Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:25, реферат
До недавнего времени социологи указывали на низкий уровень политической активности молодежи (и студенчества в том числе). По данным М. Катаева, меньше 30% данного социального слоя считают, что молодежь должна участвовать в политической жизни страны. [6]
Однако ситуация изменилась в связи с событиями «оранжевой» революции 2004 г., которая никого не оставила равнодушным никого: украинское гражданское общество разделилось на два лагеря – «поддерживаю» и «не поддерживаю». Оранжевая революция взбудоражила умы и сердца людей; вызвала радость, гнев, надежду, раздражение и прочие эмоции и переживания. Украинский народ вышел из спячки под названием «политическая пассивность» и даже «абсентеизм».
Студенчество не осталось в стороне, наоборот, оно либо с задором и свежими силами «нырнуло» в этот «оранжевый океан», либо оставалось на «суше» и активно протестовало против «оранжевого хаоса».
Введение
Сознание студенческой молодежи
Политическая активность студентов
Политическая социализация
Заключение
По уровню университетской успеваемости респонденты разделились следующим образом: 29,2 % - отличники, 41,5 % - учатся на отлично и хорошо, 29,3 % - на удовлетворительно.
Из десяти включенных в анкету личностных качеств, которые респонденты отметили как свойственные им: ответственность - 43 %, решительность и настойчивость - 41,5 %; воспитание в себе трудолюбия - 64 %, независимость - 63 %.
Недооценивают, к сожалению, студенты такие качества: воображение - всего только 27,6 %, толерантность - 21,5 %, доброжелательность - 18 %. А ведь эти качества в большей мере необходимы политологу как консультанту и аналитику. Умение общаться с властью и теми, кто нуждается в услугах политолога, имеет непосредственное отношение к успешной профессиональной деятельности в будущем. Следует подчеркнуть, что это на сегодня наиболее уязвимое место в характеристике портрета респондента.
Об искренности ответов на поставленные вопросы свидетельствуют признания студентами слабых сторон своего характера. Так, 60 % опрошенных указали, что им присуща лень; 21,5 % - неорганизованность, 13,8 % - необязательность. И только 24,3 % отметили, что подобные недостатки им не присущи.
Из числа опрошенных 61,5 % считают, что человек сам является творцом своей жизни и своего счастья, и только 7,6 % согласны с утверждением: человек - игрушка в руках судьбы и обстоятельств. 36,9 % испытывают ощущения, что дальше так жить нельзя.
Полученные
данные свидетельствуют о том, что
большинство студентов-
О социальном самочувствии респондентов можно судить по их ответам на вопрос о том, как они воспринимают современную Россию. Содержание большинства ответов характеризует лояльность студентов к существующему режиму и их терпимое отношение к трудностям, которые они считают вполне преодолимыми -53,8 %, а 25 % респондентов уверены, что у России большое будущее; испытывают чувство гордости за свою Родину 15,3 %.
Удовлетворены всеми аспектами своей жизни лишь 24,6 %, остальные - частично. Такой результат свидетельствует о том, что не все возможности для самореализации используются в достаточной мере. Это осознают 55 % студентов-респондентов. Осознание этого факта может стимулировать активность студентов в этом направлении.
Вместе с тем студенты высоко оценивают возможности получения профессионального образования - 69 %, среднюю оценку дают возможности получения информации по интересующим вопросам 40 %. На наличие высокой возможности открыто выражать свои убеждения указали 38,7 %, средней - 35,3 % и низкой - 26 %.
Подавляющее большинство респондентов имеют свою позицию по отношению к происходящим политическим событиям - 67 %; 36 % готовы ее отстаивать по мере возможностей.
Из числа опрошенных 60 % студентов воспринимают себя в качестве самостоятельного субъекта и самодостаточной личности; 24,6 % воспринимают себя как часть целого (нации, страны и т. п.), 15,3 % затруднились дать ответ на данный вопрос.
Анализ анкет по студенческим группам показал, что большинство из тех, кто воспринимает себя как часть целого, - это студенты первого и второго курсов. Их ответы можно объяснить тем, что они пока не располагают достаточными политологическими знаниями.
Наиболее сложными в процессе политической социализации являются восприятие индивидом политических ценностей и интегрирование их в свою личность.
Анализ итогов опроса студентов показывает, что в ранжировании предложенных в анкете
ценностей существует большой разброс мнений. На первом месте оказались такие ценности, как жизнь (36,9 %), чувство собственного достоинства (9,2 %), свобода (7,4 %), образование (6,1 %), здоровье (6,1 %), семья (6,1 %). Следует отметить, что данные показатели довольно низкие. Существенно недооценивается свобода как общечеловеческая ценность.
Можно предположить, что причиной является то, что наш народ за свободу не боролся, а она была дарована сверху в том виде, в каком мы ее имеем. Кроме того, молодое поколение не знает, что такое цензура, о чем можно говорить на занятиях и о чем опасно. Поэтому они не в состоянии определить должное место этой ценности для себя.
Занижена оценка чувства собственного достоинства. Уважительное отношение к себе залог уважения со стороны других. Эта ценность отсутствовала при тоталитарном режиме, где человек превращался в винтик общего механизма и его всегда можно было заменить.
В таких условиях находилось несколько поколений советских людей. Освободить их сознание от рабства невозможно в короткий срок. Данная ценность только начинает утверждаться в российском массовом сознании, в том числе и среди студенчества, что и подтверждают полученные данные.
Таким ценностям, как индивидуализм, респонденты отвели третье седьмое места (27,6 %), а коллективизму - десятое и одиннадцатое (6,1 %). Эти данные свидетельствуют о том, что коллективизм сегодня многими воспринимается как ценность советского образа жизни, когда осуществлялось усреднение личности и приоритет отдавался общественным
интересам за счет личных. Однако коллективизм является общечеловеческой ценностью, которая способствует развитию личностных качеств, необходимых для общения, адаптации к окружающей среде. Кроме того, без развитого чувства коллективизма проявляются негативные свойства индивидуализма, такие как эгоизм, своекорыстие и др. Только в совокупности коллективизм и индивидуализм обеспечивают наиболее полную самореализацию личности.
В условиях рыночных отношений явно занижен интерес респондентов к частной собственности. Она оказалась на 10-13 местах (20 %), конкуренции отведены 8-10 места (15,1 %), 13, 15, 16 места (15,3 %). Таким образом, только 50 % опрошенных придают значение в своей жизни этим новым для российского менталитета ценностям.
Позиции студентов по отношению к ценностям во многом определяются их экономическим положением, социальным статусом и теми конкретными политическими событиями, свидетелями которых они являются.
Образцами социального поведения, как известно, служат социальные нормы права. Право опосредует экономические и нравственные отношения, направляет их развитие, способствует совершенствованию. Нормы права в определенной степени предопределяют процесс политической социализации. Об отношении респондентов к правозаконности свидетельствуют следующие показатели.
Большинство считает себя обязанным соблюдать правовые нормы, проявлять уважение к правам других. Под правом понимают юридическую ответственность за свои действия и поступки (79 %). Отдают предпочтение не закону, а справедливости 13,3 %. Вместе с тем 30,8 % считают, что честным путем трудно чего-либо добиться, а 21,5 % готовы пойти на удачу ложных показаний в суде, 26,1 % могут продать свой голос на выборах,
24,3
% приняли бы участие в
Приемлемым считают совершение экстремистских действий 24,3 % опрошенных студентов. Эти данные заставляют задуматься над тем, в каком направлении может использоваться студенческий максимализм при ухудшении социально-политической ситуации в стране или регионе.
В подготовке специалиста-политолога ведущую роль играют освоение политической культуры, выработка собственного отношения к политике и политической системе в целом, развитие способности оказывать плодотворное влияние на политический процесс в целях эффективного его функционирования.
Анализ итогов опроса свидетельствует, что только около 50 % респондентов проявляют повышенный интерес к политике , безразлично относятся 3 % (явно избравшие специальность не по призванию). Хорошо представляют то, что происходит сегодня в политике, 67,6 %, знают, что делать, чтобы голос их был услышан, 43 %.
В данном случае важное значение имеет уровень подготовки студентов по специальным предметам. Не случайно на эти вопросы затруднились ответить 40 %. Это в основном студенты первого курса, которые политологию в первом семестре еще не изучали.
Прогресс политической социализации в обществе зависит от характера отношений индивида и власти. Человек может пассивно принимать господствующие в обществе стереотипы.
Но
может и активно
Показателем связи между властью и человеком является уровень доверия к политическим институтам и общественным организациям.
В
нашем исследовании по этому вопросу
получены следующие результаты. Представим
их на сравнительной таблице.
Из приведенной таблицы видно, что у студентов показатели доверия к политическим институтам значительно выше общероссийских (за исключением доверия к президенту и церкви). Причины этих различий видятся в том, что опросы проводились в разные периоды времени (в 1998 и 2008 гг.). Известно, что 1998 г. был не лучшим годом для России. Изменения, происшедшие к концу 2008 г., заметно повысили степень доверия к власти.
В
любом обществе основу недоверия
к политическим институтам составляет
отчуждение людей от политики и
политической системы. Встречи президента
с гражданами России, ежегодные Послания
Президента Федеральному собранию, выступления
по телевидению несомненно способствуют
приобщению людей к политике и их
осознанному политическому выбору.
В процессе анализа итогов исследования обнаружено некоторое противоречие. Так, 41,5 % из опрошенных студентов являются носителями такой ценности, как социальная справедливость, и в то же время 38 % предпочли бы жить в обществе социального равенства. Данное противоречие обусловлено отождествлением ценностей социальная справедливость и социальное равенство. Социального равенства быть не может, т. к. люди отличаются друг от друга разными способностями и тем вкладом, который вносят в общественное достояние. Распределение всем поровну есть прямое нарушение принципа социальной справедливости. Равенство допускается и реализуется лишь перед законом, в политических правах и стартовых возможностях.
Около 50 % студентов-респондентов выбрали общество индивидуальной свободы, т. е. их можно характеризовать как носителей либеральных и демократических ценностей.
Итак, на основе проведенного анализа результатов социологического опроса студентов-политологов мы получили интересные и полезные знания об объекте обучения, что, несомненно, скажется положительно на характере взаимоотношений преподавателя и студента.
Выявление слабых сторон, характеризующих респондентов, позволит определить аспекты преподавания, на которые должно быть обращено особое внимание. К ним следует отнести усиление формирования политического, правового и морального сознания значительной части респондентов.
Проделанная
работа открывает возможности для совершенствования
учебного процесса, стимулирует поиск
новых методов и подходов к тем, как обучают
студентов.
.
Литература:
1.
Білоус І.М. Особливості
2.
Білоус І. Політична
3. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов на Дону, «Феникс», 1996. – 448 с.
4. Деркач А.А., Жуков В.И., Лаптев Л.Г. Политическая психология. М.: Академический Проект, Екатеринбург:Деловая книга, 2001. - 858 с.
5.
Дилигенский Г.Г. Социально-
6.
Катаєв М. С. Проблеми
7.
Кияшко Л.О. Соціально-
8. Ольховский Е.Р. Студенческое движение на рубеже XIX-XX вв.: Зарождение большевистской организации в Петербургском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.6. Л., 1989. С.75-111.