий реальные возможности для роста объёмов реализации товаров.

     Потенциальный рынок, т.е. имеющий перспективы реализации товаров однако, при определённых условиях.

     Избирательный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации.

     Прослоечный рынок (вялый, не активный), на котором торговые операции не стабильны, но имеются перспективы превращения его в активный рынок при определённых условиях, однако он может стать и бесплодным рынком.

     Для того чтобы правильно определить свое место на рынке, предпринимателю необходимо знать следующее:

  • каково целевое назначение каждого потенциального рынка;
  • из кого и из чего состоит рынок;
  • какие правила действуют на нем;
  • какие ограничения (экономические, законодательные,
  • социальные и др.) накладывает рынок на предпринимательство;
  • какие возможности предоставляет рынок предпринимательству.

     При исследовании рынка предпринимателю  необходимо получить ответы на семь важнейших вопросов, а именно:

    1. Что покупают?
    2. По какой цене?
    3. Кто покупает?
    4. Почему покупают?
    5. Как осуществляется покупка?
    6. Когда покупают?
    7. Где покупают?
 

     Раздел 4. Анализ конкуренции на рынках сбыта

     Этот  раздел необходимо посвятить анализу  рыночной конъюнктуры, характеристики своих конкурентов, их стратегии  и тактики.  В этом разделе необходимо дать ответы на следующие вопросы с учётом деятельности конкурента:

  • Является ли область деятельности фирмы новой и быстро меняющейся, или же давно существующей и не подверженной быстрым изменениям?
  • Существует ли большое число фирм предлагающих подобные товары или услуги, или же в конкурентной борьбе участвует ограниченное их число?
  • Почему данную фирму следует считать конкурентной?
  • Какую часть рынка контролируют крупные фирмы?  Какова динамика овладения этими фирмами рынком?
  • Какие организационные структуры наиболее распространены на фирмах ваших конкурентов?
  • Как обстоят дела у фирм конкурентов с доходами, с внедрением новых моделей, с послепродажным обслуживанием и т.д.?
  • Какова конкурентоспособность каждого товара на рынке и сегменте?
  • Как и почему в зависимости от конкуренции целесообразно расширять или сокращать ассортимент товаров?
  • На какой стадии ЖЦТ фирма собирается выйти на рынок?
  • На какие рынки и сегменты следует продвигать новые товары, какие и почему?
  • Какие товары следует снять с производства и почему?
  • Является ли проведение научных исследований и осуществление новых разработок важной частью успеха в вашей сфере бизнеса?
  • Что является предметом наиболее жёсткой конкуренции в вашей cфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание, имидж фирмы и др.)?
  • Много ли внимания и средств ваши конкуренты уделяют рекламе своих товаров?  Услугами каких рекламных фирм они пользуются?
  • Что собой представляет продукция конкурентов: основные технико-экономические показатели, уровень качества, дизайн и т.д?
  • Каков уровень цен на продукцию конкурентов?  Какова хотя бы в общих чертах их политика цен?
  • Каков имидж фирм конкурентов?

     Для оценки своих сравнительных преимуществ  по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и её главных конкурентов. 
 

Информация о работе Основы разработки бизнес-плана