Отделения банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:06, доклад

Описание

Каждый отдел любой организации – это обособленный мир, живущий по своим законам и порядкам, придерживающийся определенных принципов и схем работы. Безусловно, для успешной деятельности организации в целом нужны слаженные действия всех ее подразделений. Не существует важных или неважных отделов, но, тем не менее, среди них можно выделить выполняющие первостепенные или второстепенные задачи.

Работа состоит из  1 файл

Банк.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)


Каждый отдел любой организации – это обособленный мир, живущий по своим законам и порядкам, придерживающийся определенных принципов и схем работы. Безусловно, для успешной деятельности организации в целом нужны слаженные действия всех ее подразделений. Не существует важных или неважных отделов, но, тем не менее, среди них можно выделить выполняющие первостепенные или второстепенные задачи. 

Применительно к кредитным организациям сразу несколько отделов определяют работу всех остальных. Это подразделения расчетно-кассового обслуживания, валютных операций, ценных бумаг, пластиковых карт и, конечно же, кредитования. От них зависит экономическое положение банка, его позиция на финансовом рынке, способность выполнять показатели бизнес-плана и многое другое. Поэтому работа каждого из этих подразделений должна быть продумана и выстроена наилучшим образом.

Операционный отдел

Операционист, бухгалтер, специалист - обычно так звучат должности, работающих в этом отделе банковских работников. Отдел занимается непосредственно прямым обслуживанием клиентов:

• физических лиц, т.е. населения,

• юридических лиц, т.е. организаций и предприятий.

Соответственно, в работе данного отдела имеется два направления: обслуживание физических лиц и обслуживание юридических лиц.

Работа операциониста (бухгалтера, специалиста) по обслуживанию физических лиц состоит в нижеследующем:

Оформление и выдача вкладов населения, начисление процентов по вкладам, прием и выдача денежных переводов, открытие текущих счетов физическим лицам, работа с банковскими картами, оформление различных платежей и иных операций, проводимых данным банком с физическими лицами.

Работа операциониста (бухгалтера, специалиста) по обслуживанию юридических лиц состоит в нижеследующем:

Прием и проверка расчетных документов от клиентов юридических лиц и проведение операций по их счетам, открытым в банке, прием от предприятий и организаций денежных чеков на выдачу наличности и объявлений на взнос наличных, операции по корпоративным пластиковым картам и прочие операций, которые связаны с банковскими счетами юридических лиц в данном банке.

Кроме того сотрудники данного отдела осуществляют подготовку и отправку всех платежей, совершенных клиентами банка в течение всего операционного дня, готовят ответы на запросы многочисленных контролирующих органов, касающихся операций по счетам клиентов, а также исполняют распоряжения профильных подразделений банка к расчетным и текущим счетам клиентов.

Работа в банке в операционном отделе требует определенной подготовки. Как правило, берут сюда специалистов уже имеющих опыт подобной работы. Связано это, прежде всего, с тем, что операционная работа строго регламентирована целым рядом нормативных актов банковского, гражданского и налогового законодательства.

Отдел кассовых операций

Отдел кассовых операций производит кассовое обслуживание клиентов, проще говоря, принимает и выдает наличные деньги. Сотрудники, работающие здесь – кассиры, кассовые работники должны иметь навыки работы с наличными денежными средствами. Работа в банке в отделе кассовых операций также строго регламентирована.

Помимо функций выдачи и приема наличных денег, на кассира может быть возложено исполнение некоторых функций бухгалтера, т.е. кассир может не только принимать и выдавать денежные средства, но и оформлять документы на их прием/выдачу.

Помимо наличных денежных средств кассовые работники кассовые работники осуществляют прием, хранение и выдачу других ценностей: драгоценных металлов, монет, бланков, ценностей клиентов в индивидуальных банковских сейфах и т.д. Кассовый работник банка должен иметь документ, свидетельствующий о прохождении специальной подготовки по способам определения платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России, а также сертификат на право работы с иностранной валютой.

Кредитный отдел

Работа в банке в кредитном отделе это не просто выдача кредитов, а сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Каждый этап сопровождает экономист кредитного отдела  или кредитный эксперт. В зависимости от объема операций все этапы по одному или группе клиентов сопровождает один специалист, или каждый этап сопровождает отдельный специалист.

1. Переговоры с потенциальным клиентом, оценка его кредитоспособности и платежеспособности.

На данном этапе экономист кредитного отдела оценивает возможность потенциального клиента погасить запрашиваемый кредит, оценивает риски банка, связанные с данным клиентом. Делается это на основе финансовой отчетности клиента и требует опыта и хорошего знания анализа финансового положения юридических и физических лиц.

2. Оформление документов на выдачу кредита и непосредственно подготовка в операционный отдел распоряжений о зачислении (выдаче) клиенту кредитных денежных средств. Как правило, каждый банк имеет типовые договора на выдачу кредитов, договора залогов и договора поручительства. Здесь главная задача правильно занести в договор данные клиента и данные о его кредите.

3. Сопровождение выданного кредита.

Сложный и ответственный этап, требующий опыта и отличного знания нормативных актов Банка России касающихся кредитования и создания резервов. Сотрудники (экономисты) кредитного отдела, курирующие данный этап: отслеживают правильность и своевременность погашения платежей по кредитам, выдачу и погашения овердрафтов и кредитных линий, формируют профессиональные суждения о категориях качества выданных кредитов с целью создания или уточнения размера резервов на возможные потери, проверяют состояние залогов по выданным кредитам (если в банке нет отдела залогов). Вопросы кредитования и создания резервов по выданным кредитам – самое проверяемое Центральным Банком России направление работы коммерческого банка. Поэтому, на данном участке работают специалисты, имеющие достаточный опыт практической работы.

Специалист по сопровождению кредитного отдела может заниматься также отражением операций кредитования в бухгалтерском учете, если в банке не выделено специального отдела.

Как видим, работа в кредитном отделе ответственна и сложна и требует определенной подготовки.

Отдел работы с ценными бумагами

Специалисты данного отдела занимаются операциями банка, связанными с обращением векселей (учтенных и собственных), сертификатов, а также операциями банка и его клиентов на фондовом рынке.

Специалист отдела должен хорошо разбираться в достаточно большом объеме нормативных и законодательных актов РФ, касающемся вопросов ценных бумаг

Специалисты отдела, работающие на фондовом рынке, вообще являются узкопрофильными и имеют специальную подготовку, подтвержденную специализированными сертификатами.

Отдельное место в отделе ценных бумаг занимают специалисты, отражающие операции в бухгалтерском учете банка (если в банке не выделен для этого отдельный отдел).

Валютный отдел

Все операции банка с иностранной валютой проводят специалисты валютного отдела.

В их функции входит, в том числе, анализ изменения курсов иностранных валют с целью установления курсов по валютным операциям банка. Одним из направлений деятельности валютного отдела является направление международных отношений, обычно это направление выделяется в отдельные подразделения.

Одной из важных задач специалистов валютного отдела банка – осуществление валютного контроля. Валютный контроль – это функция, возложенная на банки Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Основная цель валютного контроля – не допустить нарушений валютного законодательства РФ при осуществлении расчетов клиентами в иностранной валюте, а также при расчетах с нерезидентами. Специалист валютного отдела - валютный контролер на основании предоставленных клиентом документов (договоров, контрактов и т.д.), курирует каждую сделку, попадающую под валютный контроль.

Работа на должности специалиста валютного отдела требует отличного знания валютного законодательства, так как любая ошибка повлечет за собой нарушение валютного законодательства, а штрафные санкции за это довольно велики.

Отдел финансового мониторинга

Очень серьезная структура банка. Своим появлением в российских банках она обязана Закону № 115-ФЗ от 15.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Цель ее – выявление операций клиентов, подлежащих контролю и носящих подозрительный характер исходя из положений данного закона. В отделе работают хорошо подготовленные специалисты, ежегодно в обязательном порядке проходящие обучение. Следует отметить, что четкое знание и исполнение положений данного закона требуется от специалиста любого отдела банка. Одна из задач сотрудников отдела финмониторинга проводить обучение специалистов других отделов и контролировать исполнение требований закона на местах.

Стремиться на работу в данный отдел новичку не стоит. Нарушения положений закона ведут к серьезным санкциям против банка: от штрафов до закрытия и отстранения от должности руководителя банка

Юридический отдел

Название отдела говорит само за себя. Работать тут могут специалисты с юридическим образованием. Юрист банка должен быть специалистом широкого профиля в своей области. Это связано опять же с разнообразием направлений банковской деятельности. Здесь требуется хорошее знание банковского законодательства, налогового законодательства, законодательства о банкротстве, гражданского законодательства. Как минимум юрист, работающий в банке, должен знать и применять на практике все перечисленные в данной статье нормативные и законодательные акты. В крупных банках, конечно, юридические службы подразделяются по направлениям банковской деятельности.В более мелких банках, юрист, как правило, имеет более широкий кругозор, так как ведет юридическое сопровождение сразу нескольких направлений. Многие юристы банков дополнительно имеют второе высшее экономическое образование.




 

Отдел бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения

Основной задачей сотрудников данного отдела является правильное и своевременное отражение в бухгалтерском и налоговом учете всех операций банка, а также составление многочисленной отчетности в контролирующие организации.

Отдел, как правило, имеет четыре крупных направления. В крупных банках эти направления выделены в отдельные подразделения.

1. Учет клиентских операций

Бухгалтерский учет всех операции, так или иначе связанные с клиентами банка. Это, например операции кредитования, начисления процентов, депозитные операции клиентов, операции с ценными бумагами клиентов, валютные операции клиентов и т.д. Отражение в учете данных операций происходит по распоряжениям профилирующих отделов (кредитного, валютного и т.д.).

2. Учет собственных операций банка

Помимо клиентских операций банк проводит также операции, касающиеся его собственной деятельности. Собственная деятельность банка подразделяется в свою очередь на внутренние операции и внутрихозяйственные операции.

К внутренним операциям банка относятся, например, операции расчетов по обязательным резервам, расчетов по межбанковским кредитам и депозитам (т.е. один банк выдает/размещает кредит/депозит другому банку) и прочие операции банка не связанные напрямую с клиентами банка.

Внутрихозяйственные операции – это операции банка, обеспечивающие его функционирование как организации. Это учета труда и зарплаты, учет расчетов с подотчетными лицами, учет основных средств и материалов и т.д.

3. Отчетность

Отчетность, составляемая банком многочисленна, многообразна и имеет различную направленность.

Специалисты, работающие в отделах отчетности, собирают, анализируют и обобщают данные по все операциям банка и сводят их воедино по формам отчетности.

В первую очередь, банки сдают отчетность в Центральный Банк РФ.

Помимо вышеуказанной отчетности по стандартам России (РСБУ), банки составляют также отчетность по МСФО (международные стандарты отчетности). Специалисты по МСФО, особенно со знанием иностранных языков очень ценятся и имеют, как правило, зарплату на порядок выше, чем у других специалистов. МСФО достаточно сложная область банковской деятельности, работа по данному направлению требует специального обучения и получения специализированных сертификатов.

Помимо внешней отчетности банками составляется отчетность внутренняя (управленческая). Специалисты, занимающиеся управленческой отчетностью, анализируют операции и показатели банка по установленным в каждом банке критериям и составляют формы отчетности для принятия управленческих решения (для акционеров, для правления и прочего руководства банка). Как правило, управленческая отчетность по максимуму приближается к МСФО.

4. Налогообложение

В отделах, занимающихся налогообложением, работают специалисты, имеющие достаточный опыт и отлично знающие налоговое законодательство РФ. Ведь в связи с многообразием операций банка налогообложению подлежат как операции с клиентами (например, НДФЛ с вкладов, НДС с некоторых комиссий банка и т.д.), так и собственные операции банков (например, НДФЛ с зарплаты сотрудников и т.д.). Банки являются плательщиками всех основных налогов и взносов: на прибыль, НДС, транспортного налога, налога на землю, взносов во внебюджетные фонды и т.д.

Специалисты отделов налогообложения отслеживают все налогооблагаемые операции проводимые банком и следят за правильностью исчисления соответствующих налогов. Кроме того, ими составляются регистры налогового учета и налоговая отчетность.

Цель и задача специалистов данного отдела – правильность и своевременность исчисления и удержания налогов и сдача отчетности в налоговые органы и фонды.

Банковский специалист по налогообложению также может легко в последствии адаптироваться на аналогичной должности в любой другой не банковской организации.

Отдел продаж (отдел прямых продаж/отдел работы с клиентами)

Работают здесь менеджеры в различных вариантах (менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по привлечению клиентов и т.д.). Их цель – привлечение новых клиентов и удержание старых. На работу в такие отделы берут, как правило, молодых активных людей, возможно без опыта банковской работы. Главные качества – коммуникабельность, презентабельная внешность и стрессоустойчивость (ибо некоторые клиенты могут неоднозначно отреагировать на попытки их привлечь). Обычно банки проводят собственное обучение сотрудников данных отделов активным продажам. Работа сводится к выполнению установленных планов продаж по каждому банковскому продукту, и возможно, первичному сбору документов от клиентов (на кредит, на оформление банковских карт и т.д.). Сотрудники отделов продаж всеми возможными способами собирают контакты потенциальных клиентов, проводят различные промо акции, презентации, обзванивают потенциальных клиентов, другими словами делают все, чтобы в условиях острой конкуренции с другими банками привлечь максимальное количество клиентов в банк и удержать их там. Именно менеджеры таких отделов банка работают в торговых точках, принимая документы на оформление товаров в кредит.

Информация о работе Отделения банка