Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:40, курсовая работа
Планирование производства отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу.
Введение
Плановые показатели
Производственная мощность
Материальные ресурсы
Выбор технологии
Выбор оборудования
Планирование выпуска продукции
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Пермского Государственного Технического Университета
Курсовая работа
По дисциплине: Планирование
на тему:
План производства
Выполнила: Чупина Т.И.
Гр. УЗ 05С
Проверил:
Стерлядев С.А.
г. Пермь 2007 год.
Содержание
Введение
Плановые показатели
Производственная мощность
Материальные ресурсы
Выбор технологии
Выбор оборудования
Планирование выпуска продукции
Заключение
Список литературы
Введение
Разработка плана производства является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а так же главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т.п. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
В современных условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления гибких бюджетов и непредвиденных расходов и т.д. Гибкая производственная политика предприятий или фирм может при планировании входить в конфликт с целями отдельных подразделений и функциональных служб, стремящихся к массовому производству товаров (производственные службы), ограниченному числу видов продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-планам (плановые службы), четко определенным бюджетам (финансовые службы), стандартизированным сделкам (маркетинговые службы), пассивным действиям против конкурентов (юридические службы). В этих условиях высшие руководители-менеджеры
должны добиваться тесного взаимодействия функциональных подразделений своей организации в выборе конкретной стратегии для каждого из них. В зависимости от выполняемых функций каждое подразделение при планировании работы может быть ориентировано на достижение следующих стратегических или тактических задач в сфере своей деятельности
Маркетинг — привлечение и сохранение лояльной группы потребителей своей продукции посредством уникального сочетания таких плановых функций и показателей или рыночных сфер и характеристик, как товар, сбыт, продвижение, цены, реклама и др.;
Производство — полное использование имеющихся производственных возможностей для удовлетворения потребностей рынка в выпускаемой продукции, обеспечения высокого качества товаров и снижения отдельных издержек на изготовление и продажу продуктов;
Проектирование — создание конкурентоспособной продукции, выявление нововведений, поиск технологических прорывов, улучшение показателей качества продукции и работ;
Снабжение — приобретение материалов большими однородными партиями с высоким качеством и низкими ценами, поддержание больших запасов ресурсов;
Финансы — функционирование предприятия в пределах запланированного бюджета, ориентация на прибыльную продукцию, контроль кредита и минимизация стоимости займов для фирмы;
Учет — стандартизация отчетности по всем видам деятельности предприятия, тщательная детализация издержек производства, унификация коммерческих сделок;
Законотворчество — обеспечение защищенности стратегии предприятия от неправедных действий правительства, конкурентов, поставщиков ресурсов и потребителей товаров.
В процессе планирования производства, как свидетельствует опыт американских фирм, должен достигаться компромисс между возможностями выпуска, и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском и т.п. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели.
Планирование производства отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу.
В современных условиях производители и предприниматели самостоятельно планируют текущую и перспективную производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность. Определяют стратегию и программу развития и расширения производства исходя из рыночного спроса на продукцию, работы и услуги предприятия, а также необходимости достижения равновесия спроса и предложения, получения высокой прибыли и личных доходов персонала, осуществления других социально-экономических проблем и оперативно-тактических целей или задач в плановом периоде. Все принимаемые планово-управленческие решения, учитывающие взаимодействие основных внутренних факторов и внешних рыночных условий, являются обязательными для руководителей различных уровней управления, специалистов линейных подразделений и функциональных служб, рабочих основных и вспомогательных производств предприятия.
1.Плановые показатели
В годовом плане производства, каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
— основная цель производственной деятельности фирмы и ее отдельных подразделений на плановый период;
— объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
— расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;
-определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
— распределение планируемых работ по основным цехам — исполнителям
рыночных заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на
рынок;
- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет
объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки
технологического оборудования и производственных площадей;
— обоснование методов и форм организации производства запланированных
товаров, работ и услуг и контроля выполнения планов производства и
реализации продукции.
Как видно, планирование производства предусматривает систему взаимодействия комплекса экономических ресурсов внутрифирменных факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии и поставленных задач на основе полного использования технических, организационных и иных имеющихся на предприятии резервов.
Планирование служит необходимым условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих изделий для производства требуемых рынком товаров и услуг. Поэтому каждая независимая! производственная фирма должна самостоятельно планировать свою производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей рынка и своих возможностей.
2.Производственная мощность
Производственная мощность предприятия — это объем или количество единиц продукции, которые могут быть изготовлены за определенный период. Мощность предприятия, взятая за небольшой отрезок времени, может считаться постоянной величиной. При этом следует иметь в виду необходимость внесения коррективов по мере изменения производства и номенклатуры изделий,
Достижимая нормальная мощность - это количество единиц продукции произведенных при определенных условиях за один год. Она должна соответствовать величине спроса, предусмотренной при исследовании
рыночной конъюнктуры. Нормальная мощность достигается в нормальных рабочих условиях с учетом установленного оборудования, соблюдения технических характеристик предприятия. Номинальная максимальная мощность — это технически достижимая мощность — обычно соответствует мощности установленного оборудования и гарантируется поставщиком. Работа на пределе возможностей для достижения максимального выпуска продукции, внеплановое потребление предметов производственного снабжения, вспомогательных средств, запасных частей и деталей.
Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического исследования с учетом:
• прогноза спроса и степени проникновения на рынок для какого-либо конкретного изделия;
• наличия требующихся ресурсов;
• типа производства (единичное, серийное и т.д.);
• вида выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
• применяемой технологии;
• минимально окупаемого (рентабельного) размера данного вида производства.
После выбора мощности и производственной программы определяется потребность в материальных ресурсах. Такие рас четы производятся с учетом
эффективности использования материальных ресурсов, источников финансирования и возможных источников их приобретения.
3.Материальные ресурсы
После установления объема конечной продукции и, если возможно, промежуточных изделий, определяют конкретные потребности в материальных ресурсах и рабочей силе. Для этого можно использовать диаграмму потоков материалов, в которой отражаются балансы материалов и вспомогательных средств на различных стадиях производства. Прогнозируемая потребность в материалах и рабочей силе используется для расчетов связанных с ними расходов. В соответствии с этим определяются потребности материальных и финансовых средств на:
• основные материалы, например сырье, полуфабрикаты, закупленные
товары и т.д.;
• вспомогательные материалы;
• основные вспомогательные средства;
• рабочую силу.
Следует подготовить детальные оценки для различных стадий производства. При подготовке данных о потреблении материалов учитываются отходы,
повреждения или отбраковка, а при расчете потребностей в рабочей силе — создание необходимых резервов и т.п.
Исходными данными для расчета потребности производства в материальных ресурсах являются предусматриваемые объемы выпуска продукции и услуг, нормативная база потребности в материальных ресурсах на единицу продукции.
Немаловажное значение имеет наличие основных производственных материалов и источников их пополнения. Цены, по которым поступают материалы, — определяющий фактор торговой и финансовой жизнеспособности большинства предпринимательских проектов. Некоторые проекты разрабатываются для эксплуатации имеющегося сырья или использования основных материалов — продуктов других производственных процессов.
Оценить потребности в материалах можно лишь после определения мощности предприятия, технологии и оборудования, которые будут использоваться.
Если исходный материал имеется в самом регионе, следует определить его конкретное местонахождение. Для разрабатываемого проекта оценивается альтернативное использование подобных материалов в будущем и возможное влияние различных факторов на их наличие.
Стоимость основных материалов — один из важнейших элементов при определении расходов на проект и поэтому требует тщательного анализа. Для отечественных материалов текущие цены рассматривать в свете прошлых тенденций, прогнозов на будущее и эластичности спроса. Чем ниже эластичность, тем выше цена, связанная с растущим спросом на определенный вид материала. Учитываются также издержки на транспортные средства.
Другим важным фактором при определении потребностей в материальных ресурсах является организация материально - технического снабжения. При разработке программы снабжения информация о потребностях в материалах и иных факторах производства, их наличии и предполагаемых удельных издержек увязывается с другими элементами технико-экономического исследования. Программа снабжения служит базой для расчета потребностей в складских помещениях. Это особенно актуально, если в результате размещения предприятия и источников материалов в разных местах или транспортных трудностей нет возможности обеспечить бесперебойную
поставку материалов. При исчислении инвестиционных и производственных расходов в них включают издержки на дополнительное строительство складских помещений и на хранение товаров.