Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:25, реферат

Описание

До недавнего времени социологи указывали на низкий уровень политической активности молодежи (и студенчества в том числе). По данным М. Катаева, меньше 30% данного социального слоя считают, что молодежь должна участвовать в политической жизни страны. [6]

Однако ситуация изменилась в связи с событиями «оранжевой» революции 2004 г., которая никого не оставила равнодушным никого: украинское гражданское общество разделилось на два лагеря – «поддерживаю» и «не поддерживаю». Оранжевая революция взбудоражила умы и сердца людей; вызвала радость, гнев, надежду, раздражение и прочие эмоции и переживания. Украинский народ вышел из спячки под названием «политическая пассивность» и даже «абсентеизм».

Студенчество не осталось в стороне, наоборот, оно либо с задором и свежими силами «нырнуло» в этот «оранжевый океан», либо оставалось на «суше» и активно протестовало против «оранжевого хаоса».

Содержание

Введение
Сознание студенческой молодежи
Политическая активность студентов
Политическая социализация
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Семестровая по политологии.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное учреждение высшего

      Профессионального образования

      Волгоградский Государственный Технический

      Университет

      (ВолгГТУ) 
 

      Семестровая работа

      По  производственному менеджменту 

      Тема: «Политические особенности студенческой молодёжи» 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил: студент группы

      Эмм-354 Борисов Е.А.

      Проверил: преподаватель Скобелина  Н.А. 

      Волгоград  2010г. 

                                                Оглавление 
 
 

    1. Введение
    2. Сознание студенческой молодежи
    3. Политическая активность студентов
    4. Политическая социализация
    5. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 1.Введение.

      Движущей  силой многих социально-политических изменений и преобразований в  различных странах в различные  исторические периоды являлось студенчество. Именно студент, с его радикальным и бескорыстным желанием «сделать этот мир лучше и правильнее», с его свежеприобретенными знаниями и оригинальными взглядами на мир, сыграл немаловажную роль в политической жизни большинства стран, а особенно в революционных движениях. Примеры подобной деятельности студенчества довольно полно описаны в исторической и художественной литературе: например, знаменитые революционные кружки в Петербурге конца ХIХ- начала ХХ века, тайные студенческие товарищества Харьковского и Киевского университетов в сер. XIX века и проч. Студенчество того времени представляло собой уникальный феномен стратографического устройства общества. Студент - это больше, чем учащийся высшего учебного заведения. По сути, это особый социально-антропологический тип, отдельное состояние экзистенции. [8]

      До  недавнего времени социологи  указывали на низкий уровень политической активности молодежи (и студенчества в том числе). По данным М. Катаева, меньше 30% данного социального слоя считают, что молодежь должна участвовать в политической жизни страны. [6]

      Однако  ситуация изменилась в связи с  событиями «оранжевой» революции 2004 г., которая никого не оставила равнодушным  никого: украинское гражданское общество разделилось на два лагеря – «поддерживаю» и «не поддерживаю». Оранжевая революция взбудоражила умы и сердца людей; вызвала радость, гнев, надежду, раздражение и прочие эмоции и переживания. Украинский народ вышел из спячки под названием «политическая пассивность» и даже «абсентеизм».

      Студенчество  не осталось в стороне, наоборот, оно  либо с задором и свежими силами «нырнуло» в этот «оранжевый океан», либо оставалось на «суше» и активно  протестовало против «оранжевого хаоса».

                        

                              2.  Сознание студенческой молодежи

      В политическом сознании студенческой молодежи произошел заметный сдвиг. Переход  от бытового интереса к реальному  участию свершился. [2]

      Изучение  психологических особенностей политической активности студенчества является одной  из актуальных тем современной психологической науки.

      В данной статье мы поставили цель выполнить  теоретический анализ психологического аспекта феномена политической активности студентов.

      Для начала следует рассмотреть очень  спорное и дискуссионное понятие  «политическая активность», определений которого существует на данный момент очень много как в политологии, так и в политической психологии.

      Российский  политолог и историк Дилигенский  Г.Г., который, несмотря на свое непсихологические  образование, внес заметный вклад в развитие социально-политической психологии, политическую активность называет вовлеченностью в общественно-политическую жизнь. Согласно его мнению, по степени этой вовлеченности члены любого общества могут быть разделены на три группы: во-первых, лица, для которых политика или работа в общественных организациях является основной сферой профессиональной деятельности («профессионалы» и «лидеры»), во-вторых, те, кто, будучи занят в других сферах профессиональной деятельности или принадлежит к таким категориям населения, как взрослая учащаяся молодежь, пенсионеры, домашние хозяйки, систематически и активно участвует в общественно-политической жизни («активисты»), и, в-третьих, то подавляющее большинство общества, которое систематического активного участия в ней не принимает («масса»). На наш взгляд, разделение политически активных личностей на тех, кто получает материальное вознаграждение за свою деятельность, и тех, кто занимается этим безвозмездно, является удачным и достаточно корректным. Истинные «активисты» сопряжены с такой деятельностью, которая не приносит им каких-либо персональных выгод. Подавляющее большинство рядовых активистов не имеют ни возможностей, ни желания продвигаться по иерархический лестнице своих организаций. И в то же время их общественная деятельность часто приносит им материальный ущерб, ведет к физическим и нервно-психологическим перегрузкам, нарушает, а то и вовсе подрывает семейную жизнь. И, несмотря на все лишения и трудности, активисты существуют в любом обществе. Дилигенский задался вопросом: почему люди выбирают такой путь? Что ими движит? Отвечая на этот вопрос, он ссылается на исследования особенностей «неформальных» движений периода перестройки О.Н. Яницкого, который показал, что наиболее глубокой психологической мотивацией участников были потребности в самореализации личности, в проявлении индивидуальности, в самостоятельно конструируемых, разнообразных, эмоционально насыщенных социальных связях, в общении. [10] Действительно, для человека, чьим уделом является повседневная рутина неинтересного труда и однообразных семейных обязанностей, общественная активность - сфера приложения личностных сил и способностей; она радикально обогащает содержание жизни, наполняет ее новым смыслом. [5, С.113-114]  
 

                             3.Политическая активность студентов

      Российский  политический психолог Ольшанский Д.В. под политической активностью на индивидуальном уровне подразумевает  совокупность проявлений тех форм жизнедеятельности  человека, в которых выражается его  стремление активно участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы. [9, С. 137]

      Гозман  Л.Я. считает, что политическая активность – это одна из моделей политического  поведения, которая включает в себя такие важные психологические показатели как восприятие индивидом своего участия, чувство вовлеченности в политику и мотивация участия. Гозман Л.Я. и Шестопал Е.Б. выделяют макрофакторы политической активности (господствующие мировые тенденции, которые освобождают или порабощают человека и др.), факторы среднего уровня (благополучие отдельной личности, взаимоотношения в коллективе и т. д.) и микрофакторы (образование, прошлый опыт, мотивы, темперамент и др.). [3, С.114]

      Деркач  А.А. определяет активность как характерологическое  свойство человека, социальной общности, делающее их способными эффективно функционировать в различных условиях. [4, С.124-125] На наш взгляд, такое определение не является удачным, так как категория «активность» не является свойством характера (в отличии от психофизиологических особенностей и темперамента).

      Понятие «политическая активность», несмотря на его значимость, пока еще не включено в содержание психологических словарей. Рассматриваются лишь смежные понятия: политическое сознание, политические поведение и политическое участие.

      На  основе анализа содержания феномена политичекой активности в психологической литературе мы можем сформулировать следующее определение: политическая активность – это вовлеченность личности в социально-политическую жизнь общества, которая проявляется в когнитивной, эмоциональной и поведенческой формах.

      Рассмотрение  научных данных по психологическим  особенностям политической активности студенчества показало очень низкую степень разработанности этой проблемы.

      Кияшко  Л.А. выделяет протестную активность как  особую форму политической активности студенчества. Проведенные ею эмпирические исследования выявили следующие психологические особенности протестной активности студента: наиболее выраженный ее компонент – когнитивный, т.е. студенты обращают внимание на ошибки и просчеты политиков, отдельных политических сил; наименее выраженный компонент – поведенческий. Кияшко Л.А. установила, что между протестной активностью и ее психологическими детерминантами (агрессивность, деструктивный стиль поведения в конфликтах, наличие деструктивных идеологических стереотипов) существует хорошо выраженная прямая корреляционная связь: более высоким значениям протестной активности отвечают более высокие показатели ее психологических детерминант. Выявлен преобладающий стереотип молодежи: «у нас всегда есть враги» и «за будущее надо бороться». [7]

      Диссертационное исследование Билоус И.М. показало, что  молодежная Интернет-аудитория (в том  числе и студенчество) в реальной жизни является политически активной и принимающей участие в социально-политической жизни общества. Более того, действия этой группы молодых людей являются более продуманными и рациональными из-за высокой политической информированности (посещение официальных сайтов партий, обсуждения на форумах и пр.). [1]

      Таким образом, на основании теоретического анализа мы раскрыли содержание понятия политической активности и предложили собственное определение этого понятия. Установлено, что проблема психологических особенностей политической активности студенчества является слабо разработанной в политической психологии и требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований. 

                                    4. Политическая социализация

      Политическая  социализация - это процесс усвоения индивидом ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы [Мухаев 2005 : 265]. Вхождение человека в политическую жизнь предполагает овладение им определенными политическими ценностями, нормами и образцами поведения, способами политической деятельности, а также творческое активное отношение к ним. Процесс этот отличается непрерывностью и отсутствием очерченных границ, он продолжается на протяжении всей человеческой жизни.

      Политическая  социализация включает в себя познавательную, воспитательную и практическую деятельность в их единстве и способствует формированию свойств политической субъективности. В задачи учебного процесса вуза входят:

      1) формирование интереса у студентов к политической информации и активности к ее поиску;

      2) воспитание привычки к самостоятельной  оценке происходящих политических событий;

      3) формирование умения защищать  свою гражданскую позицию.

      С помощью политической социализации   студенты приобретают основные жизненные ориентации:

      - получают определенную сумму  общепринятых политических знаний;

      - усваивают политические ценности, придающие определенный смысл  их жизни;

      - формируют установки, с которыми  они подходят к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность, апатия, недоверие, враждебность и др.).

      Наличие политических знаний, опыта и культуры помогают личности избежать участи заложника политических игр различных социально-политических сил.

      Процесс вхождения человека в  политику  сложен и опосредован множеством факторов. В их числе прежде всего противоречивость самой политической жизни, где сиюминутные и перспективные потребности, интересы и цели неразрывно взаимосвязаны и переплетены.

      Чем выше уровень приобщения личности к политике и политической культуре, тем отчетливее проявляются ее политическая самостоятельность и сформированность позиций, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические ценности и цели.

      Политическая  социализация личности предполагает ее индивидуализацию: у каждой личности собственные наклонности, предпочтения, ориентации и уровни усвоения культуры, которые оказывают прямое влияние на их индивидуальный выбор. Отсюда достаточно

      широкий диапазон типологии политических индивидуальностей. Одни полностью принимают общепринятые стереотипы, не внося своих корректив; лица, обладающие качествами лидера, способны возбуждать эмоции и активность у других; третьи успешно манипулируют идеями; наконец, есть и индифферентные по  отношению   к   политике  личности.

      В реальном процессе политической социализации человек приобретает социально-политические свойства, необходимые для определения своего места в обществе и достижения достаточного уровня стабильности политической системы, если ей удается выработать у своих граждан принятые в обществе политические знания, ценности и установки.

      В связи с введением новой специальности (Политология) на историческом факультете КГПУ появилась потребность в отслеживании уровня политической социализации студентов-политологов, осуществляемой в ходе учебного процесса. Для этой цели был выбран объект исследования - студенты-политологи I-IV курсов исторического факультета. На данной специальности обучаются 86 студентов. Приняли участие в социологическом опросе 65 студентов (75,5 %). Опрос и обработка анкет проводились в сентябре - декабре 2008 г.

      Для данного объекта исследования характерна высокая географическая мобильность.

      Красноярцы  составляют 56,9 % от числа опрошенных, иногородние - 44,1 %. Это представители из разных городов и районов края (Норильск, Канск, Ачинск, Минусинск, Енисейск, Абакан, Сосновоборск, Железногорск, Тайшет, Назарово, Мотыгино и др.).

Информация о работе Политология